Рериховские чтения 21.05.16
Творчество – путь восхождения
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
однако, образ, им запечатленный,
веками будет согревать сердца…»
Микеланджело Буонарроти
Что же такое творчество? В психологии – это процесс создания новых материальных или духовных ценностей. В обществе сложилось мнение, что творчество – это удел искусства, театра, живописи и поэзии.
И только Агни Йога открывает нам истинное значение творчества как высшего процесса, именно творческой энергией создана Вселенная, творческим импульсом развивается человек. В Агни Йоге мы находим «Творчество есть основа эволюционности …» (Община, 163.)
То есть творчество – это основа развития. Зададимся вопросом, а можно ли творчество назвать основой жизни?
Ведь оно разлито во всех мирах и даже Вселенная создана творческой мыслью высшего источника. В Космических легендах Востока говорится: «Вся Вселенная создавалась через творчество Божественной Мысли. Перед тем как создавался любой предмет на планете, был создан образ. В начале каждого воплощения работала творческая мысль». А в Гранях Агни Йоги : «…Все, что существует в Космосе в проявленном виде, создано мыслью, творческой мыслью духа. Каждая звезда, каждая планета, каждое солнце создано Творцом.» (1958 г. 423.)
Человечество также является частью этого Творения. Развитие человечества в целом и человека в отдельности не может происходить отдельно от Вселенной. Космическая мощь творчества заложена и в человеке. «…Истинно, человек есть высшее проявление Космоса. Истинно, он выбран нареченным строителем... Истинно, название «человек» означает утверждение творчества…» (Беспредельность ч.1, 25) «… Человек не может не творить, ибо в таком состоянии он соприкасается с высшими энергиями…» (Надземное, 838.) Это состояние - высший дар для каждого человека. Именно с его помощью он может проявить свои способности.
Как же проявляется творчество человека? Ярче всего оно заметно в искусстве. Для деятелей культуры: писателей, поэтов, скульпторов, артистов, музыкантов творчество играет порой самую значительную роль в жизни, отодвигая все остальное на задний план. Для таких людей оно становится ключевой целью существования.
Но нельзя говорить, что творчество является всего лишь частью искусства. На самом деле оно гораздо значительнее. Каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто выполнить механически свою работу. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.
Творцами можно смело назвать и тех, кто изо дня в день трудится над созданием новых проектов и технологий: ученых, архитекторов, генетиков. Когда группа ученых начинает работать над новым техническим изобретением, одним из основных вопросов является то, что именно должно быть изобретено, с какой целью, для чего это нужно, и как это будет выглядеть. И здесь, в этом аспекте, творчество проявляется наиболее ярко. Наука, в ее лучших открытиях, оказывается уже искусством. Примером может служить скручивающийся 12-метровый мост в Лондоне. Он предназначен только для пешеходов и благодаря оригинальному механизму может самостоятельно сворачиваться для того, чтобы пропустить суда.
Так с помощью науки человечество делает гигантские шаги вперед. Взять, к примеру, такую точную науку, как физика, где все представлено в теоремах и формулах. Но даже здесь, среди множества чисел и расчетов, имеет место творческий подход. Многие согласятся, что физика – не самый легкий предмет. А преподать основы этой науки детям, заинтересовать их тем, что знание физических законов в жизни необходимо – задача не из самых простых.
С таким вопросом столкнулась учитель физики Рамиля Рашидовна Сабирова, преподающая этот предмет в Гимназии, которая направлена на развитие творческих способностей у детей. Центральными предметами в ней являются искусствоведение, естествознание, филология. И как же на этом фоне заинтересовать детей физикой и развить в них творческое мышление?
Учитель изобрела свой метод преподавания. Ученики на уроках решают логические цепочки, играют в «электрический театр», где кто-то из учащихся становится электроном, кто-то ионом, а кто-то узлом решетки. Разыгрываются сцены изменения формы кристаллической решетки и так далее. Кроме физических законов дети познают мир неодушевленных предметов. Детям предлагается придумать сказку на тему: «Если бы у Земли не было магнитного поля?», «Путешествие электрона в проводнике» и так далее. Следует заметить, что такой подход развивает творчество не только в учениках, но и в самом учителе.
Но самой творческой по мнению ученых считается профессия врача. Именно в ней необходим выход за пределы своего знания, постоянное саморазвитие. Чтобы вернуть больного человека к гармонии, без творческого подхода не обойтись. Гиппократ говорил: «Медицина, поистине, есть самое благородное из всех искусств.»
Но, если человек не является ни поэтом, ни художником, ни ученым? К примеру, он простой рабочий, грузчик или дворник. В его жизни творчество присутствует ничуть не меньше. Возможно, лишь то, что его проявления не так ярки и менее заметны. Посмотрите на садовника, ухаживающего за цветами, на молодую мать, склонившуюся над ребенком с колыбельной песней, даже замок на песке, построенный пятилетним малышом, является творчеством. Оно необходимо всем настолько, что без него не обойтись. И чтобы человеку научится им владеть стоит прислушаться к себе и всему окружающему миру, наполненному творческими идеями.
Искусство сопровождает человечество на всех ступенях жизни. Оно свидетельствует об уровне духовного развития, об общем достигнутом культурном уровне народа. Из Мира Огненного: «…Формы жизни есть печать духа народа. Можно судить об упадке или восхождении народа не только по историческим фактам, но и по выражениям творчества...» (Мир Огненный ч.3, 79). Судить об этом можно как по песням, народным танцам, изделиям ремесла, так и по сохранившимся религиозным культовым местам. «…В основании каждого существа заложено огненное творчество. Даже примитивные сознания имели понимание огня. …» (Беспредельность ч.2, 641). Уже первобытные люди пытались украшать окружающие их предметы, орудия труда и оружие рисунками, гравированием, орнаментом. Изготовление украшений относится к древнейшему виду творчества.
Представим себе историю человечества без сокровищ красоты. Мы найдем, что целые эпохи останутся без всякого значения, лишенные их души. Без выявления духовной красоты мы останемся среди безобразия. Ведь вся история творчества является историей развития человечества и стремления к красоте и совершенству.Оно неразрывно связано с красотой и цель его состоит в том, чтобы вносить в повседневную жизнь людей частицу Божественной Красоты.
Агни Йога говорит: « ...В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным…» (Иерархия, 359).
Творчество есть путь, ведущий в мир прекрасного. Стремящееся к прекрасному, чистому и возвышенному, оно призывает человеческий дух к борьбе со своим низшим «я». Истинное творчество возвышает человека, улучшает и облагораживает его нравственный облик. Оно определяет его жизненный путь и помогает ему легче переносить и преодолевать печали и несовершенства человеческой жизни. Творчество, не преследующее этой цели, никакой ценности во Вселенной не представляет и может считаться заблуждением. Это можно сравнить с хождением по краю глубокой пропасти. Упадочное творчество способно, поэтому, разрушать людей и целые народы.
Людям стоит знать, что искусство обладает великой силой воздействия. Елена Ивановна Рерих писала: «Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами…» (ПЕИР 03.12.37). В утонченном сознании таких людей, которые уже реагируют на высокие вибрации истинного творчества, не найдут отклика революции и захватнические войны. Даже разговоры об искусстве уже целительны. Истинные произведения творчества оказывают на людей исцеляющее и успокаивающее воздействие.
Это доказывают опыты испанского ученого Леонардо Олазабаля. Изучая влияние картин Николая и Святослава Рериха на организм человека, ученый пришел к выводу: «Живопись Николая Рериха оказывает лечебное терапевтическое воздействие, даже когда мы просто смотрим на его картины. Этот лечебный эффект, однозначно, есть, хотя для наблюдателя является чем-то немыслимым, невыразимым посредством слов».
Более подробно это целебное действие исследовал молодой ученый Дмитрий Резников. Результаты его исследований оказались очень интересными. Было выявлено, что у тех, кто смотрит на картины Николая Константиновича., улучшаются некоторые аспекты работы головного мозга. Наблюдается изменение структуры ритма в сторону стабилизации. Так бывает во время сна, когда отдыхает весь организм и происходит активное восстановление жизненных сил. Это совершенно уникальное состояние, искусственным образом его достичь довольно сложно. Ученый утверждает, что картины Н. К. Рериха производят именно такой эффект – человек фактически отдыхает, если смотрит на них. Десять минут созерцания можно приравнять к трем – четырем часам здорового сна.
