Рериховские чтения 20.10.18
Мир через культуру
В книге «Мир Огненный» говорится: «Люди, принявшие на себя Великое Служение, могут быть названы ''Небесным камнем''. В стремлении они преисполняются светом. Они прободают низшие слои и заключают в себе алмаз-адамант. Но не легко быть алмазом, и нужно утвердиться в свете, чтобы преодолеть тьму. Не знает покоя Великое Служение, на бессменном предстоянии укрепляется дух. Много земных малых правд нужно покрыть куполом великодушия. Нужно покрыться Светом, идущим от Иерархии».
Эти слова приходят на ум, когда мы говорим о Николае Константиновиче Рерихе. Достаточно ознакомиться с его биографией, чтобы понять, что вся его жизнь была этим Великим Служением, которое осуществлялось с поразительным постоянством и красотой. Именно, Служение никогда не прерывалось и проявлялось неслыханно красиво. И как уместно это сравнение с «небесным камнем», метеором, пронзающим мрак ночного неба с несломимой стремительностью и отдающим свой огонь земным, плотным слоям. Он падает на землю и несёт для неё заключённый в нём «алмаз-адамант».
Бесконечный майский питерский закат светит в огромное окно. Рядом с окном — уютное кресло, в котором лежит мальчик, заложив пальцем книжку и забыв уже о ней: он пристально смотрит на небо: в солнечном луче летают пылинки и, кажется, что ночь не придет никогда...
У Николая Рериха, появившегося на свет 9 октября 1874 года, было безоблачное детство в интеллигентной питерской семье. Его отец - Константин Федорович Рерих, известный нотариус и общественный деятель, постоянно приглашал полный дом всесторонне развитых друзей: ученых, художников, писателей. Мама, Мария Васильевна, всегда была хлебосольна и умела сделать так, чтобы всем в их доме было уютно. Зимний сезон общения и учения сменялся летним раздольем в деревенском имении Извара.
Николай довольно рано решил, что хочет стать художником. Правда, его отец скептически отнесся к этой блажи, так как у него самого не было возможности окончить университет: свой трудовой путь Константин Федорович начинал в должности железнодорожного счетовода и, занимаясь непрерывным самообразованием и самостоятельно налаживая связи, сумел сделать успешную карьеру. Поэтому для старшего сына у него имелся четкий план: юридический факультет, государственное поприще, блестящее будущее.
Когда пришло время определяться, Николай нашел оригинальное решение: в 1893 году он поступил разом и на юрфак, и в Академию художеств к Архипу Куинджи.
Начались сумасшедшие студенческие годы, когда надо было разом успеть все: лекции, рисование, экзамены, еще занятия на историческом… и археологические раскопки! Последние, хоть и проходили в окрестностях Питера, но для юного и увлекающегося Рериха это были экспедиции в стиле великих первооткрывателей: охота за таинственными сокровищами и магическими артефактами, ночевки в дремучих лесах, лишения, опасности... Пройдет всего каких-то двадцать-тридцать лет и юношеские мечты Рериха сбудутся. В его жизни будет такое количество экспедиций со скитаниями, множеством открытий и смертельных опасностей, что их хватило бы не на одну жизнь!
Тем временем судьба все ставит на свои места. Карьера Николая Рериха складывалась хоть и не по папиному сценарию, но самым головокружительным образом: дипломное полотно «Гонец» было тут же приобретено Третьяковым; его премируют поездкой по Европе и берут на стажировку известные французские мастера.
В то же время, в 1899 году, на даче у друзей Николай Константинович знакомится с петербургской красавицей из родовитой семьи рода Голенищевых-Кутузовых, Еленой Шапошниковой, и начинает за ней ухаживать. Родители же Елены Ивановны всячески оберегали дочь и от этих отношений и от артистической среды, не разрешив в свое время ей поступить в консерваторию, так как считали, что бурное студенчество может плохо сказаться на перспективах ее будущего.
Но Рерих так увлек ее знакомствами с самыми знаменитыми художниками своего времени, романтическими поездками на раскопки и своим рыцарским поклонением, что дочку все-таки родители проглядели. Через два года, в 1901-м, влюбленные обвенчались в церкви при Академии художеств.
