АРКТУР №16

Наставления для семьи

Воспитание детей

В Учении Живой Этики неоднократно указывается на "великое значение воспитания"(Надз.,425).

Воспитание... что практически это означает? Как правильно воспитывать ребёнка?

Родители задают нам эти вопросы и ждут конкретные советы. Но каждый ребенок - это индивидуальность, и к каждому ребенку нужен творческий подход.

"Каждый ребёнок приходит в земную жизнь с уже сложившимся характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить её. Нужно, чтобы наставники осознали эту истину. Они должны прежде всего распознавать неизменную сущность ребёнка и уже по этой мерке прилагать всё остальное" ( Надз.,425).

Но взрослым, обремененным своими проблемами, живущим в суете, трудно распознать сущность ребёнка, определить его способности и направить его развитие. Легче жить по привычке - относиться к ребёнку, как к глупому несмышлёнышу, воспитывать его по своему подобию, развивать в нём те качества и черты характера, которые им кажутся правильными и необходимыми. Причём используя в этом процессе все методы- от уговоров до физического наказания. Он наш ребёнок - и мы его "воспитываем". А ведь ребенок, придя из глубин Космоса, принёс с собой опыт прошлых воплощений. Он - сформировавшийся Дух. Он - индивидуальность. И задача взрослых - не насилуя, а уберегая и направляя, помочь ему осознать себя, развить необходимые качества и выполнить свою эволюционную задачу.

"У детей даже самых развитых не нужно никогда насиловать природу - Огонь не терпит насилия. Нужно уметь открывать дверь, но всякое насилие может вызвать непоправимый вред" (М.О.,I, 19). Поэтому в процессе воспитания одним из главных условий является не насилие к ребенку, а понимание и любовь.

Существует закономерность - чем сознательнее отношение родителей к воспитанию ребёнка, чем больше взаимопонимания, тем гармоничнее идёт его развитие и формирование личности. Но "среди семей часто вопрос воспитания вообще не затрагивается. Дети растут сами по себе, и ласковая рука не коснётся их, и голос близкий не расскажет о мире чудесном" ( Надз., 425). Чаще всего дети предоставлены сами себе, они целыми днями просиживают у телевизора или за компьютерной игрой. Игра со взрослыми - явление редкое в наши дни. Но ведь именно во время такой игры ребёнок приобретает новые знания и умения, получает ответы на свои многочисленные вопросы, делится своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. И как много получают взрослые во время таких игр. Они возвращаются в забытый мир детства, чистый, полный любви, радости и сказок. А самое главное - взрослый и ребенок учатся лучше понимать друг друга.

Во время игры, без насилия и принуждения, возможно формирование у ребенка внимательности, наблюдательности, сообразительности, воображения, любви к труду и других качеств, которые так необходимы человеку в наступающую эпоху.

Особое место в процессе воспитания необходимо уделить развитию внимательности. "Совет наблюдать есть совет друга, ибо будущее требует внимания"(А.Й.,551)."Однажды Благословенный Будда сказал ученикам: "Посидим в молчании и оставим глаза зрячими". По истечении времени Учитель спросил: "Сколько раз Я изменил Мое положение?" Кто - то заметил десять изменений, кто - то всего три, и кто - то утверждал, что Учитель оставался недвижим. Владыка Знания улыбнулся: "Я изменил положение и складки одежды семьдесят семь раз. Пока научимся различать действительность, не станем Архатами".

Прежде осознания психической энергии нужно научиться внимательности... Невнимательный, ненаблюдательный не сможет следить за расцветом психической энергии"(А.Й.,551), не сможет осознанно относиться к ней, что в современную эпоху может привести даже к инволюции личности.

Также важно и развитие наблюдательности. "Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней. Ведь сознание детей живет с первого часа (О., 190). Наблюдательность есть одно из главных огненных качеств, она является основой познания. "Когда древние предлагали человеку познать самого себя, они прежде всего заботились о развитии наблюдательности. Такой процесс не содержит ничего таинственного - человек должен стать внимательным к самому себе и к окружающему. Пусть люди помнят, что они ответственны за качество своих проявлений..."(Надз.,353). Наблюдательность дает возможность открыть ребенку Новый Мир, увидеть путь эволюции, учит бесстрашию и терпимости. А " быть рассеянным - значит допустить к себе самые разрушительные влияния..."(Надз.,660)

"Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах... Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, то это уже будет достижением. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через знакомое помещение и все же сосредоточить наблюдательность. Так можно открыть слепоту и утвердить истинное зрение...Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознание в Высшие Сферы". (М.О.,I,69).

Если внимательно присмотреться к малышу, то присущая ему активность, стремление все узнать проявляется чаще всего в труде. "В жизни уже с детских лет можно предвидеть развитие существа ребенка. Можно наблюдать, как заложено в нем все, что обнаруживается позднее. Кто любит с детства трудиться, тот и останется тружеником"(Надз.,174).

Часто труд и игра у детей тесно связаны. Помогая взрослым или делая что - то самостоятельно малыш в тоже время играет, и результат труда пока не интересует его, он познает мир.

По мере развития ребенка меняется и характер его поведения: он начинает интересоваться результатами своего труда, его действия становятся осознанными, всякая посильная и хорошо выполненная работа вызывает радостное чувство, большое удовлетворение. И очень важно в это время приучить ребенка к стремлению делать все как можно лучше, развивать ответственность за свой труд. А самое главное - пробудить у него желание делать что - либо для других . Из этой потребности формируется движущая человека и эволюцию сила - Труд на Общее Благо.

Но в жизни нередко бывает, что взрослые отстраняют ребенка от всего, мотивируя тем, что он еще мал, он ничего не умеет делать, а только мешает, легче и скорее сделать все самому. И ребенок привыкает к тому, что за него все сделают, а ему остается только пользоваться услугами. У него пропадает интерес к труду, необходимость трудиться вызывает раздражительность и неудовольствие. Со временем, осознавая свое упущение, взрослые начинают заставлять ребенка работать , но это чаще всего вызывает у него реакцию протеста и агрессии к родителям

"Когда говорю - не насилуйте, имею в виду именно закон свободной воли. Кто согнет ветвь, напряженную волею? И не будет ли обратный удар горше первого?" (А.Й.,366).

"Труд, правильно распределенный, по природе своей не может утомлять... Не пытайтесь найти отдых в безделье" (Оз.,V,15), и не учите этому детей. Нормальные, здоровые дети не могут сидеть ничего не делая. Отдых для них заключается в переключении на другое занятие. Поэтому необходимо организовывать и направлять труд ребенка так, чтобы он способствовал познанию окружающего мира, развитию качеств его Духа и творчества.

Также"следует с самых ранних лет в детях развивать широкую терпимость" (Надз.,101). Терпимость - это сознательное понимание происходящего. Она является основой эволюционного продвижения, так как "вмещение или терпимость одно и то же" (А.Й.,311). Научить ребенка вмещать другие точки зрения, уважать и понимать другого человека, не раздражаться , а уметь допускать - это трудная задача. Ведь даже не все взрослые обладают этим качеством. Но терпимость, как и любовь, живет в сердце. И поэтому взрослым надо позаботиться о развитии сердца ребенка , о сохранении в нем чистоты, веры, любви. "Сердце, преисполненное любви, будет действенным, мужественным и растущим до вмещения" (И.,280), поэтому развитие сердца является в настоящее время осознанной необходимостью для каждого.

"Еще сказка о сердце. "Собрались люди, чтобы хвалиться силою: кто показывал мощь мускулов, кто хвалился укрощением диких зверей, кто усматривал силу в крепости черепа, кто в быстроте ног - так были восхваляемы части тела. Но один вспомнил о сердце. Оставшемся без похвалы, - задумались люди. Чем бы отметить силу сердца7 Но один, вновь пришедший, сказал: "Вы говорили о всяких состязаниях, но забыли одно близкое сердцу человеческому состязание - великодушие. Пусть ваши зубы, кулаки, черепа побудут в покое, но померьтесь в великодушии, Оно ускорит путь сердца к Миру Огненному". Нужно сознать, что люди очень задумались, ибо не знали, как проявить великодушие. Так явление любви осталось не обсужденным, потому что даже врата к ней не вошли в состязание сил. Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжет огни сердца". (М.О.,I, 564). Любовь, терпение, труд, творчество учат ребенка жить в гармонии с окружающим миром, помогают сохранить здоровье и открывают дверь в счастливое будущее, в Новый Мир.

Желтякова И.Н.

АРКТУР №16

Воспитание детей


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron!