АРКТУР №19 | История иконы |
Пять лет назад мы побывали, по приглашению общества “Мир через Культуру”, во Владикавказе, столице республики Северная Осетия – Алании. Тогда была очень напряженная программа, приходилось два раза в день читать лекции, проводить семинары, также было много замечательных встреч. На шестой день – экскурсия в сказочное место – Куртатинское ущелье, которую вел блестящий знаток своего края, изумительный, талантливый ученый Таймураз Петрович Плиев. Каждое его слово об истории давно минувших лет создавало сказочную обстановку. Казалось, он сам присутствовал при всех исторических событиях. И эта вера переносила и нас, его слушателей, на много веков назад. В самом конце однодневного путешествия мы подошли к стенам полуразрушенной церквушки, и Таймураз Петрович рассказал удивительную историю. Тогда, уезжая из Владикавказа, я очень жалел, что не было с собой диктофона.
И вот вновь судьба привела нас к друзьям. Опять радостная, горячая встреча. Снова лекции, встречи, вопросы, планы, проекты… Посещение удивительно красивых гор. Была и медитация ранним утром: когда закрываешь глаза – вокруг темно, а открываешь и перед тобой утренняя сказка – розовые горы, как на картинах Н.К.Рериха.
И снова Куртатинское ущелье, маленькая церквушка, отремонтированная силами энтузиастов, около которой вновь возникает удивительное чувство благости. Вновь Теймураз Петрович рассказывает … В этот раз диктофон был с нами.
Эта маленькая церквушка была выстроена специально для хранения знаменитой иконы «Иверской Богоматери Чудотворной» и в последнее время было прибавлено – «Моздокской». История этой иконы такова. Царица Тамара была очень набожной и больше нее ни один грузинский царь, ни один религиозный деятель не затратил сил и средств на то, чтобы все храмы Грузии были максимально обставлены: все иконы, колокола, убранство, все это было сделано по ее указу. Она была настолько авторитетна, что еще при жизни ее причислили к лику Святых.
Все знают только то, что ее второй муж Давид Сослан был осетинский царевич, но мало кто знает, что в ее кровях и чисто осетинская кровь, потому что ее родная мать была осетинская царевна Бурдухан, дочь осетинского (аланского) царя Худдана. Так вот в своде грузинских летописей (Картлис Цховреба) есть такая запись: «Царица Бурдухан была самой мудрой, самой благонравной и самой красивой невестой Грузии всех времен. Только от такой женщины могла родиться царица Тамара».
| ||
Н.К.Рерих. Лахуль. 1932 |
Так вот, царица Тамара, знала о том, что родина ее матери, родина ее мужа, Осетия, древняя христианская страна, которая в исторических судьбах перенесла столько страданий, начала терять все знания христианства. Нужно было помочь осетинам обрести христианство вновь. С этой целью она попросила своего придворного иконописца снять первую копию со знаменитой афонской иконы «Иверской Богоматери». Этот иконописец, получив такой державный заказ, шесть недель держал строжайший пост, молился, дважды в день купался в парном молоке и после такого очищения, после такой подготовки, он написал эту икону.
Икону царица Тамара с доверенными служителями церкви направила в Осетию и по пути, где они ночевали, строили потом часовни. В Южной Осетии две часовни до сих пор сохранились. Когда они спустились в Северную Осетию, вот это Куртатинское ущелье, наверное, они выбрали не случайно. Тогда сообщение Грузия – Осетия, Грузия и юг России шло через Куртатинское ущелье. Зная о том, что здесь будет интенсивное движение, наверное, именно с этой целью и выбрали это место.
Икона хранилась в церкви 600 лет. За это время церковь трижды горела, и трижды икону находили на камнях возле церкви под можжевельником, как-будто кто-то ее уносил и клал там. Тогда куртатинцы поверили в ее чудотворность. Но вот наступает эпоха сближения Осетии с Россией, и когда с помощью России осетинам разрешили переселяться массово на равнину, первая партия куртатинцев, выезжая в район Моздока, взяла с собой свою любимую икону. Они боялись, что если они ее оставят, то будет считаться, что они предали свою икону, а во вторых – могли подозревать, что икона может куда-то деться. Поэтому, раз они переселялись на новое место жительства, то свою реликвию они забрали с собой.
Под Моздоком, на месте нынешней станицы Луковской, они заночевали. Горский транспорт – это осетинская двухколесная арба и пара волов. Переселенцы идут рядом, потому что весь скарб в арбе, а ее перегружать нельзя. Усталые переселенцы, после легкого ужина, легли все спать. Лишь одному старику не спалось. Он сидел у костра, прислонившись к колесу арбы и смотрел на огонь. Как-то случайно он посмотрел на арбу, в которой перевозили икону, и увидел сноп голубовато-синего света, идущего прямо вверх. Он протер глаза – арба вроде не горит, а сноп света идет вертикально вверх. После этого он, как ни старался, всю ночь не мог заснуть. К утру, уже измученный, он услышал голос, что икона должна остаться там, где она переночевала в арбе. Только после этого он заснул. Все остальные, проснувшись, начали гнать своих волов, как вдруг поднялся крик. Оказывается, как ни стегали волов, которые были запряжены в ту арбу, в которой перевозили икону, они не трогались с места. На этот крик проснулся старик и сразу все понял.