Замечательные результаты были получены сотрудниками Медицинской Академии Духовного Развития (МАДРа) из г. Днепропетровска с помощью эффекта Кирлиан. В результате анализа было отмечено, что при просмотре картин Н.К. Рериха площадь свечения ауры значительно увеличивается. Также был проведен большой ряд исследований о влиянии музыки (музыкотерапия) и слов на энергетику человека. Оказалось, что когда поэт читает свои стихи, его энергетический потенциал существенно возрастает, а прослушивание музыкальных произведений можно считать лечебной процедурой.
Многие ученые мира сходятся в том, что классическая музыка имеет чудодейственную целительную силу. Наибольшее количество исследований было проведено с помощью произведений Вольфганга Амадея Моцарта. В числе больших поклонников творчества Моцарта — знаменитый французский врач-отоларинголог Альфред Томатис. Именно Томатис ввел термин «Эффект Моцарта». Этот эффект заключается в том, что малыши в возрасте до 3-х лет, слушающие музыку Моцарта, становятся умнее, а лечение музыкой еще в утробе матери приводит к повышению интеллекта родившегося ребенка и прививает ему интерес к музыке.
Педиатры всего мира подтверждают, что музыка Моцарта помогает выхаживать недоношенных младенцев, которые хорошо начинают набирать вес после её прослушивания.
Положительное воздействие классической музыки используют фермеры Франции, Испании, Англии, Израиля на молочных фермах. Коровам во время дойки включают произведения великих композиторов, что приводит к увеличению надоев молока.
Японские ученые доказали, что классическая музыка способна повышать урожайность виноградной лозы, а немецкие в 2010 году апробировали музыку из «Волшебной флейты» на заводе по очистке сточных вод. Осадок в резервуарах уменьшился на 25 процентов.
То обстоятельство, что истинное творчество обладает мощным излучением, быстро поняли и силы тьмы, поэтому их устремления всегда направлены на то, чтобы любыми мерами уничтожить творения культуры. Если уничтожение им не удается, они стремятся, по меньшей мере, отвлечь внимание людей от истинного искусства и продвигать псевдоискусство, чтобы опошлить и морально подорвать их восприятие.
«…Силы тьмы отлично понимают сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием.
Силы тьмы стремятся или уничтожать предметы искусства, или, по крайней мере отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением...» (Надземное, 122)
В настоящее время мы переживаем период Армагеддона культуры. Это последнее решающее сражение, когда духовная тьма должна покинуть Землю. Истинным позором и бедствием нашей эпохи, можно сказать, является вся столь распространенная "шлягерная" музыка, все до невозможности пошлые киносценарии, все антикультурные пьесы и оперетки, разыгрываемые под знаком искусства, все романы и другие книги легкого жанра, которые так тонко развращают сознание миллионов нашего поколения. Даже многие из лучших художников и писателей погрязают в равнодушии к Высшим Устоям Мира, к бессмертию духа, к сверканиям подвига и самопожертвования. Поистине, самой насущной потребностью нашей эпохи является огненное очищение всей культуры.
«…Можно считать эту аритмичность признаком последнего периода Кали Юги. Именно, тьма будет всеми мерами нарушать всякую стройность. Диссонанс является отличительным признаком всех современных искусств…» (Сердце. 4O2). Современным творцам необходимо мужество, чтобы в своих произведениях не забывать о героизме, силе духа и Высшем Мире.
"Бич нашего времени в том, что мы притупили в себе чувство красоты, стараясь все снизить и приурочить к сознанию масс..." (06.12.1934 Елена Рерих ). «…Пренебрежение к творчеству наполнило жизнь безобразием…» (31 декабря 1936 г. Письма Елены Ивановны Рених). Если настоящее творчество исчезает из жизни человека, значит, речь идет о серьёзном кризисе. «…Человечество поглощено следствиями, но корень и начало всего – творчество, но оно забыто.». (Мир Огненный ч.3, 363).