Дальше жизнь Николая Рериха только набирала обороты…
Он становится не только художником с мировым именем, но человеком, который нес идеи высокой культуры, братства, осознание Высшего в широкие массы. И, прежде всего, он сам вмещал в себе самые замечательные качества человека, ведомого по жизни высокой Идеей. В начале жизнь Николая Константиновича и Елены Ивановны была поиском великих идеалов. Но, после встречи с Великими Учителями вся жизнь их насыщенна духом Огненного Учения.
Агни Йога говорит о том, что эволюция человека не есть достижение в материальном мире. Она - есть постепенное раскрытие в каждом из нас того божественного потенциала, который заложен в зерне его духа. И при этом раскрытии в человеке всё больше растёт почитание Света во всех его проявлениях: Правде, Добре и Красоте, иными словами - Культуры. Иначе и быть не может.
Так что же есть Культура в ее истинном понимании? Николай Константинович дает четкую формулировку этому многогранному понятию:
«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.
Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».
Но жизнь показывает, что любое понятие, даже самое высокое, если остаётся в сфере теоретической, - оно не жизненно. Если после теории не последует практика, то теория отмирает за неприменённостью. Если мы не осознаем культуру в применении к жизни человека как её выявление, то слово «культура» станет пустым звуком. «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, - разъяснял Николай Константинович, - потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры».
«Культура не может быть чем-то необоснованным, отвлеченным, она не есть удел богатых, - писал Николай Константинович. - Культура есть следствие лучших накоплений знаний, есть утверждение Духа, есть стремление к Красоте, есть достояние всего народа. Решительно каждый в своей мере, в своем добром желании может и должен вносить свое зерно в общую житницу».
Поэтому важно вводить Прекрасное в нашу каждодневную жизнь. И не только посредством произведений искусства приобщаться к Красоте призывал Николай Константинович, но и уметь видеть её в природе, в самой жизни, во всем...
И призыв к совершенствованию - есть призыв к реализации культуры в каждом из нас. «Много говорят о Культуре, но это понятие не должно быть усложнено. Проще нужно понимать его как улучшение жизни, возвышение нравственности, умение быть добрее. Ведь она, Культура - есть единственная самозащита от разложения и лишь ее признаками можно строить Новую Эпоху. Культура значит почитание Света!»,- сказано в Агни Йоге.
«В жизни нашей всё, что может поднять и облагородить дух наш, должно иметь господствующее место», - писал Николай Константинович.
Таковой была и его жизнь. Вся многогранная деятельность Николая Рериха была претворением в жизнь призывов к Свету, Добру, Знанию - они были для него не отвлечённостью, но программой его жизненных действия, его служением Свету и несением Культуры.
Почему же Высшие Учителя сделали ставку именно на развитие культуры, на утверждение духовности в искусстве?
Ответ прост: Потому что культура является наиболее эффективным средством духовной эволюции социума.
И сегодня мы расскажем о периоде жизни Николая Рериха в Америке, о том, как воплощалась в этой стране высокая идея культурного строительства.
В записях Елены Ивановны мы читаем слова Учителя:
«Я, решил через Рериха начать здесь, в Америке, путь к искусству. Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество. <…> Рерих, мое решение дать Искусство Америке тебе поручаю! Люди должны знать Мое решение».
Семья Рерихов прибыла Нью-йоркскую гавань в октябре 1920 года, проведя перед этим год в Англии, где выставки картин Николая Константиновича и его декорации и костюмы для оперного театра пользовались большим успехом. Еще в Лондоне художник получил приглашение от Чикагского института искусств, приехать в Америку с большой выставкой своих картин, которая будет путешествовать по всей Америке в течение трех лет и будет показана в тридцати городах.
Но, задолго до приглашения Рерихи, уже знали, что Америка им предначертана. Они приехали туда для выполнения задач, направленных на поднятие и укрепление духовности через культуру. Поразительно, что Рерихам не надо было искать сотрудников обычным способом: они уже знали, имена будущих соратников и оставалось лишь собрать их возле себя. Интересно и то, что эти несколько избранных вовсе не были подготовленными в духовных и эзотерических науках. Однако после знакомства с Рерихами в 1920 году эти интересы стали частью их жизни и превратили ее в великое приключение.
Во время проверки таможенными службами судна, на котором Рерихи прибыли в Америку, на его борт поднялась журналистка Франсис Грант.
Месяца через полтора Рерихи пригласили Франсис посетить их. Именно эта встреча и изменила всю ее жизнь. Она рассказывала, что ее сразу приняли как друга, как члена семьи. Ей рассказали о Великих Учителях и немедленно передали послание Учителя, адресованное непосредственно ей.
«Я ушла от них в экстазе. Я никогда, ни на миг не усомнилась, что все это было правдой и что мне суждено было присоединиться к работе, которая должна была изменить мир», — рассказывала Франсис Грант.
Тогда же, в одной из главных художественных галерей Нью-Йорка, должна была открыться большая выставка Рериха. Зинаида Григорьевна Фосдик (в то время Лихтман) пришла на открытие и была представлена Рерихам. Они тут же пригласили ее с мужем и матерью к себе в гости. С ними произошло то же, что и с Франсис Грант: встреча с Рерихами коренным образом изменила их жизнь.
«Этот великий человек и его жена приняли меня так, как будто знали меня много лет! - писала Зинаида Григорьевна. - Более того, они стали говорить со мной о своих планах на будущее, их миссии в Соединенных Штатах и о том, что должно было последовать далее».
Затем к ним присоединились мать Зинаиды Григорьевны — Софья Михайловна Шафран, сестра Мориса Эстер, а в 1922 г. бизнесмен Луис Хорш и его жена Нетти. Так образовалась группа американских сотрудников и учеников Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов в составе семи человек, так называемый «Круг». Они становятся руководителями вновь образованных учреждений культуры и искусства.
«Учителя считали искусство (и творчество в целом) одним из лучших способов усовершенствования и развития психической энергии — основы духовного потенциала человека. Не случайно в Агни-Йоге есть упоминание о том, что подлинный Бодхисаттва, помимо духовной самореализации, должен также достичь совершенства не менее чем в трех областях искусства и науки. Именно такое искусство, которое призвано не просто развлекать и украшать жизнь, но и быть средством духовной эволюции всего народа, духовные Учителя Востока хотели открыть Америке…»- писала Зинаида Фосдик.
С первых встреч были заложены идеи общей работы - создания Мастер-школы объединенных искусств. За ней должны были последовать другие культурные центры: «Кор Арденс», «Корона Мунди» и позже Музей Рериха.
Рерих указывал на важность исторического момента: «Время создания культуры духа приблизилось. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже "земные" люди поняли действенное значение красоты».
Первым учреждением, основанным Рерихом в 1921 году, была Школа Объединённых Искусств.
Николай Константинович предложил начертать на щите этого учреждения следующий девиз-программу: «Искусство объединит человечество. Оно едино и нераздельно. Оно имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Оно, искусство, - для всех. И для каждого должны быть открыты врата “священного источника”…»
Краткая формула созданного учреждения звучала так - Образование, Гармония, Единение.
Целью создания этой школы была организация гармоничного художественного заведения, в котором, начиная с детского возраста, давалось бы целостное и законченное художественное воспитание. Она должна содействовать выявлению и развитию творческих сил детей и молодежи. В школе обучали практически всем видам искусства - живописи, музыке, скульптуре, архитектуре, драматическому искусству, балету, и доступ в нее был открыт всем желающим, независимо от образования и возраста.
А начиналась школа с малого - сняли комнату-студию на третьем этаже дома на 54-й улице. Когда Николая Рериха спрашивали о том, как может задуманное им большое дело умещаться в одной студии, он отвечал: «Каждое дерево должно расти. Если дело жизненно, оно разрастается, а если ему суждено умереть, всё равно умирать придётся в одной комнате».
Огромный педагогический опыт и блестящие организаторские способности позволили Рериху подобрать передовых педагогов, разработать интересные программы обучения, сделать учебу доступной даже для малоимущих слоев общества.
Развитие дела продвигалось быстрыми темпами и через несколько лет школа была преобразована в Мастер-Институт Объединённых Искусств: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству, - говорил Николай Константинович, - Замените пошлость и уныние - радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребёнка. Уберегите от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений».
Постепенно, Мастер-Институт вырос в общепризнанное просветительское учреждение, в котором действительно объединились все искусства. За несколько лет в занятиях приняли участие тысячи учеников, образовались кадры новых молодых преподавателей, музыкантов, артистов, художников. Шла большая, интенсивная работа, и её первые годы проходили под непосредственным руководством Рериха. Он вёл беседы с учителями, учениками, читал лекции, образовывал новые классы, классы музыки и скульптуры для слепых, что в то время считалось немыслимо трудным.
