7 декабря 2002 г.
Медлить нельзя!
(о С.Н.Рерихе)
Достоевский говорил: "Красота спасёт мир", вернее будет сказать, что осуществление красоты в нашей жизни будет нашей основой. Другого пути нет. Только осознанием красоты, только добром, только стремлением каждый день сделать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела.
Так говорил в конце минувшего века один из выдающихся художников и общественных деятелей нашего времени - Святослав Николаевич Рерих.
Сегодняшняя программа проходит под девизом: "Медлить нельзя!" Почему мы её так назвали? Что стоит за этими словами?
Обратили ли вы внимание, слушая радио, читая газеты и смотря телевизионные передачи на то, что вслед за участившимися в последнее время вооружёнными конфликтами, всплеском терроризма одновременно следует глобальное изменение климата, природные катаклизмы и катастрофы? Конечно же, вы заметили.
В последнее десятилетие уже не только учёные признали, но и большая часть общественности приходит к выводу - вся Природа живая, мы живём в океане Сознания, и даже у простейших организмов есть не только инстинкт, что мысль - это живая энергия, разлитая повсюду, каждый маленький организм несёт в себе зачаток этой энергии.
И человека нельзя рассматривать отдельно от Земли и от Космоса. Следовательно, мы отвечаем не только за свои поступки, но и за слова, и - прежде всего! - за свои мысли. А. Й. - это учение о мысли. Человек должен понимать, что именно мысль - самая мощная энергия в мироздании, которой можно пользоваться по-разному - и созидать и убивать. Без осознания этой важнейшей истины человечество может погубить и себя, и свою планету.
Цель жизни удивительной семьи Рерихов заключалось в передаче этого Учения всем нам… Эти идеи проходят через всё творчество семьи Рерихов. Их было четверо: родители - Н.К., Е. И. И сыновья - Ю. И Св. И каждый из них - гений.
Сегодняшняя программа посвящена жизни и творчеству Св. Н. Р., имя которого пользуется глубоким уважением среди нас не только как имя, составляющее в ряду других имён мировую славу русской культуры. Нет, не только… Ведь Св.Ник. - это ещё мыслитель и общественный деятель, так много сделавший для сближения народов Земли…
Вся его жизнь - это творчество. Творчество, запечатлённое не только на полотнах, но и в каждом мгновении повседневной жизни.
Каждый его шаг был починён призыву, который выдвинул он сам, обращаясь к единомышленникам: "Медлить нельзя!" Завтра может быть поздно. Своим пламенем, своим примером необходимо пробуждать сознание, зажигать сердца людей.
"Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее", - говорил он.
По ходу нашего рассказа будут наглядно представлены слайды картин СН и вы будете иметь замечательную возможность окунуться в удивительный, неповторимый мир его творчества.
Он родился в Петербурге 23 октября 1904 г. В атмосфере искусства, красоты, вдохновения мужал его талант.
С.Н. вспоминал, как родители сумели развить в нём стремление к познаванию, интерес к знаниям.
"Мои впечатления детства связаны с кипучей деятельностью Н.К. У него было очень много интересов. Весь день, а так же утро и вечер, он проводил в работе. Удивляешься, сколько один человек мог сделать, мог дать! И все, что он делал, было на очень высоком уровне.
Наш дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекций НК. Мы помогали ему собирать коллекцию предметов каменного века в археологических раскопках.
Естественно, это стало нераздельной частью нашей жизни.
И конечно, это всё влияло на нас, моего брата и меня.
Моя Матушка очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за интересами, порывами и чувствами.
Она никогда не настаивала ни на чём, никогда не старалась как-то нас убедить в чём-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогли, были интересны и вместе с ним ходила по музеями, учреждениям, которые бы могли его направить.
У меня рано пробудился интерес к естественным наукам: орнитологии, зоологии, минералогии.
ЕИ доставала мне все нужные книги. Она собирала для нас коллекции насекомых, жуков, собирала всевозможные уральские и другие камни…
Т.о., наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями. Перед нашими глазами раскрывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах НК и ЕИ, слушали всё, что они говорили. Это имело большое влияние на нас".
Отец и мать сумели привить сыну жажду познаний и служения Родине.
"Я был окружен искусством с самого раннего детства. Оно было для меня чудесным миром вдохновения. Духовные ценности стали для меня великими путеводными вехами, источником вдохновения и устремления", - вспоминал Св.Н.