Чтобы вернуть спасительное творчество в жизнь, следует вспомнить, что «… мысль есть основа. …Каждую пустую, бродячую и случайную мысль можно заменить мыслью творящей.» (Грани Агни Йоги 1961 г. 103). Прекрасные мысли, воплощенные в творчестве, образуют притягательный магнит и собирают созидательные энергии. Так произведение искусства живет своей собственной жизнью и способствует обмену и накоплению энергий. Это происходит от вложенной энергии творца во время создания произведения.
«Интересен процесс творчества. Сначала возникает идея в сознании. Потом она облекается в форму материи мысли и выливается в яркий, законченный образ, который творец видит живым перед своим умственным оком. Затем этот образ переносится на бумагу и приобретает видимые физическим глазом формы, а затем уже воплощается в виде строений, памятников, машин и всего, что создано рукой человека. …мысленная форма всегда предшествует физической. И именно искусство учит этому изумительному процессу — творить.» (Грани Агни Йоги 1960 г. Сент. 29).
Умение концентрировать мысли и сила воображения способны вызывать настолько яркие образы в сознании, что автор переживает ситуацию, которую описал, как реальную. Густав Флобер даже заболел, когда писал роман «Госпожа Бовари». «Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенес два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и заболел расстройством желудка» — жаловался писатель.
Второй случай описала М.Ф. Андреева, близкий друг А.М. Горького. Однажды она услышала в кабинете, где Горький работал над повестью “Городок окурков”, звук от падения чего-то тяжелого. Войдя в кабинет, она увидела писателя лежащим в глубоком обмороке. Придя в себя, М. Горький поведал, что описывая эпизод встречи Марфы с ревнивым мужем, нанесшим ей удар ножом, он сам почувствовал боль и, не выдержав испытываемого ощущения, потерял сознание. Сила воображения писателя была настолько велика, что на теле, в области живота, куда пришелся воображаемый удар, несколько дней держалась красная полоса.
Энергия произведений искусства является особой энергией. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров запечатляются в произведении, излучаются на зрителя и пробуждают в нем сходные ответные чувства. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая в великом произведении. Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения, пробудить стремление к изменению себя.
В чем же сила творчества? Почему творчество ведет к развитию? Благодаря чему плоды творчества могут оказывать целебное действие?
Творец вкладывает в произведение огни своего сердца. Этот огонь сопровождает творение и остается с ним на все время его существования. Чем огненнее творчество, тем сильнее воздействие.
Рассмотрим аспекты, описываемые в Учении, как основы истинного творчества.
Мир земной основан на рукоделии. Мир Тонкий – на творчестве мысли, а духотворчество уже принадлежит Миру Огненному.
Сколько прекрасных творений может создавать человек на планете своими руками! Не ограничивая понятие творчества музыкой, живописью и поэзией, он творит красоту в каждом дне. Многие отказываются от творчества отговоркой – мне не дано. Но учиться можно всему и творчеству тоже. Если вид прекрасных произведений или звуки музыки наполняют душу гармонией, то творческие энергии вам присущи. И отказываться от возможности попробовать не стоит. Исследования медиков и психологов доказывают, что благодаря творчеству можно обрести смысл и опору в жизни, веру в себя. Ведь процесс творчества не просто способ самовыражения, он может стать спасительной соломинкой, которая проведет через испытания.
Ученые считают, что искусство дает ощущение внутренней свободы, освобождает человека от собственноручно созданных оков. Творческий инстинкт в человеке есть бескорыстный инстинкт, в нем забывает человек о себе...
Часто тяжелая болезнь служит причиной вынужденного уединения. Прибегая к спасительному рукотворчеству, многие возвращают себе радость жизни и обретают новую, более творческую жизнь. Начиная творить не ради награды, просто дарят свои произведения и ощущают себя нужными.
Ирландец Кристи Браун родился с ограниченными возможностями – ему был поставлен диагноз ДЦП. Врачи сочли его бесперспективным – ребенок не мог ходить и даже передвигаться, отставал в развитии. Но мать не отказалась от него, а ухаживала за малышом и не оставляла надежды научить его ходить, говорить, писать, читать. Фактически, полноценно Браун управлял только левой ногой. И именно нею он и начал рисовать и писать, освоив сначала мел, потом кисть, затем ручку и печатную машинку. Он не просто научился читать, говорить и писать, но и стал известным художником и новеллистом. Упорство, терпение и сила духа помогли ему сделать свою жизнь полноценной. О его жизни был снят фильм «Кристи Браун: Моя левая нога», сценарий к которому написал сам художник. Основной мыслью произведений Кристи есть красота жизни, о которой никогда не стоит забывать.
Даря миру эту красоту, впускаем её в свою жизнь. Насыщая красоту любовью, служа высокой идее, устремляясь к Высшим понятиям – изменяем окружающий мир. Из Учения Агни Йоги: «…На каждом рукоделье наслаиваются частицы человеческой сущности. Не только состояние здоровья творителя остается на вещах, но и духовное устремление навеки неразрывно остается на предмете. …Потому так важно, чтобы вещи создавались в добром желании …» (Братство, 560)
Николай Константинович говорил, что «рукотворчество возвышает мышление». «… Можете представить себе благие воздействия творений человеческих, созданных руками, излучающими Свет. Эти наслоения очень прочны и сопровождают творения в течение всего времени их существования. Правильно некоторые предметы назывались священными. Но представление о благой ауре светоносных предметов надо расширить. Предметы искусства, насыщенные красотою, несут на себе эти благодетельные излучения, ибо Красота, Гармония и Свет - явления, не отделимые друг от друга. В этом отношении значение творчество очень глубоко, ибо оно несёт людям Свет. …Не поднять сознание народа до нужной высоты, если искусство не войдёт в его жизнь…» (ГАЙ XII том. § 58, Гуру)
Любое творчество полезно. При работе с мелкими предметами появляется возможность развить концентрацию и терпение. В Мире Огненном сказано: «…Не напрасно древние мудрецы предлагали заниматься художествами или ремеслами. Каждый должен был приобщаться к такому рукоделию. Они имели в виду средство сосредоточения…» (Мир Огненный ч.2, 293) «…В рукодельных творениях человек познает вечное совершенствование…» (Надземное, 500). Учение призывает научиться пользоваться искусством и творчеством, как дарами конденсации сил, ибо звук и цвет, мысль и ритм - основа Мироздания и нашего существования.
Сила искусства настолько велика, что может возвратить мир на землю. Во время второй мировой войны произошел уникальный случай. Сталинград. Идут уличные бои. Одну сторону улицы занимают русские бойцы, другую — немецкие. Огонь не прекращается ни днём, ни ночью. Но однажды, к вечеру, из дверей дома выходит на улицу сержант. Он направляется на середину перекрёстка, где среди развалин виднеется засыпанный кирпичной пылью, но каким-то чудом сохранившийся рояль. С недоумением и тревогой смотрят на сержанта солдаты с обеих сторон.
Сержант пробирается к роялю, поднимает крышку и начинает играть. Ни один выстрел не нарушает тишину. Всё это кажется каким-то неправдоподобным волшебством, каким-то чудом. Словно из давней мирной жизни до солдат долетели звуки «Вальса» Фридерика Шопена. Все слушают, как зачарованные. Автоматы молчат.
Получается, что сила музыки больше, чем сила войны! Но в чём эта сила? Она - прекрасный символ мира и жизни. В этом её сила. Пусть на время, но красивая музыка остановила сражение. Значит, прав был Фёдор Михайлович Достоевский, когда сказал, что «красота спасёт мир». Но еще более был прав Николай Константинович Рерих сказавший, что «осознание красоты спасет мир».
Как благотворно может повлиять на состояние мира сознательное украшение всех сторон жизни – заботливо выращенный цветок, предметы обихода, сделанные своими руками, скамья из подручных материалов, неординарный подход к воспитанию детей, красивые взаимоотношения! Зачастую творческая идея приходит неожиданно, и её воплощение требует объединенных усилий. Агни Йога говорит, что «две согласованные мысли в семь раз увеличивают силу.» (Озарение, 2-V-7)
Возможности коллективного творчества неисчерпаемы, оно учит сотрудничеству и умению заменять слово «я» на «мы». И еще учит трудному и более высокому виду творчества – мыслетворчеству.
