АРКТУР №22

Святитель Николай

Православие - путь к Свету

Есть среди сонма великих праведников такие имена, которые не стирает в памяти людей время. И доколе будет сиять этот наш зрительный мир – имена величайших праведников будут в сердцах верующего человечества. Много великих святителей, праведников и святых знает Церковь Христова, но среди особо почитаемых – имя Святителя Николая. Он, как яркая звезда на небосклоне, освещающая всю вселенную и дающая Божью радость, сияющая великим множеством подвигов и духовных совершенств. Сего великого чудотворца знает Восток и Запад, во всех концах земли известны его чудотворения. Имя Николая Чудотворца почитаемо не только всем христианским миром, но даже мусульмане и язычники обращаются к нему за помощью, ибо он скоро помогает всем, прибегающим к нему с верою.

Среди святых иконописных ликов наш взор с любовью и благоговейным вниманием останавливается на лике Святителя Николая. Как дорог нам этот лик благостного седовласого старца с высоким открытым челом и с проницающими в душу очами, сияющими любовью сострадания! Одетый в церковные ризы с крестами, он держит раскрытое Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру. В лике этом мы ощущаем, данную от Бога, благодать покорять всякую душу, отгонять скорбь и источать утешение.

Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый православный город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам. Но сегодня мы хотим остановиться на образе Николая Зарайского и его чудотворной иконе.

Недалеко от Москвы расположился один из древнейших городов российских – город Зарайск. И хранима почти девять веков Зарайская земля чудотворным образом Николая, святителя Мир Ликийских, и прославлена она многими славными подвигами и победами. И знаменита своею главною святыней – Зарайской иконой Святителя Николая Чудотворца, или, как говорили в народе – Николой Зарайским. А Зарайскую землю святитель Николай сам выбрал для своего небесного заступничества, потребовав поселения своего образа в этом маленьком российском городке, каких в России тысячи. А история чудотворного образа такова.

С давних времен икона святителя Николая Корсунская (позже названная Зарайской) находилась в городе Корсуни, на берегу Черного моря, в храме во имя апостола Иакова, где был крещен великий князь Киевский равноапостольный Владимир. На иконе изображён святой Николай Чудотворец в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Десницей он благословляет, на левой руке, покрытой платом, держит Евангелие. Чудотворный образ многим приносил помощь и исцеления от недугов.

В 1224 году пресвитеру корсунского храма греку Евстафию явился во сне великий чудотворец Николай, чей образ находился в храме и повелел: «Возьми чудотворный образ мой и гряди в землю Рязанскую. Аз бо тамо хощу образом моим быти и чудеса творити и место прославити…». Пресвитер не спешил исполнять волю святителя. Трижды являлся чудотворец нерешительному священнику, и только когда за ослушание Евстафий был наказан слепотой и в раскаянии получил исцеление, священник с семьей отправился в путь...

Из-за набегов монголо-татар миссионерам пришлось передвигаться не по половецкой земле, а окружным путем, через Европу. Но и выбранный путешественниками европейский путь тоже был полон препятствий и опасностей. И каждый раз чудотворный образ святитетя Николая спасал миссионеров от неминуемой гибели.

Приблизительно в это же время в 1223 года княжич Феодор Юрьевич, сын рязанского князя Юрия Ингваревича,  получил от отца в удел Зарайское княжество. Когда происходили чудеса на корсунской земле с Евстафием, святой Николай Угодник  возвестил во сне князя Феодора о прибытии своего образа в город Зарайск. Как рассказывает летопись «Явился великий чудотворец Никола благоверному князю Феодору Юрьевичу Рязанскому», и сказал: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец царствия небесного, и жене твоей, и сыну твоему». Благоверный князь Феодор Юрьевич, встав ото сна, устрашился такого видения и стал помышлять в тайном храме сердца своего, будучи объят страхом. И не поведал никому страшного видения, и стал думать: «О великий чудотворец Никола! Как же ты умолишь обо мне Милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца царствия небесного и жену мою, и сына моего: я ведь и в браке не состою, и плода чрева не имею».

Но тотчас же направился встречать чудотворный образ, как ему чудотворец повелел. И пришел в то место, о котором говорилось во сне, и увидел издалека как бы неизреченный свет, блистающий от чудотворного образа. И припал к чудотворному образу Николы любовно с сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз, как струю. И принял князь Феодор чудотворный образ, и принес его во область свою. И шли от чудотворного образа великие и преславные чудеса.  И создан был храм на земле Зарайской во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского».

Печальна история семьи князя Зарайского Феодора. В 1231 году состоялось его бракосочетание с греческой царевной Евпраксией, и через год в княжеской семье родился сын Иоанн.  В двенадцатый год после перенесения Чудотворной иконы в Зарайск, в 1237 году, полчища Батыя вторглись в южные земли Рязанского княжества и расположились на реке Воронеж. Рязанский князь Юрий Ингваревич направил в ставку Батыя посольство рязанских князей во главе со своим сыном Феодором Юрьевичем «с дарами и мольбами великими, чтобы хан не ходил войной на Рязанскую землю». Батый принял дары и начал требовать к себе на ложе княжеских дочерей и сестер. Суждено было князю Феодору стать жертвой зависти и предательства одного из рязанских вельмож, который донес хану, что у князя Феодора необыкновенной красоты жена Евпраксия. Хан потребовал от князя: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Оскорбленный князь решительно ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».