С 1914-го по 1916 гг. СН учился в гимназии К.И. Мая, именно там он получил первые уроки рисования. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам, где он изучал историю и культуру Руси.
Последующие два года он вместе с семьёй живёт в Финляндии, где в 13-ти летнем возрасте пишет первый портрет отца.
Белофинский переворот отрезал семью Рерихов от революционной России.
И с 1918-1920 гг он учится в подготовительной школе к университету в Лондоне, готовясь поступать в Академию Архитектуры.
Продолжая занятия живописью, участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер "Снегурочка", "Садко", "Князь Игорь".
По окончании подготовительной школы он успешно сдаёт экзамены и поступает на архитектурные курсы Гарвардского университета и в Колумбийский университет на архитектурное отделение, где по окончании получает степень бакалавра.
И продолжение образования - самостоятельное изучение искусства старых мастеров в крупнейших музеях Европы и Америки, путешествия. Одновременно - работа с отцом над балетными постановками, создание эскизов костюмов, занятия графикой, книжной иллюстрацией.
Вспоминая об этом времени СН пишет.
"Всю жизнь я работал с моим отцом, НК. У нас всегда было тесное сотрудничество. Я часто ему помогал, когда у него не хватало времени, особенно за границей… Сотрудничество с НК было для меня главной работой. Я участвовал во всех его культурных учреждениях".
С раннего детства СН находился под влиянием творчества своего отца, был его учеником, соратником и преемником. Но если говорить о традициях, перенятых сыном у отца, то наиболее ярко выраженной преемственностью можно назвать умение быть самим собою. Так же, как и НР, СР создаёт в сфере Прекрасного свой собственный, неповторимый мир.
Вскоре следуют первые персональные выставки и участи в международных экспедициях. В 1923 г. Он становится директором Международного центра "Corona Mundi" в Нью-Йорке, основанного его отцом, где организует выставки прогрессивных художников, читает лекции, подготавливает общественное мнение к принятию государствами соглашения об охране культурных ценностей во время войны - Пакта Рериха и Знамени Мира.
В это же время он входит в состав многих культурных и научных обществ Америки и Европы: СН-пожизненный член Археологического института США, основатель общества по изучению философии и религии, член редколлегии журнала "Flamma".
Наряду с выполнением многочисленных обязанностей директора он продолжает занятия живописью, и критики отмечают быстрый расцвет его художественного таланта.
В 1923 г. в Нью-Йорке, в Галерее Арден, прошла его первая персональная выставка. Художник был замечен прессой. Ему тогда было всего 19 лет.
Но подлинный большой успех пришёл к СР спустя три года. На выставке, посвящённой 150-летию Филадельфии, им была получена главная награда - Гран при.
Его картины приобретаются многими музеями.
Однако настоящая общественная, научная, просветительская и, конечно же, художественная его деятельность началась в Индии. Эта удивительная страна дала для его искусства благодатную почву. В 1923 г. СР впервые прибывает в эту древнюю страну в составе экспедиции отца.
Впоследствии он большую часть своей жизни прожил в Индии. Было ли это для него случайностью? Вряд ли. Именно Индия, её философия, её красота и утонченность были источником его художественного вдохновения и его творчества в целом. Среди остальных Рерихов именно он был больше всего, если можно так сказать "индийцем".
"В 1928 г., - рассказывал он, - я возвращался в Индию после продолжительного отсутствия. И когда сошёл с корабля в Бомбее, почувствовал, как будто вернулся к чему-то особенно знакомому и близкому, как будто вернулся на землю, которую так хорошо знал".
Он всегда был увлечён этой страной, запечатлел её Красоту на своих полотнах и считал её своей Родиной. Для него Индия всегда оставалась чем-то важным. Его высокая духовность складывалась под влиянием её культуры. Индия, как магнит, всегда манила его и притягивала.
Он создаёт полотна на восточные сюжеты, которые приносят ему славу портретиста и пейзажиста. О нём пишут художественные монографии, статьи. Периодически возвращаясь в США, он руководит учреждениями культуры в то время, когда НК проводит свою экспедицию по Центральной Азии.
С 1934 г. С.Н. живёт в Индии постоянно. После завершения экспедиции отца, он участвует в работе научного института "Урусвати", созданного Рерихами в долине Кулу, где в это время проживает вся семья. С. изучает местную медицину, проводит экспедиции, изучает искусство, фольклор, пишет статьи о живописи и искусстве различных народов Индии.