Идеи Рериха были настолько новы и значительны, что не многие сразу восприняли их. В самом начале лишь небольшая группа сподвижников, сплотившаяся вокруг него, смогла с полным энтузиазмом взяться за дело. Вскоре дело разрослось.
Художник вспоминал: «Помню, что в начале, некоторые друзья улыбались между собою, перешёптывались: прекрасные мечты, но как отзовётся на них жизнь? Но главный наш принцип: допущение и доброжелательность. Мы и наши сотрудники не любим мёртвого “нет” и пытаемся при каждой возможности сказать «да». Если кто-то будет указывать, что начинание слишком идеалистично и потому стоит вне жизни, скажите ему: "Ошибся, милый, это начинание не жизненно, потому что оно недостаточно высоко».
И школа стала не единственным начинанием Рериха. В апреле 1922 года в Чикаго по его инициативе создано объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»).Эта организация ставила своей целью объединение творческих индивидуальностей на основе общего международного языка, каким являлось искусство. В её программе провозглашалось: «Мы должны идти по восходящей дороге благородства, энтузиазма и достижения со всей силой нашего вдохновения».
Кор Арденс — это выявление творческой силы, знакомство с произведениями, наиболее характерными для каждой страны, защита искусства от вандализма.
«Cor Ardens»,- говорил Николай Константинович, - станет эмблемой и символом братства художников. Разве в этих словах не звучит победа духа?»
А в сентябре 1922 года был создан Международный Центр Искусств, или «Корона Мунди», то есть «Венец Мира». Это название символизировало идею доступности искусства всех народов для масс
Николай Константинович говорил: «Дайте искусство народу, которому оно принадлежит, и его свет будет влиять на многие сердца новой любовью».
Возглавил этот центр младший сын Рерихов Святослав, которому на то время было всего 19 лет.
Центр был призван осуществлять сотрудничество деятелей науки и культуры разных стран. Открылся центр выставкой картин Николая Рериха.
Центром "Corona Mundi" проводились персональные и групповые выставки известных и начинающих художников, экспонировались работы частных собраний, изобразительное искусство народов мира.
Когда Н. К. Рериха попросили дать девизы созданных им учреждений, он написал: «…реальная победительница в жизни - Красота. И единственная прочная ценность заключена в произведениях искусства, тогда как денежные знаки превращаются в хлам. …..когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, - мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак Красоты откроет все "священные врата". Под знаком красоты мы идем радостно. Красотой побеждаем. Красотой молимся. Красотой объединяемся».
Вскоре удалось купить новое здание, которое имело три этажа, что позволяло строить более широкие планы развития на будущее. Было задумано организовать в нём Музей Николая Рериха, которому отдали один этаж. Основой музея стали 315 картин художника, к которым вскоре присоединили ещё 150 полотен, оставшихся после выставочного турне по Америке. Музей открылся 24 марта 1924 года.
В новом здании расположился и международный художественный центр «Corona Mundi».
Музей постепенно разрастался, пополнялся коллекциями; сотрудникам становилось понятно, что невозможно представить творчество мастера в имеющемся здании в полной мере.Онизадумывают грандиозный по размаху проект - строительство 24-х этажного небоскрёба, посвящённого творчеству художника. Трёхэтажное здание снесли и на этом участке возвели новое, названное Master Building - Дом Мастера или Дом Учителя.
Мастер Билдинг торжественно открыли 17 октября 1929 года в присутствии представителей Европы, Азии и Южной Америки, а также известных людей из мира науки и искусства
При музее было создано «Общество друзей Музея Рериха», а для выпуска и распространения печатной продукции организовано издательство.
Музей развил широкую деятельность, и имя его утвердилось в международном масштабе благодаря новаторству идей и искусства Рериха. Специальным актом, одобренным директорами, он был объявлен даром американскому народу на все времена — ежедневно открытый бесплатный музей.
Семь лет «Мастер-Билдинг» являлся одновременно: Институтом, Академией, Благотворительным фондом, Музеем, Храмом, Театром, Молодёжным центром, Кинотеатром, Концертным залом, Выставочным центром, Лекторием и Библиотекой.
Но, кроме открытия музея, одним из главных трудов жизни Николая Константиновича Рериха стало создание Пакта Мира - иными словами Пакта о защите культурных ценностей. Это первый в истории человечества международно-правовой акт, специально посвящённый охране культурных ценностей, единственное соглашение, принятое в этой области до второй мировой войны.
Читая о жизни и творчестве Николая Константиновича, мы знаем, что его призвание к археологии и изучению старины проявилось в очень раннем возрасте и продлилось всю его жизнь. Он не только занимался раскопками курганов Руси и поиском старины в разных местах мира, но и сопровождал свои исследования зарисовками старинных архитектурных сооружений, опросами местных жителей, изучением обычаев, преданий, сказаний. «В хождениях по твердыням древности», как он сам говорил, онпровел всю свою жизнь: сотни километров, городов, поселений и деревень. А уж великая Транс-Гималайская экспедиция - это отдельная тема, которой можно посвятить не одну программу. «Много мне довелось увидать исконной старины - и мало любви вокруг нее», - позже писал Николай Константинович.
Еще в молодости у художника оформилась мысль о необходимости особого охранения святынь и памятников старины, через многие годы вылившаяся в создание ПАКТА Мира. Охраняя культурные ценности, мы, прежде всего, считал Николай Рерих, «охраняем дух человеческий». Главное в этом деле - не опоздать. «Если с одной стороны, - писал Рерих, - будут призывы к разрушению храмов музеев, всех культурных сокровищ; если темная рать будет призывать к разрушению всех Рафаэлей, то насколько сильнее и звонче должны звучать голоса, понимающие, что лишь духовными ценностями будет живо человечество...».
Читая статьи Николая Константиновича, мы слышим живой голос художника, который показывает нам подлинное значение памятников архитектуры отдаленных веков: «Повторяю, что наши дни для старины очень важны. Настоящего остается мало. А то, что осталось, требует самой бережной охраны, самых утонченных укреплений». Поэтому, «научимся верить, что: Незнающий прошлого не может думать о будущем...».
Не сразу удалось Рериху воплотить идею о защите культурных ценностей. Почти полвека продолжалась работа над созданием Пакта. И лишь 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в присутствии президента США Рузвельта и представителей 20 стран Латинской Америки был подписан этот Договор, названный еще Пактом Рериха.
Сам Николай Константинович вместе с сыном Юрием в это время находился в экспедиции Монголии.
В дальнейшем принципы этого Пакта легли в основу заключённой в 1954 году Гаагской «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». В следующем году Пакт Культуры был ратифицирован всеми 39 странами, подписавшими Заключительный акт, а в 1968 году их стало уже 59, в том числе и Советский Союз.
Основной целью этого документа стала защита ценностей культуры, искусства и науки всего мира от разрушений и варварства, как во время войны, так и в мирное время. Согласно Пакту Мира все музеи, соборы, библиотеки, университеты, памятники искусства и архитектуры, общественные и частные коллекции, памятники природы должны считаться нейтральными объектами, быть защищены и уважаемы государствами, присоединившимися к договору.
Пакт Рериха утвердил особое знамя - Знамя Мира, которое должно развеваться над охраняемыми учреждениями. В Учении Живой Этики сказано: «...Каждое светлое напряжение и устремление даёт планете утверждение Нового Мира. Потому великое Знамя Мира несёт свои заряды Света и огненно насыщает токи вокруг Земли, как панацея против зла». Поэтому «...нужно всеми силами духа развернуть Знамя Мира, в нём содержатся все устои культуры. Оно откроет врата к лучшему будущему».
У Николая Рериха есть статья, которая называется «Знамя Мира». В ней он пишет: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. (...)
В той же статье читаем: «Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира — содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны.
Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Он же на изображениях Гессэр-хана и на Тамге Тамерлана, и на гербе Папском. Он же на старинной иконе Св. Николая в Бари. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы.
Он же и на буддийских знамёнах и на скалах Монголии. Если собрать вместе все отпечатки этого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия».
«Объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры....»
Но для нашего времени наиболее важна трактовка знака Знамени Мира, указанная в Учении Живой Этики: «Спросят: где же поиски совершенства? Отвечайте: в Любви, Красоте и Действии — этих трёх путей достаточно».
Утверждая великое значение Знамени Мира, Елена Ивановна Рерих писала: «Пора понять, что разворачивается Знамя, величайшее в Истории. Никогда Знамя Мира не выявлялось как знак нового Мира. Пусть поймут люди Знак Спасения. Твердь трепещет. Токи раскалены. Знамя Мира как маяк в бурю. И посев Культуры как противоядие. Знамя Мира — Знамя Твердыни Света!».
