О красоте
труда
«…Если увлечённо заниматься
любимым делом, можно пропустить
даже апокалипсис...» (Макс Фрай).
В наше сложное время редко кому удается забыть о грозных событиях. Битва
Света и тьмы накалилась до предела. Страшные катаклизмы потрясают землю и души человеческие.
Усилились проявления злобы и ненавистничества. Тьма наступает, и многие задаются вопросом, как
помочь Силам Света в этой битве.
«Чем же можно преградить путь зла? Только трудом на Земле...Труд и мысль прекрасная
будут оружием победным. Таков путь Братства.» (Братство, часть 1, 578)
О труде знает каждый житель Земли. Но не все знают, что
только его удивительные качества красота и радость способны оздоровить атмосферу. Человек стремится
работать, когда труд дает ему радость. Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. И
она невозможна без чувствования красоты. Ведь красота в труде, это не только то, что человек
получает, но прежде всего то, что он создает. Поэтому чувство радости будет доступно лишь тому из
нас, кто умеет напрягать силы, знает, что такое пот и усталость. Труд, это не только жизненная
необходимость, без которой немыслимо наше существование. Это и сфера проявлений духовной жизни, в
труде раскрывается богатство и красота человеческих отношений.
«Быть настоящим человеком — это значит отдавать
силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом
человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-то хорошее от тебя, от труда твоей
души!» - писал В. А. Сухомлинский.
Полюбить труд невозможно, если не прочувствовать его
красоту. Сам по себе он для многих не представляет особого интереса. Сложно представить, чтобы люди,
направляясь, например, на волейбольную площадку и увидев не вскопанные грядки и лежащие рядом
лопаты, с радостными возгласами взялись бы их копать. При этом, напрочь забыв об игре в волейбол.
Таких вещей почти не бывает. А ведь играя в волейбол, люди расходуют значительно больше энергии, чем
вскапывая небольшую грядку. В чем же дело? Игра приносит удовлетворение, а вскапывание грядок само
по себе многим удовлетворения не дает. Но труд имеет волшебное свойство – интерес к нему и
чувство удовлетворения от работы развиваются именно в ежедневности. Об этом говорит нам Агни
Йога:
«Спрашивают – как быть с каждодневной
рутиною? Очень боятся ее, считают гибелью творчества, думают об унижении достоинства. Но, скажем
– признайте в каждодневной работе пранаяму, возвышающую сознание. Прана нисходит из высших
сфер, но каждая работа рождает энергию, которая в сущности своей подобна пространственной энергии.
Так знающий существо энергий может тачать сапоги, или бить ритм барабана, или собирать плоды. Во
всем будет рождена высшая энергия, ибо она рождается из ритма Космоса...» (Агни Йога,
645).
«…В напряженном темпе работы скрыто
замечательное оккультное качество. Никаким напряжением воли нельзя достичь результатов напряжений
работы. Темп и насыщенность ритма могут сблизиться с космическим напряжением.» (Озарение, 3-VI-8)
В чем заключается это оккультное качество
труда и его красота? Агни Йога утверждает, что в эволюционности, и сравнивает труд с молитвой. А
искренняя молитва соединяет нас с Высшим Миром, приобщая к эволюционному потоку.
«После труда работник и добрее, и
терпимее. Много усовершенствования происходит в труде. В труде эволюция!» (АУМ,
323).
«…Труд так же ведет к Высшему
Миру, как и знание. Ведь каждый труд есть познавание. Так труд есть молитва.» (АУМ,
62)
Часто можно услышать о том, что труд не
приносит радости. Что даже приятное занятие не поднимает надолго настроение. После работы не
чувствуется прилив сил, а хочется быстрее отдохнуть и восстановиться. Иначе говоря, в таком
труде отсутствует красота и её целебное воздействие. На все есть причина. Особо в Учении отмечается
качество труда. Красивыми и целебными могут быть только радостные, качественные и наполненные
светоносными энергиями действия.
«Труд может быть четырех родов
– труд с отвращением, который ведет к разложению; труд несознательный, который не укрепляет
дух; труд преданный и любовный, который дает жатву благую и, наконец, труд не только сознательный,
но и священный под Светом Иерархии... Мало кто из трудящихся может распознать свойство своего труда,
но если бы труженик устремился к Иерархии, он немедленно подвинулся бы к ступени высшей…
(МО2, 118)
Сразу понять и достичь священного труда не легко,
но чистое стремление без желания выгоды и награды поможет преодолеть лень, возможные
страхи и сомнения. В первую очередь, надо наполнить труд красотой. Не может человек творить
красоту только для себя. И в этом заключается еще одно волшебство труда – возможность
трудиться на Общее Благо. Работать не для себя, без награды и поощрения. Многим это кажется
невозможным.
Елена Ивановна Рерих писала:
«Жутко слышать такие утверждения, как:
"Общее благо – пустые слова". Конечно, для испепелившегося сердца и окостеневшего
разума Общее благо есть пустые слова. Но просвещенное сознание понимает всю
полноту своей зависимости от Общего блага.
Общее благо было и есть основа каждого Завета. Учение Христа есть, именно, учение
Общего Блага, и не понимающий и отрицающий этот ПРИНЦИП отрицает и самого
Провозвестника.
Можно удивляться, как люди,
издевающиеся над понятием общего блага, в то же время пользуются удобствами общего блага в городах,
прекрасными путями сообщения и пр.» (17.01.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2)
Можно написать целую книгу о труде на Общее
Благо. И в ней будет место для каждого Великого Учителя, подвижника или героя, для которых благо
других всегда на первом месте.
«При воспитании сердца прежде
всего выдвигается понятие труда. С первых лет устанавливается труд как единственная основа жизни,
как совершенствование. При этом уничтожается представление об эгоизме труда, наоборот,
присоединяется широкое понимание труда на пользу общую. Такое представление уже значительно утончает
сердце, но впоследствии такое расширение понятия труда станет недостаточным. Тогда в огнях сердца
создается труд пространственный для будущего. Тогда никакое отрицание не препятствует росту труда.
Тогда пространственный труд сознательно проникает в Высшие Сферы.» (Сердце,
411)
Человек, который трудится, знает цену своих стараний,
поэтому будет уважительно относиться к труду других. Это и ведет к развитию в человеке хороших
качеств, и преображает его изнутри. Внутренняя красота предполагает милосердие, понимание, доброту.
Именно это имеют в виду, когда говорят, что труд облагораживает. Он делает человека лучше и, к тому
же, исцеляет от любых болезней. После совместной работы на Общее Благо и силы прибавляются, и
усталость прочь уходит, взгляд светлеет и настроение улучшается. Не пустые это слова. Все, кто
трудится на пользу общую, знают это на своем примере.
|