Гималайский институт научных исследований "Урусвати" (в переводе на русский - "Утренняя Звезда"), был основан 24 июля 1928 г. Впоследствии он был признан прообразом научных лабораторий будущего века, и планета Венера - её в Индии называют "Утренней Звездой", приносящей счастье человеколюбивым начинаниям - действительно отметила начало новой эпохи в развитии науки о человеке.
Ведущая идея в создании института "Урусвати" заключалась в соединении древней мудрости Востока с современными научными методами.
Всё, к чему прикасались Рерихи, приобретало планетарный размах. Так было и с институтом. Главная цель, которую ставили перед собой его руководители, состояла в следующем: объединить и сосредоточить усилия видных учёных мира на неотложных и узловых проблемах. Назовем лишь некоторые из них: охрана биосферы, повышение урожайности, поиски эффективных методов лечения. Лингвисты, историки и ботаники, тибетские ламы-врачеватели и профессиональные врачи Европы, философ и фармацевты - все сообща трудились над изучением тайн древнего знания о человеке. Поддерживались постоянные связи с научно-медицинскими центрами Европы и Америки.
Достаточно сказать, что в числе постоянных сотрудников института были: лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн и Роберт Малликен, знаменитый шведский путешественник Свен Гедин.
Через С.Н. осуществлялась связь с крупным советским генетиком Николаем Ивановичем Вавиловым.
Стратегически исследования направлялись синтетическим умом ЕИ, интуитивными провидениями НК, работой же по изучению древней медицины непосредственно руководил СН.
Рерихи прекрасно осознавали многочисленные трудности, которые ожидали их на пути раскрытия Тайн древности - и финансовые затруднения (работы финансировались за счёт семьи НК), и трудности в связях с коллегами. Однако все понимали принципиальную неотложность этих работ, и потому изучение продвигалось "семимильными шагами". До сих пор не разобраны гигантские по объёму и бесценные по содержанию дневники исследовательских групп Института, до сих пор много не напечатано и, по-видимому, даже не прочитано представителями мировой науки…
СНР в 30-е гг. руководит исследованиями по биологии лекарственных растений, изучением тибетской и индийской медицины, фармакологии. Он постоянно изучает местные периоды целительства и изречения великих древних врачевателей, проводит ближние и дальние научно-практические экспедиции, ведёт обширную переписку с учёными всего мира и приглашает к сотрудничеству лам-врачевателей.
Вторая мировая война резко оборвала глобальную деятельность "Урусвати". В сложившихся условиях институт, просуществовавший чуть более 10 лет пришлось подвергнуть консервации. Она оказалась более длительной, чем предполагалось.
В 1939 г. художник приступает к работе над циклом социально значимых произведений. Он открывается триптихом, сюжет которого подсказали события Второй мировой войны. Это большое панно "Куда идёт человечество", "Распятое человечество" и "Освобождение".
Ответственность за всё, происходящее в мире людей, СР выказывает не только своими полотнами, но и своей жизнью.
Весть о начале ВОВ глубоко взволновала семью Р. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, он и его брат не замедлили отправить в Советское посольство в Лондоне письмо с изъявлением готовности вступить добровольцами в Красную Армию и выполнять в полной мере свой долг перед Родиной. В годы Отечественной войны НК и СН проводят в Индии совместные выставки с продажей картин в пользу Советского Красного Креста и Красной Армии. С этой же целью они организуют сборы пожертвований, издают книги.
В 1943 г. 23 февраля СН выступает по Всеиндийскому радио с приветствием советским воинам. Мысли о Родине, о помощи ей всегда были главными.
Как и все Рерихи, СН горячо ратовал за самостоятельность Индии и поддерживал деятелей индийского освободительного движения. В начале 1942г. он познакомился с Джавахарлалом Неру, который не раз впоследствии бывал у Рерихов в Кулу и всегда высоко ценил их участие в культурной жизни Индии. Любовь и уважение к талантливому народу этой страны принесли Рерихам искреннее признание и широкую известность.
"Для того, чтобы кого-то полюбить, нужно его узнать, надо его понять. И нужно подойти доброжелательно к этому человеку или народу. Я полюбил индийский народ, потому что узнал его", - говорил СНР.