– Перестаньте мучить животных, – сказал он, – снимите икону и волы сразу пойдут. Я всю ночь просидел у костра, всю ночь над этой арбой стоял сноп света и к утру слышал голос свыше, что икона должна остаться там, где она ночевала в осетинской арбе.
Когда сняли икону и положили между двумя колеями от колес осетинской арбы, волы сами, без понукания, сразу пошли. Весть эта дошла до архиепископа Гайя и он со своей службой пошел крестным ходом к этому месту. Отслужили там молитву и сразу же построили часовенку для хранения этой иконы. Из лучших побуждений архиепископ захотел хранить эту икону в существующем храме в Моздоке, но когда на утро пришли в храм, иконы там не оказалось. Очень сильно переволновались, а потом, на всякий случай, послали кого-то и обнаружили, что она в той часовенке, которая была построена на месте ночлега арбы. Тогда архиепископ Гаий убедился, что сила этой иконы такая, что земными способами воздействовать или что-то навязать этой иконе невозможно.
После этого по всей России по подписке собирали деньги на строительство специального храма – собора для хранения этой иконы. Сбор этот длился десятилетиями, но когда этот собор построили, на юге России ничего подобного не было. В престольные праздники, под сводами этого храма размещалось пять тысяч богомольцев. (К сожалению, во время войны немцы взорвали этот великолепнейший храм). Из южнорусских городов: Рязани, Воронежа и многих других городов, было массовое паломничество к этому святому месту. Последние сто километров люди разувались и шли босиком.
И уже об этой иконе на юге России знали больше, чем народы Кавказа. К величайшему сожалению, сегодня эта бесценная реликвия исчезла, и никто не знает ее места нахождения.
Во дни всенародных бед икону Иверской Божьей Матери Чудотворной Моздокской крестным ходом проносили по всей Осетии от Моздока до Владикавказа на всеобщее поклонение и для душевного успокоения.
Интересно, что у Московского Кремля каждые ворота имеют свое название. Одни из них называются Иверские ворота Кремля. Когда Русско-Грузинские отношения начали интенсивно развиваться, первая просьба Российского царского двора было такая, чтобы Грузия подарила России Иверскую икону. Полтора столетия шли переговоры на эту тему и, наконец, получив ее, у одних из ворот Кремля, построили часовню и установили там Иверскую икону Божьей Матери. Многие битвы позднесредневековая Россия выиграла, неся эту икону впереди сражающегося войска.
Записали Семенихин Е.Е., Корнейчук А.П.
Знаменитая афонская икона прославилась многими чудесами.
А история ее берет начало в IX веке, во время правления греческого императора Феофила, время жестокого гонения на христиан и их святыни. Иконы повсюду тщательно разыскивали, и, кощунствуя над ними, сжигали.
В то время икона находилась в городе Никея у одной благочестивой вдовы. Когда царские сыщики обнаружили ее, один из них ударил икону мечом, и потекла из ланиты Богоматери кровь, как из живого тела. Вдова упросила их не забирать икону до следующего утра, и всю ночь простояла в молитве, умоляя Высшие Силы сохранить Святыню. Утром она принесла икону на берег моря и в чувстве глубочайшей веры пустила ее по воде. Икона же не упала в воду, а встала прямо, словно поддерживаемая кем-то и понеслась по волнам на Запад.
В 999 году по водам Мраморного моря икона Богородицы, в огненном столпе, чудесным образом прибыла к берегам Афона, была снята с воды старцем Гавриилом и помещена в Иверском монастыре. С тех пор святыня эта была ознаменована многими чудесами и исцелениями…
Москвичи величали Иверскую «Матушкой», она была почитаема не только ими, но и всем русским народом; бытовала в то время поговорка: «Москву повидать, да у Иверской не бывать!» В 1929 году часовню разрушили, чудотворная икона была перенесена в Воскресенский храм.
Празднование Чудотворному образу Иверской Божией Матери совершается во второй день Светлой седьмицы Святой Пасхи. Тогда на Афоне совершается крестный ход с иконой к берегу моря, где она была принята (12 февраля). А также совершается торжественное празднование 26 октября (по новому стилю), в день принесения иконы в Москву.
АРКТУР №19 |
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА" При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна |
||
www.madra.dp.ua | Гостевая книга | |
Статистика посещаемости | Наш адрес | |
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron! |