Поскольку созданный Рерихами культурный центр имел особое назначение - быть провозвестником культуры как средства духовно-нравственной эволюции всего общества, - соответственно, и судьба его в Америке складывалась по-особенному. Многое мешало им: финансовые проблемы, зависть, недоброжелательство в среде некоторых американских деятелей культуры и тому подобные факторы.
Да и в среде ближайших сотрудников Рерихов не все было гладко — проблема их личных взаимоотношений доставляла немало переживаний и беспокойств и им самим, и их руководителям.
Рерихи неустанно призывали всех своих учеников к толерантности, терпимости, взаимопониманию. Они говорили о том, как важно уметь прислушиваться к мнению коллег, идти на компромиссы во имя достижения общих целей. И Елена Ивановна, и Николай Константинович в своей работе неустанно показывали сотрудникам примеры подлинной терпимости и доброжелательства к окружающим, тем более к сотрудникам, несмотря на их подчас нелегкие характеры. Подобную позицию Н.К. Рерих называл, опираясь на принципы учения Агни-Йоги, «искусством творить взаимоотношения»
Зинаида Григорьевна Фосдик писала: «Удивительна мудрость Н.К. И терпимость, и ласковость ко всем — при этом оценка всякого по достоинству и снисходительность к дурным качествам».
«<…> беседовала с Е.И. Она мне сказала, что у Учителя нет сорной травы в Его саду, все полезно. <…> самое важное — терпимость, ибо в нашем мире нет совершенства. Надо прощать малый вред, ибо от него может произойти большая польза. И, видя малые раны, наносимые делу, надо смотреть на них широко и терпимо, прощая и помня, что это сотрудники, и лишь при явном предательстве мы можем их отстранить».
Разразившийся в США в 1929 году финансово-экономический кризис также значительно осложнил деятельность культурных учреждений Рерихов. Но, несмотря на все эти трудности, план Учителей выполнялся - в Америке действовал, с каждым годом расширяя свое влияние, новый центр культурного строительства
И вот, на самом пике развития культурного и духовного строительства в Америке, силы зла нанесли делу Света разрушительный удар.
Тьма ищет в человеке слабое место, неизжитое качество и пытается увести его с дороги Света и использовать для своих планов. Но без согласия на то человека она ничего не может с ним сделать. Только от самого человека зависит, сумеет ли он выстоять и преодолеть в себе тщеславие, властолюбие, самомнение, корыстолюбие.
Елена Ивановна неоднократно пыталась в своих письмах предостеречь их от пагубного пути.
Но, увы, как часто человек, ослепленный не слышит голоса предостерегающего и с завидным упорством продолжает идти к пропасти. Так и несколько ближайших сотрудников не услышали голос спасительный.
Когда предательство свершилось, Е.И. Рерих констатировала: «…Истинная злоба их на нас за то, что в карманы их не свалились уже миллионы. Как показывает сейчас их неожиданный поворот, они приблизились и шли, гонимые лишь корыстолюбием и честолюбием, лишь надеждою получить все земные и небесные блага. Несомненно, они и получили бы их, если бы сущность их могла воспринять дух Учения и принять, и выполнить все СОВЕТЫ именно в срок, и дотянули бы до конца испытания. Но, как всегда бывает с теми, кто были привлечены нечистыми побуждениями, они сорвались у последней черты».
В то время, когда Николай Рерих с сыном Юрием работал в научной экспедиции в Монголии, и связь с ним была крайне затруднена, трое ближайших сотрудников: Эстер Лихтман, Луис Хорш и его жена Нетти – допустили в свое сердце черное предательство и стали на путь сознательного разрушения всего, что было сделано Рерихами в Америке.
Пользуясь тем, что и Рерихи, и близкие сотрудники с доверием отдали принадлежащие им акции на хранение Хоршу, тот, путем подделки документов, переписал все акции на себя и свою жену. И объявил себя единоличным владельцем всего имущества музея Рериха и остальных учреждений, основанных Рерихом в Нью-Йорке.
Музей Рериха с фондом, насчитывающим более тысячи картин, международный выставочный центр Корона Мунди, Институт Объединенных Искусств, - все это оказалось внезапно принадлежащим одному- единственному бизнесмену! А сам художник, известный всему миру, члены его семьи и близкие сотрудники, создававшие все эти учреждения, оказались в одночасье лишенными всего и отстраненными от дел!
Зинаида Фосдик записала в своем дневнике: «В июле 1935 года на очередном собрании директоров музея Хорш неожиданно объявил о своем нежелании продолжать деятельность музея, а также об отстранении НКР от руководства. Мы были потрясены этим, зная, что все официальные документы находятся в руках Хорша!»
Оставшиеся сотрудники предупредили Рерихов и немедленно возбудили уголовный процесс.
Хорш во время судебного процесса при помощи своих адвокатов, давал ложные показания, извращая факты и дискредитируя важные документы. А по ночам вывозил из музея картины, исторические ценности, а также архивы.
Сотрудникам Рериха удалось все же спасти некоторые важные документы. Они сформировали комитет защиты музея, но, к сожалению, среди них не было единства и большинство из них не прислушивалось в полной мере к советам Николая Константиновича относительно выбора адвокатов и по поводу других важных деталей ведения дела. В итоге к концу 1940г. суд вынес исключительное по своему цинизму решение в пользу грабителей: все имущество музея Рериха и других рериховских учреждений было отдано Хоршу! Даже Мастер-институт был признан владением Хорша. Все, что создавалось Рерихами и их сотрудниками в течение 14 лет с таким трудом, с великим напряжением, было разрушено и отобрано. Такого грабежа музеев и культурных организаций, к тому же узаконенного судом, вероятно, не было еще нигде и никогда в мире. Тем самым было узаконенено ограбление не только Рериха и его сотрудников, но и всего американского народа, поскольку, еще в 1929г. Совет директоров музея принял решение передать Музей Рериха в дар Америке!
В итоге многие уникальные возможности, данные Учителями Белого Братства в Америке, были упущены…
В Агни Йоге сказано: «Преследователи Учения добра, утверждаясь предательством, спешат вредить не только сознательно. Невольно влекомые к сильному магниту Учения они еще яростнее безумствуют…
Примеры таких безумств можно наблюдать в разных веках.
Можно назвать все имена предателей, но принято называть их Иудами, как символ одного из самых ярых предательств.
Каждое великое Учение и каждый Великий Учитель имеют предателей, за которыми торчат крылья демонов…
Но важно твердо уяснить, что как бы не была изощрена тьма – Победа всегда будет за Светом!!!».
Поэтому и замысел темных сил в Америке не осуществился до конца: уничтожить полностью рериховские культурные учреждения им не удалось.
Наряду с черным предательством существует и огненная преданность. И одним из таких преданных сотрудников, продолжившим дело, порученное Учителями, стала Зинаида Фосдик (Лихтман). Николай Константинович так писал о ней: «Вот уж поистине верный страж. Там, где другие отступают, убоявшись житейских волн, она неутомимо строит новые полезные очаги».
Она сплотила оставшихся сотрудников, и дело было начато с малого так же, как много лет назад. Вновь была открыта школа, в которой преподавали музыку и живопись.
Состоятельные друзья Рерихов — К. Кэмпбелл, Б. Б Боллинг, Ч. Крейн и другие - на свои личные средства выкупили значительную часть картин, захваченных Хоршем и пущенных им в продажу. Промышленником и меценатом Балтазаром Боллингом было куплено здание и в 1949 году открыт новый музей. Зинаида Григорьевна стала его директором и оставалась им до конца своей долгой жизни.
Семена, посеянные Н. К. Рерихом в 1920-х годах, продолжали жить и пробивать себе дорогу. И в наше время Музей Николая Рериха в Нью-Йорке открыт для посещения. В нем собрано около 200 картин художника и около 50 картин его младшего сына Святослава. Посетители могут приобрести выпущенную литературу; создан и работает сайт музея.
Огонь, зажженный Николаем Константиновичем Рерихом в Америке, продолжает светить в пути многим людям в разных странах и на разных континентах, неся в жизнь высокие идеалы, завещанные им.
Мир, война, предательство, культура. Эти слова сегодня, в XXI веке, приобретают особый смысл, связанный с будущим.
Николай Рерих писал: «История в своих безличных справедливых оценках делит человечество по черте Культуры. Эпохи осознания духовных ценностей в истории человечества справедливо называют эпохами возрождения и расцвета.
Также справедливо называются печальными годами те времена, когда шли войны и все разрушалось. Обыкновенно, у нас принято все валить на неумолимое время, но не время, а люди неумолимы, а время лишь идет по их стопам - точным исполнителем их желаний».
К сожалению, история человечества - это сплошная история войн. ХХ век тому подтверждение: Первая мировая унесла миллион человеческих жизней, Вторая мировая – десятки миллионов. Кто подсчитывал жертв холодной войны? А сколько войн идет сегодня? И подтверждаются пророческие слова, сказанные в Агни Йоге: «По всему миру разлит пожар. И даже если война захватывает лишь несколько стран, она все-таки приносит разложение и болезнь всей планеты».
Сегодня мир проходит труднейшее испытание: в результате старых вооруженных конфликтов и новых войн: на Донбассе, в Ираке, Ливии, Сирии, Афганистане, Йемене, затяжных Турецко-курдского и Кашмирского конфликтов и многих других на глазах мировой общественности уничтожаются не только культурные ценности и исторические памятники, гибнут сотни и сотни тысяч людей.
И время, как безмолвный судья, лишь подтверждает историческую правоту Н.К. Рериха: «…разрушения и войны не прекратятся, пока человечество не осознает, что же такое Культура во всей ее глубине и значимости. Только понимание величия Культуры, понимание того, что Культура есть панацея от всех кризисов человечества, что в ней – решение всех его проблем, в ней - путь к сотрудничеству и эволюционное восхождение человека, принесет человечеству долгожданный мир».
По сути, война – это восстание против самой жизни. Не противоестественно ли это и выполнима ли заповедь «не убий»?
Но все Великие - заповедали мир!
О мире сказал Христос: «Мир имейте между собою»; «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам».
О мире говорит буддизм: «Пусть каждый растит дружелюбную мысль ко всему сущему. Пусть он взрастит в себе желание ко всему миру и дружелюбие и вверху, и внизу, и всюду, неограниченно…».
О мире говорит священная книга мусульман Коран, в которой описывается, как в давние времена люди приветствовали друг друга словом «Мир!».
Все Высшее несет в себе мир.
Этот же призыв, как молитва: «О мире всего мира», «Мир всему живущему», «Сердце человеческое жаждет мира», «О Культуре и мире моление», – звучал во многих очерках и статьях Н.К. Рериха на протяжении всей его жизни. Он всегда твердил о мире как о самом насущном, без чего человек не может жить, к чему устремляется в самых лучших своих мечтах, во имя чего совершает подвиги. Но как добиться мира? Только через Культуру - утверждал великий художник и мыслитель Рерих. Он писал это слово с большой буквы, подчеркивая его значимость. Какую же Культуру Рерих имел в виду?
«Культура есть почитание Света! Ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным. Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного Сердца».
В его определении Культуры - желание вернуть человека к его истокам, к Высшему, к осознанию сопричастности совместного созидания мира. Мира без войн, ненависти и вражды. И этот мир зависит лишь от доброжелательства, от благоволения человечества, – считал он.
«Мир – это вселенная, и мир – это труд мирный. Мир не есть отсутствие войны, это осознанное и неутомимое творение его в той же мере, как и создаваемые человеком культурные ценности. И прежде всего творение его в сознании. В этом случае он становится реальностью. Мир – непреходящая ценность, которую способно создать человечество».
Так мыслил великий Рерих. Давайте об этом задумается и мы…
МИР
Мир называем мы жизнь вокруг.
Миром зовут дружелюбие.
Но не назвать сейчас миром жизнь,
Видим мы гибель вокруг!
Молят о мире люди всех стран,
Руки возносят в молении.
Мира хотим, но мир не живет
Там, где в сердцах разрушение.
Жизнь – отражение,
жизнь – зеркала,
что отразят сокровенное.
Если в душе бушует война,
Найдем ли успокоение?
В каждом родиться однажды должно
Чувство любви и прощения.
Свет созидания,
Творчества луч –
Будут мечты воплощением.
Сердце очистит культура и труд,
И красоты восхищение.
Миром прекрасную жизнь зовут,
Светлую и совершенную.
Список литературы
Составители: Корнейчук Е., Мягкова Н., Олейник В.,
Стихотворение в программе: Корнейчук Е.
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА" При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна |
||
www.madra.dp.ua | Гостевая книга | |
Статистика посещаемости | Наш адрес | |
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron! |