О глубокой любви к индийскому народу и его культуре, говорит следующий факт.
После победы освободительного движения в Индии начался период, схожий с послереволюционной ситуацией в России - началось уничтожение всего, что напоминало бы о колониальном прошлом.
Незаслуженно уничтожались уникальные произведения искусства, памятники архитектуры и культуры эпохи колонизации.
С.Н. решительно выступил в защиту культурных ценностей и его огромный авторитет сыграл немаловажную роль в том, что варварство было остановлено…
В 1944 г. он встретил Девику Рани, одну из самых популярных киноактрис, деятельницу индийского художественного просвещения.
Самые первые встречи обнаружили общность их взглядов. Они полюбили друг друга и стали мужем и женой. На всю жизнь их связали большая дружба и преданность.
Друг семьи СН, Татьяна Ивановна Мурашкина так передаёт своё первое впечатление об этой паре.
"Я была десятилетней девочкой, когда впервые увидела СН… Он пришёл к нам в гости со своей женой, Девикой Рани. Они сидели в гостиной в креслах и беседовали о чём-то с моими родителями. Я не помню этого, наверняка интересного, разговора, зато хорошо помню свои ощущения: эта пара была ослепительно красивой, хотелось ими любоваться и - одновременно - было даже страшновато на них смотреть, как боишься смотреть на Солнце, чтобы не ослепнуть…
Супруги поселились в пригороде Бангалора. Их гостеприимный дом хорошо знаком многим русским людям, посещавшим Индию.
Из воспоминаний Валентина Сидорова:
"О Д.Р. мы, разумеется, были наслышаны. Мы знали, что она была самой популярной звездой Индии. Мы знали, что она - внучатая племянница Р. Тагора, знали, что в своё время она была самой популярной кинозвездой Индии. Имя ДР неотделимо от истории отечественного кино: она была не только знаменитой актрисой, но и постановщицей широко известных фильмов. Со СН они поженились в 1945 г. Сообщая в одном из писем об этом событии, его отец писал:
"Помимо великой славы в своём искусстве, Д. - чудный человек и мы сердечно полюбили её. Такой милый, задушевный член семьи с широкими взглядами. ЕИ в восторге от такой дочери.
Д рассказала нам о том, как боязно ей было входить в семью Р.
-Ведь они были Махатмы, а я - простой человек. Хотя Е.И. и относилась ко мне замечательно и называла "маленькая Лакшми", но на первых порах было очень трудно.
В том, что Рерихи - Махатмы у Д. Нет и тени сомнения.
-Вы не представляете, как я испугалась, когда увидела вокруг спящего С. голубое пламя (голубой цвет ауры, по представлению индусов, свидетельствует о большой духовной высоте и силе человека".
Каким же был известный художник в обыденной жизни?
Из воспоминаний современников.
"У него были очень выразительные глаза. Я в них видела всегда такую глубокую любовь и теплоту, что я просто ни с чем не могу это сравнить! Он был очень внимательным. Помню, как мы ездили с сестрой в Ленинград, чтобы посмотреть его картины, которые были запрещены к показу у нас в Москве. Стояла холодная ленинградская зима, а нам было тепло от искренней заботы Святослава Н.
Он был сердечен и прост. И этим раскрепощал любого человека, с которым общался. Но это была великая простота, признак очень высокой духовности. СН вовсе не был закован в какие-то аскетические нормы поведения. Он был очень остроумен и так заразительно смеялся!"
Вёсны Рерихи проводили на гималайских склонах, в доме отца, где СН организовал картинную галерею. Здесь он основывает свою творческую мастерскую. В его картинах - яркие краски пейзажей, одухотворённые лица людей. В искусстве СР сливаются русские и индийские традиции живописи.
Индия, европейская живопись прошлых веков, русская реалистическая живопись и творчество отца - явились истоками творчества художника.
"Моя личная творческая деятельность, - писал о себе СНР, - была связана с творчеством и работой НКР, но в моём подходе к художеству есть некоторая разница. НК никогда не был заинтересован в портрете, тогда как я начинал как портретист. Я выдвинул человека на первый план.
Портрет в творчестве художника занимает особое место. Широкую известность получили созданные им изображения НКР - всего их свыше 30-ти, портреты матери художника - ЕИ, жены, а т. же многих прогрессивных деятелей Индии, её ученых, артистов, писателей и рядовых тружеников.
Портрет Джавахарлала Неру кисти СР находится в зале заседаний индийского парламента, президента С. Радхакришнана - в президентском дворце. В чем секрет жизненной силы этих изображений - портретов, пейзажей?
Думается, что наиболее содержательный ответ отображен в мемуарах Л. Шапошниковой.
"В один из дней мы поехали в рериховское имение под Бангалором… Я открыла дверь мастерской СН и мы вошли в помещение, так хорошо мне знакомое.
Мастерская сохраняла прежний вид. Бронзовые фигурки стояли на своих местах, по стенам висели всё те же танки и миниатюры. На полу прислоненные к книжным полкам и покрытые полиэтиленом стояли картины хозяина мастерской.
Но вот вынутые из полиэтиленовой упаковки передо мной замелькали картины, которых я раньше не видела. Яркие, светящиеся краски, странные, как будто земные и неземные формы.
Тонкое и красивое женское лицо, возникшее из каких-то причудливых облаков, деревня и в то же время не деревня, река, идущая сквозь горы и в то же время освещающая их изнутри.
Я затрудняюсь и сейчас дать описание увиденного мною. Но тогда я поняла, что на двухмерном пространстве полотна СН изобразил тонкий мир четвертого, а может быть и более высокого измерения. Он видел и прозревал этот мир своими утончёнными центрами, своей энергетикой. Полотна несли людям уникальный опыт самого мастера и повествовали о реальности и доступности нездешних миров.
Картины подтверждали то, что сам человек, неся в себе миры более высоких измерений, является как бы мостом, между ними и миром плотным.
"Святослав завоевал себе исключительное место, ему всюду открыты двери. Искусство его высоко оценивается", - писала о нём в своих письмах ЕИ.
После кончины НКР и старшего брата СН продолжил деятельность по углублению и расширению научного и культурного содружества СССР и Индии.
Впервые после долгого перерыва он приехал на родину с большой выставкой в мае 1960 г.
Бесконечный поток посетителей на выставках в Москве и Ленинграде, сотни благодарственных записей в книгах отзывов, многочисленные интервью и публикации в печати - всё это говорило о том, что работы СР нашли признание, зазвучали в унисон с чувствами соотечественников.
"Поездка в Советский Союз была поворотным пунктом в нашей жизни", - скажет позднее художник.
В сер. 70-х СР показал в Сов. Союзе вторую экспозицию, которая совпала с 70-летием мастера. Выступая на вернисаже в Москве, он говорил: "Я счастлив, что моя выставка состоится в Третьяковской галерее. Это место окружено особым ореолом, освящено великими традициями русского искусства. Я выбираю темы, которые мне близки, идеи, которыми хотелось бы поделиться и вы увидите на этой выставке именно то, что мне самому хочется сказать".
Выставку, показанную в 5 городах Сов. Союза, посетило тогда свыше 800.000 человек.
Из воспоминаний посетителей выставок:
"С тех пор представление о настоящей Красоте связано для меня с образом СН. Он излучал "нечто" - чрезвычайно благодатное для окружающих. Даже глядя ему вслед, люди ощущали необычность этого человека. Я хорошо помню СН на его собственных выставках - в Индии и у нас в России. Он всегда на них работал, два часа утром и ещё два вечером, общаясь с посетителями и обсуждая темы своих картин. СН появлялся в залах - шёл лёгкой упругой походкой - и к нему устремлялись люди… Его слушали необычайно внимательно, не отрывая глаз от него самого… Прекрасный облик автора так гармонировал с его картинами"!
Он радовался встречам с людьми, показывая им в своих картинах прекрасные образы Индии, её людей, ту красоту, которой живёт человечество.
С 1974 г. выставки картин С. и Н. Рерихов становятся регулярными в России. Приглашают и Академия Художеств, и Министерство культуры.
В 80-е гг. СН организует Центр искусств в Бангалоре. Центр включает школу изобразительного искусства, музей древнеиндийского искусства Юга, выставочные залы и художественную галерею НКР. Всё это создавалось для детей и молодёжи с использованием новых педагогических принципов: воспитания искусством, образами Красоты.
Современники отмечают, что СН был подлинный педагог и психолог.
Он никогда не произносил назидательных речей, но мягко направлял сознание детей в нужное русло.
О воспитании молодого поколения он говорил следующее:
"Вы знаете, что воспитание человека - самое трудное. Наша главная задача - формировать человека Будущего. Ко мне приезжает много специалистов и педагогов из разных стран, но у очень немногих есть представление о том, куда стремиться. Как вы знаете, в древности большинство было неграмотным, но люди воспитывались на примере героев своего народного эпоса. Так что былины были для них живым контактом с чем-то более совершенным. И воспитателям нужно сначала ясно представить себе тот идеал человека, к которому стремиться.
В своей педагогической работе в Бангалоре мы даем мысли, идеи больших философов с ранних лет. Они входят в жизнь и дети часто учат своих родителей и получается общий подъём…
Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству. Будда всегда называл своих учеников воинами - нужно уметь сражаться. Добро должно быть активное".
Школа развивалась, привлекала хороших учителей и работала настолько успешно, что, по просьбе учёных правительство включило её в состав университета...
Тут надо обязательно вспомнить, что всё творчество СН - это отображение глубоких философских мыслей учения Ж.Э., носителями которой была вся семья Рерих.
Так вот, СН был очень тонким популяризатором. Он никогда ничего не навязывал, а мягко, исподволь заронял интерес в умы и сердца своих слушателей.
Надо сказать, что учение Ж.Э. во все годы советской власти было в нашей стране под строгим запретом. В 30-40 гг. его последователи попадали в лагеря и расплачивались за приобщение к нему собственной жизнью. Вплоть до 80-х гг. таких людей исключали из партии и выгоняли с работы. Поэтому СН говорил об этом с советскими людьми крайне осторожно.
Из воспоминаний Т. Мурашкиной.
Мы долгие годы и не подозревали о существовании Ж.Э. и воспринимали СН просто как очень хорошего и близкого человека. С ним я всегда сравнивала других людей - он был для меня высшим критерием их оценки и, конечно, моего собственного поведения. И только когда через много лет после нашего знакомства я наконец нашла и стала читать книги Ж.Э., погрузилась в высокую философию, в красоту этого учения, ощутив при этом огромную радость, только тогда я стала понимать, с каким Человеком свела меня жизнь!
В этих книгах я нашла ответы на главные вопросы. Высокая истина - она есть и к ней надо стремиться.
Всё это было "моё" - то, что будет со мной всегда, при любых обстоятельствах внешней жизни. И мне страстно хотелось выразить СН такое важное для меня чувство. Он в это время был в Индии, и я очень ждала очередного его приезда в Россию.
И вот наконец он в Москве! Мы идём в гостиницу "Советская", где они с женой любили останавливаться, и внутри у меня всё кипит от радости и волнения…
И СН почувствовал это моё горение! Пока мои родители раздевались в прихожей, он быстро провёл меня в гостиную и посмотрел на меня с самым живым интересом… И когда я произнесла: "СН, наконец-то! Мне попали в руки книги Вашей матушки, и я нашла там очень много ответов на свои внутренние вопросы!" При этих словах глаза у него загорелись, он крепко сжал мою руку и сказал: "Я рад, я очень рад! И теперь всегда, сколько бы вы ни читали эти книги, вы всегда будете находит там очень много полезного"В тот момент СН удивительно преобразился, хотя в обычном состоянии был человеком очень сдержанным… Тогда я поняла, как важно ему было услышать, что эти книги распространяются, читаются и усваиваются людьми.
Кто-то из журналистов как-то спросил меня:
- Значит, в его облике не было ничего таинственного? Никаких знаков приобщённости к великим загадкам бытия?
- Во внешних проявлениях не было никаких признаков высокомерной загадочности. И когда я стала читать эти книги, я сказала себе: "Боже мой! И это всё написала матушка нашего СН! А я-то думала, что она писала мемуары… А здесь - такая Высота, такая Мудрость и… Тайна! Кем же она была? И кто Те, которые посылали им зов с Гималаев? И кто же Он? Такой близкий, простой в общении… Мы тут с ним чаи распиваем, а его семья и, следовательно, он сам имеет отношение к тайнам мироздания, к тому, что и сказать нельзя! Вот это да!" Но расспрашивать о сокровенных загадках этого, безусловно, Посвящённого Человека я не то чтобы не смела - у меня даже не возникало подобного желания! Я хорошо понимала, что такие вопросы не задают - на них и не отвечают… Только читая эти книги, которые заставляют думать, ты можешь открыть тайну за тайной, и счастье - расшифровать их самостоятельно!"…
"Главная задача нашей жизни, - говорил С.Н., - облегчить доступ Тем Силам, Которые стараются к нам пробиться, олицетворить Себя здесь, на Земле. И это самое лучшее, что мы сможем принести человечеству.
Как вы знаете, НК и ЕИ, мой брат ЮН в своих путешествиях по Центральной Азии встречали многих замечательных людей, последователей разных школ, разных учений. Но всегда те, кто собирались вокруг, скажем, ЮН, ЕИ или НК, были прекрасными людьми. Они были людьми, которых каждый из нас мог бы назвать действительно стоящими на более высокой ступени духа".
Вот один из ярких примеров подобных встреч. Вспоминает Альберт Павлович Шураев.
"У Рерихов были гости… Д.Р. угощала их чаем и печеньем. Жена одного из гостей заметила, что этот сорт печенья хорош, но другой сорт лучше, однако, его сложней приготовить. Д.Р. была в большом смущении. Её подозвал к себе один из гостей - служитель высокого ранга. Он сказал несколько успокаивающих слов, положил руки на поднос, и на нём оказалось печенье, о котором говорила гостья.
Один из членов нашей делегации усомнился в том, что такое возможно, исходя из материалистического понимания. С.Н. ответил на это, что все виды энергии в нашем мире материальны, в т. ч. и мысль".
В России, приехав по приглашению Министерства культуры в 1981 г., СН участвует в обсуждении плана возобновления деятельности научного института "Урусвати" в Гималаях и принимает участие в создании фильма "Рерих", посвящённого НК.
На встречах с людьми СН большое внимание уделял древним связям России и Индии, их дружбе - необходимом условии развития двух стран.
Беседуя с корреспондентами, он сказал: "Ко всему, полученному мной в России и от России, я всегда стремлюсь приобщить Индию, где я живу многие годы, и, с другой стороны, всё, что я делаю в Индии, принадлежит моей Родине".
Он подчёркивал: "Ничто не помешало мне остаться русским человеком… НК и ЕИ всегда чувствовали себя частью России. Родители всегда мечтали вернуться на Родину". Они надеялись и верили, что их духовное наследие вернётся на Родину.
И в 1987 г. СНР приезжает в Москву по приглашению Академии Художеств. В это время состоялась его первая встреча в Кремле с Горбачевым. Тогда же был создан в Москве Советский Фонд Рерихов - культурно-просветительская и научная организация (в настоящее время - это Центр-Музей им. НК. Рериха). СР выразил желание передать Фонду наследие родителей.
В марте 1990 г. специальным рейсом из Индии наследие было привезено в Россию, воля родителей была выполнена. Картины, архив, библиотека, корреспонденция, записи книг "Живой Этики", реликвии семьи были переданы в дар Родине для использования их в научной и культурной работе и для сохранения последующим поколениям.
СР ушёл из жизни 30 января 1993г., оставив нам огромное духовное наследство. Казалось, оно должно стать толчком к духовному возрождению человечества.
И что же?
После его смерти спор о наследии Рерихов принимает ожесточенный характер. Многолетние споры, ведомственная переписка. Суд, наконец.
Организации людей, объединённые идеями Учения Рерихов, стремлением жить, опираясь на это Учение, часто, как ни странно, не находят между собой общий язык… Бесконечные ссоры, взаимные претензии и нападки.
Этого ли желал СН, создавая духовный центр? Таким ли он видел его и его сотрудников?
Вот что пишет об этом он сам.
Медлить нельзя!!! Только осознанием Красоты, только Добром, только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее.
"Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому поколению как можно больше истинных благ - в первую очередь духовных, которые смогут сделать жизнь прекрасной"…
"….стремиться к прекрасному, строить прекрасное, думать о нём - нас оживит и изменит. Это живая энергия - наша мысль. Она строит всё и мы можем силой мысли переродить себя и переродить других. Будем всегда направлять наши мысли на благое, на прекрасное!
И я ещё вам скажу, что лучший дар, который вы можете принести человечеству - это улучшить себя, стать лучшими людьми. Потому что этот дар вы принесёте другим, которые, может быть, смогут воспользоваться им, и вы осветите их жизнь".
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА" При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна |
||
www.madra.dp.ua | Гостевая книга | |
Статистика посещаемости | Наш адрес | |
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron! |