АРКТУР №14-15 | "Сердце, как знак любви и доброты, обозначает нашу дружбу и братскую любовь" |
Три года тому назад мне было поручено обучение польскому языку детей из музыкально класса. С первых уроков я заметила, что это более чуткие и восприимчивые дети, обладающие высокой личной культурой и стремящиеся к красоте. Ученики поражали меня зрелостью суждений и мудростью, которая обычно приобретается только в зрелом возрасте. Я быстро поняла, что имею дело с группой детей не только одаренных и трудолюбивых, но и имеющих также небывалую душевную чувствительность и сердечную тонкость. В беседах и разговорах во время уроков, они все шире открывали свой внутренний мир, были искренни, непосредственны, откровенны. Я все лучше узнавала их, а они меня.
Очень быстро между нами завязались отношения взаимной доброжелательности и дружбы. Мы очень полюбили друг друга. Кроме того, я знала, что чувствую какую-то таинственную взаимосвязь с этими учениками, даже не употребляя слов. Вероятно, невидимые нити духовной связи были сильны. Однажды во время урока произошел случай, который дал мне пищу для размышлений. Когда я писала что-то на доске, одна из девочек закричала: "Я уже когда-то видела Вас, когда Вы так писали на доске, я Вас знала раньше, но когда это было?..." Она сама удивилась тому, что только что сказала с таким большим волнением в голосе. И мне также, уже на первом уроке, несколько детских личиков казались такими близкими, знакомыми. Я знала, что встретила их не впервые. Все увеличивающееся желание общаться друг с другом, беседовать и совместно обсуждать литературные темы; не имеющие конца беседы, продлеваемые после звонка и продолжающиеся во время перерыва, привели к идее создания в их классе литературного кружка.
Скоро мы стали встречаться в более тесном кругу после уроков. Я давала себе отчет, что занятия кружка надо вести так, чтобы они давали ученикам возможность развивать свои способности и стимулировать творческую деятельность.
Однажды я им показала копии картин Николая Константиновича Рериха. Заметив их заинтересованность, я рассказала им о его жизни и деятельности. С восхищением и неким оживлением восприняли они информацию о Пакте Рериха. Им понравилась эмблема "Мир через культуру" и знак — три красных круга, заключенных в большой круг. Одна из девочек воскликнула тогда с восторгом: "Мы тоже хотим иметь свой пакт и знак!" Другие ребята также загорелись желанием действия.
Результатом этого было написание текста -присяги и название ее "Пакт о Дружбе". Ребята сами предлагали пункты, я только помогала им правильно их сформулировать. Они очень настаивали на том, чтобы в заголовке было слово "пакс" (мир), которое так пришлось им по вкусу. В конце концов, мы назвали наши решения — "Пакс Дружбы и Братства". Привожу его:
"Мы, нижеподписавшиеся, связанные искренней и особенной духовной связью, желаем соблюдать нижеуказанное:
1. Стараться быть по отношению друг к другу, своим близким и всей окружающей среде открытыми, дружелюбными и терпимыми.
2. Помогать друг другу в счастье и несчастье.
3. Формировать добро, благородство, гармонию и чистоту наших душ и сердец, и в действии руководствоваться самыми чистыми порывами.
4. Почитать красоту и создавать красоту мышлением, словами и деянием, созидая истинный храм своего духа.
5. Любить Родину и быть ей преданным.
6. Воздействовать и передавать излучения сердца другим, отвечая добром на зло.
7. Сохранить и не выдавать нашей тайны".
Создавая знак, дети пытались художественно передать сущность того, что они чувствовали. Вот что из этого получилось:
Ребята объясняют символ так:
"Сердце, как знак любви и доброты, обозначает нашу дружбу и братскую любовь" — говорили они.
"Круг в середине сердца — это символ нашей литературной неразрывной общины. Утес обозначает силу и непреклонность, воды океана — глубину нашей дружбы, а цветок — это красота и тонкость того, что мы стараемся создать и беречь. Лучи сердца — это благоподобные мысли, устремленные ко всем сущностям в мире, которые одновременно являются оружием против зла, находящегося вокруг" — сказали ребята.
Затем мы пошли в лес на экскурсию, где произошло торжественное прочтение решений пакта, его подписание, вложение в красивую бутылку и захоронение в земле. Все обязались соблюдать решения пакта и сохранить тайну этого важного для нас события. Торжественное настроение и аура таинственности произвели большое впечатление на детей, а такого рода экскурсия, а также игры, оставили приятные воспоминания.
На следующих занятиях нами была основана хроника кружка, чтобы увековечить все, что произошло до сих пор. Это был прекрасный повод для упражнения в письменной форме отчета об экскурсии, описания знака. Было создано даже стихотворение о дружбе.
У детей, одаренных пластически, также имелось поле для деятельности. Игра продолжалась, ибо отчет и ориентировочный план экскурсии, а также место сохранения документа должны были быть зашифрованы. Оказалось, что ученики, с этой точки зрения, крайне находчивы.
Другими видами работы кружка были: дискуссии после прочтения интересных книг, литературные работы на разные темы, составляемые учениками, просмотр театральных представлений, фильмов, участие в художественных программах как в школе, так и вне ее.
Дети активно вели работу в кружке по многим направлениям. И через некоторое время наш кружок принял название: Академия Культуры со следующими отделами:
I. Отдел Философии понятий, который учит красивому и высокому мышлению.
II. Отдел Благородных чувств - учит преодолевать низкие эмоции и отрицательные чувства путем развития глубины чувств.
III. Отдел Творческих Замыслов - занимается накоплением и оценкой письменных работ, создаваемых в прозе и стихах.
IV. Отдел Экспериментальной практики совершает интересные опыты и наблюдения.
В Академии Культуры молодежь познакомилась с творчеством Николая Константиновича. Н.Рерих, как настоящий распространитель красоты и культуры, снова увлек молодежь своими идеями и стал для нее примером для деятельности. Идеи этого великого гуманиста мы приняли за основу наших целей и задач, понимая, что искусство соединяет людей и является тем общепонятным языком, который соединяет, наполняет дружелюбием и является ключом, открывающим сердца людей.
У ребят уже есть и первые достижения. Получились сборники "золотых мыслей", стихи, рассказы, которые будут помещены в школьной газете, как награда за высокий уровень и красоту.
Именно идея красоты, так подчеркиваемая Рерихом, с самого начала вдохновляет членов кружка. Они понимают ценность и значение красоты, стараясь, чтобы она отражалась в их творчестве.
К 50-летию со дня ухода Н.К. Рериха дети создали литературно-музыкальную композицию о его жизни и творчестве.
После представления мы пригласили участников встречи посмотреть приготовленную ранее выставку копий картин и книг Н.К. Рериха и наших работ по литературе, музыке и изобразительному искусству. Представление было большим культурным событием в нашей школе.
Подводя итог, следует сказать, что работа в литературном кружке не только творчески развивает учеников, но также воспитывает их, формирует молодой характер, учит взаимному уважению, терпимости, чувствительности и укреплению настоящей дружбы.
Тереза З.
АРКТУР №14-15 |
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА" При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна |
||
www.madra.dp.ua | Гостевая книга | |
Статистика посещаемости | Наш адрес | |
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron! |