Безбожный царь Батый разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Феодора Юрьевича. Узнав о гибели мужа, согласно летописи «княгиня Евпраксия с малолетним сыном своим Иоанном тотчас ринулась с превысокого дворца своего и убилась до смерти, приняв мученическую смерть, но проявив силу духа христианского. И с тех пор зовется великий чудотворец Николай Корсунский – Николой Зарайским. Тело блаженного князя Феодора Юрьевича принесли в область его к великому чудотворцу Николе и положили его, и его благоверную княгиню Евпраксию-царевну, и сына их Иоанна в едином месте, и поставили над ними кресты каменные». И сбылось пророчество великого чудотворца, что дарует Всемилостивый Христос венец царствия небесного князю Феодору, и жене его Евпраксии, и сыну их Иоанну. 

Так, чудотворный образ Святителя Николая пришел на землю Зарайскую во время страшных испытаний монголо-татарского нашествия. На месте сретения иконы забил святой источник, получивший название Белый колодец, который сохранился до наших дней. Известно, что во время эпидемий, в годы тяжких испытаний, в годы Великой Отечественной войны зарайцы крестным ходом, с чудотворным Николиным образом, направлялись к роднику. Здесь усиленно молились святому Чудотворцу о восстановлении поруганного имени христианского, неослабно прибегали к нему с прошениями о заступничестве, и великий Святитель, принявший под свой покров нашу землю, милостиво внимал молитвам православных об избавлении всея Руси и града Зарайского от напастей…

При жизни своей Святитель Николай был благодетелем рода человеческого, не перестают происходить чудеса от святых и чудотворных икон его и по сей день. Он был и остается и поныне болящим и недужным – целителем; плачущим и скорбящим – отрадою и утешением; бедствующим – избавителем; терпящим напасти – защитителем; сиротствующим – отцом и всем во всякой беде – скорым помощником. За святость жизни, признаваемую даже врагами, и дар чудотворений Церковь нарекла Святителя Николая угодником Божиим и чудотворцем.

Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О Мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.

Защити там в Черных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».

На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас;
«Миколае – чудотворце
Помолись Ему за нас».

Он – воистину великий молитвенник и заступник. И воистину, поет ему Святая Церковь – по имени твоему, тако же и житие твое, и матерь-Церковь на каждой неделе уделяет четверг для его почитания и величания. За что же такое почитание и восхваление ему среди людей и от Церкви Христовой? За его живую, твердую, непоколебимую веру. За его жизнь по вере. За жертвенную любовь к людям. За его сострадание и заступничество перед Богом за всех труждающихся и обремененных. Поэтому и поется ему в акафисте: "Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; Радуйся, яко тобою отгонится рыдание; радуйся, яко тобою приносится радование. Радуйся, Николае, великий Чудотворче".

Вот так и остается Святитель Николай верен своей жертвенной любви к человечеству и доныне. Именно своей жертвенной любовью победил он сердца людские, покорив их себе, чем и оправдал свое победоносное имя. Так подастся же и нам по его святым молитвам – ревности исполнения святых заветов Христа Спасителя, Его святой воли. Будем молить угодника Николая, чтобы Господь дал нам силы жить по христиански, как жил он сам, и подражать его благочестию, крепости в вере, его богоугодной жизни. Будем учиться у него побеждать сердца людские не гордостью и властолюбием, но, как он, делами христианской любви, христианского милосердия. Будем молить Святителя, дабы Господь спасал нас от непосильных скорбей, напастей, чтобы спас нас и Отчизну нашу от этих врат видимых и невидимых. Будем молить Святителя Николая, дабы привел он нас своими святыми молитвами к тихому пристанищу вечно блаженной жизни. Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да восхваляется устами во веки веков. Аминь.


Для многих из нас Святой Николай воспринимается как воплощённая Помощь, олицетворённая в одном человеке, который стал земным ангелом для людей. Читая Житие и деяния святителя Николая, поражаешься невероятному многообразию оказываемой им помощи. Николай Рерих в книге "Врата в будущее" пишет: "Малыш тянется опустить в почтовый ящик письмо. Прохожий хочет помочь ему и видит на домодельном конверте каракули: "Николе Чудотворцу". Спрашивает: "Что это?" "Мама помирает, а никто не хочет помочь". И таким путём сердце малыша молит Николу Чудотворца, который и помог". В самых различных бедах, напастях, гибельных ситуациях и смертях проявлялась великая духовная мощь, мощь любви в её божественной сущности, преодолевающая физические законы естества. От III века нашей эры и до сего дня не иссякает поток животворящей помощи, исходящей от святителя Николая. И она не прекратится до тех пор, пока люди будут призывать её.

Вся его жизнь – непрерывный подвиг жертвенной любви и деятельности в этой христианской любви к людям. Он воистину исполнил завет апостола Павла – "быть всем для всех".

Н.Мягкова

Литература:

  1. Диттель И. Старина в городе Зарайске и его уезде // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. Кн. 2. СПб, 1859.
  2. Зарайск. Материалы для истории города XVI—XVIII столетий. М., 1883.
  3. Полянчев В. И. Зарайск. — М.: Московский рабочий, 1972.
  4. Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Окраинными землями рязанскими. М.: «Искусство», 1995.
  5. Д. Иловайский. История Рязанского княжества. Москва. 1858 г.
АРКТУР №22

Православие - путь к Свету


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron!