АРКТУР №16 | Проблемы рериховского движения |
Вопрос: Наталья Сергеевна, мы в последнем номере Арктура открыли новую рубрику "Рериховцы на рубеже ХХI века", где поднимается вопрос единения в рериховском движении, пожалуйста несколько слов об этом для следующего номера журнала.
Наталья Сергеевна: Да, я хочу сказать о единении - это понятие нам дается хуже всего на сегодняшнем этапе. И, наверное, это понятно, потому что это самое сложное и самое опасное. Собрать всех до кучи - это то самое фальшивое единение, которое мы уже проходили, к сожалению. То есть толпа - это не народ, как оказалось, толпа рериховцев - это не рериховцы, это антирериховцы. Вот массовость любая - это, в общем, усреднение, я бы сказала, убийство высоких идей на уровне масс. В свое время Сталин потрясающе исправил Ленина, он написал: "Культура должна быть понятна народу". Ленин об этом писал: "Культура должна быть понята народом". Слово "понята" это поднять человека до уровня культуры, а над ним надо трудиться, чтобы культура в него вошла, правильно? А "культура должна быть понятна" - это спустить культуру на уровень обывателя, которому она собственно и не нужна. Вот вам пожалуйста переакцентировка только двух понятий. То же самое, если мы скажем: "Живая Этика для всех". С одной стороны, это правильно, она для всех, но если мы возьмем этот постулат и будем растолковывать каждому, то это будет одно из тех же духовных насилий, которые мы уже испытывали многократно. Значит, она все таки должна быть понята, значит человек должен дойти сам, а также дойти и до символа единения не просто так, а обязательно в сотрудничестве, в содействии, т.е. в активном действии. Вот то, что проявилось сейчас, когда нужно было в срок, а это очень важно, Людмила Васильевна Шапошникова считает, что тот человек, который не понимает что явление должно быть выполнено в срок, вообще не имеет отношения к рериховскому движению. Т.е. мы можем упустить эти сроки и все пойдет совершенно по другому плану, который выбьется из всего и может перейти на совершенно противоположную стезю. Поэтому, не спеша спешить, делать. Помните "пройти по жизни стремительно" там сказано, не ползти по ней, а стремительно. Значит нам нужно попытаться уловить время, уловить эти сроки, у каждого, кстати, они свои, своя обязанность, своя ответственность. От и до выполнить. Выполнено, пошла новая ответственность или шажочек и так до бесконечности. В этом плене Святослав Николаевич Рерих утверждал, что космический подъем человеческой личности может быть только тогда, когда ты сегодня выполняешь порученную тебе работу чуть-чуть лучше, чем вчера. Но в этом должен быть постоянный призыв к самосовершенствованию. Но поражение от победы ты сам не должен отличать, как Пастернак сказал, но вот эти шажочки делать постоянно. А благословенны препятствия, ибо ими растем, потому что обязательно у такого человека будут свои препятствия. И чем выше человеческая ступень духа, тем выше его препятствия, т.е. тем выше вот эти этажи подъема. Совершенно прекрасно выразилось единение в рериховских обществах на призыве помочь рериховскому центру. я так считаю у нас центр один, их не два и не несколько, центр один - это Международный Центр Рерихов, который завещал нам Святослав Николаевич, который завещали нам сделать Учителя, и тут не надо никаких других моментов, чтобы это понимать. И вот призыв был сделан, потому что оставалось всего несколько месяцев, и если бы мы не сдали вовремя музей в том виде, в котором он сдан, не сдал бы МЦР, то тогда был бы нарушен один из договоров с Московским правительством, с мэрией, и мы бы лишились наших защитников. А так выполнено все в срок, да как выполнено! Людмила Васильевна отметила симферопольское общество, поскольку оно прислало специалистов. Они выделили свой участок работы, который выполнили от и до за собственные средства, и за работу тех специалистов, которые в этом принимали участие. И другие, я сейчас не буду всех называть, я почему то запомнила именно это общество. Но не все сдали этот экзамен, я хочу сказать о друзьях МЦР. Было и собрание, на котором иногда приходилось работать не с сотрудниками, а вопреки сотрудников, которые хотели доказать свое "я". И когда это "я" входило в противодействие с общей линией, то явление тормозилось. И вот на этом примере мы можем точно понять, что есть истинное сотрудничество. Когда человек, не выпячивая свое "я", ливается в поток явлений, где он занимает свое место и находится вот в этой цепочке, как звено в цепи. И когда вдруг это звено выдает совершенно другое содержание, которое оказывается фальшивым, с одной стороны, не выдерживает трудности, а с другой стороны, настаивая на своем решении, у которого нет как бы финала.
Вы знаете, что многие оказывали денежные пособия, вплоть до того, что люди урезали собственные зарплаты, пенсии, и студенческие, т.е. посылались какие то крохи. Но ведь у какого-то мецената это были деньги, но не последние, а у этих людей были последние, поэтому эти взносы соизмеримы с тем человеком, который был у нас основным меценатом, и который впервые был обнародован только после открытия музея, потому что до этого было просто опасно. Мы с радостью увидели среди приглашенных людей нового министра культуры, потому что со старым министром культуры у нас просто не сложились отношения, а наоборот это были отношения, я бы просто сказала, работающего против общего дела. А новый Наталья Дмитриева, она буквально только заступила на свой пост. Оказывается, она имела отношение еще к строительству усадьбы, вернее устройства усадьбы Рериха в Изваре. И вдруг она оказалась среди нас в заключительный момент. И нам это был большой подарок. И мы поняли, что с этой женщиной нам есть о чем говорить. Видите, вот есть помощь.
И я как президент Лиги защиты культуры, понимала, что с ней можно и нужно идти на диалог и помогать культуре, можно сотрудничать. Вот вам, пожалуйста, новое единение. И еще, все зависит и от людей, нужно ли с ним единение, или же это будет обкрадывание, опять же, для самообмана. И вот такие встречи сужденные были на конференции появился такой Ф.И.О? Александр, вот он в Тибете 10 лет живет. И вот он появился, чтобы сказать нам как бы слово художника оттуда, очень интересно. Он подарил танку "Шамбала". Там же была и Анжелис Сен - это представитель Министерства культуры Индии, с которой я очень подружилась за это время, она входит в трест Рерихов по Кулу, куда входит и Л.В. Шапошникова, и вместе они будут решать коллегиально проблемы, связанные с Кулу. Это тоже, видите, большой прогресс.
В.: Это в Индии?
Н.С.: В Индии. Она приехала из Индии и сказала, что для нее это незабываемые дни открытие этого центра. И вот главные вехи я вам назвала. Т.е. с одной стороны - это началось еще в июне со встречи с Амонашвили, с конференции, которая тоже проводил МЦР, писательский (авторский) дом и Лига защиты культуры. Там, на протяжении нескольких дней разные педагоги решали, как быть. И вот тогда я почувствовала, что очень необходимо найти такую школу, я не знала, что она есть, я думала, что это только еще разговоры. Эта лига потянулась дальше к октябрю, когда был открыт центр. И в октябре мы прибыли в Геленжик, в первый раз. Это все говорит о том, что одно явление рождает другое явление и лишь бы оно родилось. Желание будущей школы, мы ее все хотели, и если мы хотим, то начинаем притягивать эти энергии. Как только мы притягиваем эти явления, они становится реальностью.
В.: Наталья Сергеевна, как Вы себе представляете будущее рериховского движения?
Н.С.: Я думаю, что та массовость, которая представляла прошлые годы рериховское движение сейчас сузится по тем или иным причинам. Кто-то отойдет, почувствует, что это не его, кто-то просто не сможет выполнять те рекомендации, которые будут исходить из центра, а они будут довольно строгие, потому что сейчас расплодилось очень много, я бы сказала, псевдорериховских изданий, издательств и т.д. Они все не выдерживают никакой критики. Ну если издана сейчас книга в Москве, толстая такая книга, по-моему 700 стр., где есть персонаж, который как бы изображает из себя Елену Ивановну Рерих, которая предлагает нам полететь на летающей тарелке. Вот как к этому относиться? Я отношусь к этому просто с такой грустью, это даже не смешно уже, мне страшно. Т.е. идет уже полная девальвация идей, как это было в неохристианстве, когда увешивали себя крестиками, платье из крестиков делали из, в общем то, орудия пытки. Не понимаю, уровень мышления среднего рериховца не то что не догоняет уровень Живой Этики, он еще не догнал даже ни какие нравственные основы. И это не плохо, это надо только понять и не персонифицировать себя с учителями. Мы никто еще, никто из нас не находится на уровне Учителей, и даже не на уровне учеников, это как бы первая ступень. Мы только подходим к осознанию, к величию осознания этих идей. Да, нам хочется сразу передать это, это уже другой вопрос. Но нельзя же сразу из этой передачи делать из себя учителя. Или в кокой-то степени опять же свою личность поднимать. Поэтому, с одной стороны, обязательно будет явление, которое не все поймут, с которым не все согласны: МЦР предложит очистить наши ряды и завести новую картотеку на реальные рериховские общества, которые идут с МЦР, которым предложено это единение сотрудничества. Остальным пока это не будет предложено. Те общества, которые как бы не соединят себя с этой позицией ответственности за высказанное слово, за сделанное дело, за собственную позицию, с такими обществами вряд ли будет поддержана связь пока. Т.е. они будут идти на свой страх и риск. Ну, например, вот было обсуждение с рериховскими обществами, круглый стол и вдруг одна женщина сказала: "А вот, мы уже озарение прошли". "Какое озарение прошли, какое огненное крещение? Это не сказано про вас!" - Людмила Васильевна сразу как бы попыталась объяснить. И все равно, лицо этого человека видишь, она воспринимает Людмилу Васильевну не как женщину, не как историка, не как научного деятеля, не как крупную личность, а как некую полуфизическую реальность, которую она видит и неадекватно улыбается ей. Та ее пытается призвать к разуму, а та смотрит на нее с благоговением: ведь на нее смотрит Людмила Васильевна! Вот уровень наших отношений. Поэтому единение - это все таки попытка выстраивать свое мышление адекватно обстоятельствам, выполнять свою задачу, т.е. это каждодневный труд на самоусовершенствование. Заметьте, в Живой Этике сказано, что цель жизни в самоусовершенствовании и усовершенствовании мира, поскольку тебе это дано. Но ведь не наоборот сказано. Потому что если ты берешься за усовершенствование мира без собственного самоусовершенствования, ты творишь безобразие. Ты мир начинаешь своевольно выстраивать под то, каким хочешь его видеть, а не под то, каков он есть. И выходит совершенно наоборот. Как говорится, благими намерениями путь в ад то и выстроен. Вот если мы отнесемся критически к самим себе, к каждому порученному делу, то только тогда явится правильная самооценка, и человек будет корректировать сам себя. А если он этой коррекции не примет, он не примет ее ни от кого, кто бы с ним не говорил. Если он сам себя где то не приструнивает, а это и есть часть самосовершенствования, то тогда каким образом он реальный совет получит от другого? Тогда он никогда учеником не станет, потому что ему как бы нет надобности учиться, он все сам себе объяснит. Вот насколько это все-таки сложный процесс. Будущее рериховских обществ зависит от гармонизации отношений внутри этих обществ. Но опять же не на уровне: давайте все будем дружить,- это совсем другое. Только на сотрудничестве. Вот поставили себе малую задачу, мы ее выполнили, поставили крупную задачу. Было тяжело, но за 4 дня все было собрано там, в МЦР пришли шкафы с опозданием, поскольку их задержала таможня, не оправдано совершенно задержала и в течение последних 4 дней и 4 ночей было все поставлено. Это был адский труд. Но когда ставится такая задача и ты ее выдерживаешь, тебе разрешают выполнять следующую задачу и так по нарастающей.
Беседу вела Чистякова Э.П.
АРКТУР №16 |
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА" При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна |
||
www.madra.dp.ua | Гостевая книга | |
Статистика посещаемости | Наш адрес | |
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron! |