Мысль есть основа всякого творчества, а мыслетворчество — это искусство выражения мыслей. Светлая творческая мысль способна переродить мир, злобная – разрушить. «…Теперь мысль приобрела пространственное значение. Новые лучи изменили состояние атмосферы. И если раньше мысль оставалась около человека, то теперь она свободно распространяется по планете. Поэтому мыслетворчество приобретает особое значение....» сказано в Гранях Агни Йоги ( 1967 г. 601. (Гуру).
Это достойные слова, однако, как трудно порой отказаться от привычных, пусть даже и не очень высоких мыслей. Но, в мире существуют сильные духом люди, которые позитивными мыслями создают свою жизнь. Они уверены, что никакие препятствия не могут заставить человека сдаться, даже в мыслях.
История Николаса Вуйчича известна многим. Человек с очень ограниченными возможностями смог научиться мыслить не ограничениями и негативными шаблонами, а глобально и масштабно. Ник не закрылся от людей, не замкнулся в себе, а научился верить в свои знания и делиться ими с людьми. В современном мире происходят удивительные вещи: люди, попавшие в тяжелые жизненные обстоятельства мотивируют физически здоровых людей к действию, к позитивному образу мышления! Своей жизнью доказывают, что безвыходных ситуаций не существует, что мы сами, своим мышлением, делаем их таковыми. «…Установите полный контроль над своими мыслями, чтобы они перестали управлять вами. Это позволит вам стать хозяином своей жизни и сознательно продвигаться вперед шаг за шагом, день за днем.» - говорит Ник своим слушателям. О творчестве он говорит так: «Если вы глубоко несчастливы, значит вы живете не своей жизнью. Ваши таланты используются не по назначению. Начните менять мысли, начните действовать, создавать красоту и ваше творчество изменит жизнь…»
Каждый человек - творец и способен творить мысли. В свою очередь, и мысли творят человека. Это сила, которая превращает душу человека в то, о чем он думает. Душу художника - в прекрасное полотно, музыканта – в симфонию, писателя – в систему образов и слов, сознание человека, устремленного к Богу - в богоподобную силу. Умение творить мыслью подготавливает человека к его основному назначению – Космическому творчеству. «…Именно мысль творит за пределами Земли, потому учитесь управлять мыслями…»сказано в Учении (Озарение, 2-VIII-15)
Прекрасные мысли способны приобщить человека к высшим слоям Тонкого мира. Человек начинает воспринимать «музыку сфер», в которой гармонично сочетаются не только звуки, но также движение, цвет и ароматы. В этом великое значение мыслетворчества на Земле – подготовить дух человеческий к возможности космического творчества. Нужно поверить в свои способности творить в других мирах.
«Почему не обогатить жизнь принятием в сознание, что дух имеет, кроме земного убежища, сокровища, куда устремиться? ...Почему Космос ограничивать одною землею и думать, что Космос дал одно убежище человеку? Пойдем по восходящей дуге, сотрудничая с дальними мирами. Дух знает, что нужно углублять творчество». (Беспредельность ч.1, 62) «…Творец должен творить!.. Пока мы дышим, мы должны творить …и самый главный вид творчества - это созидание своего духа. Это вечное творчество. То, что написано на холсте, на бумаге, - это только знак того, что произошло у вас в сердце…»(А. Мень 1989 г.)
«Именно сердце решает направление творчества. Способностью творить своей мыслью, своими чувствами, своими излучениями… наделены все без исключения люди. Вопрос только в том, в чем и как проявляется это творчество, …чем насыщают люди ауру планеты и все, что на ней.» (Грани Агни Йоги 1965 г. 209. (Гуру)
Хорошо тем, кто творит Красотою. Н. К. Рерих писал: «Не все обладают способностью внешнего выражения искусства, но каждый имеет в существе своем возможность осознания Прекрасного. Очень часто создание мысленное гораздо выше воплощенных произведений искусства. Не забудем эту простую истину, ибо она поможет нам понять те возможности, которые скрыты в существе нашем… Потому мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении, и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем Космосом…» (Н.К.Рерих. Держава Света. ПРЕКРАСНОЕ).
Е. И. Рерих писала: «Эволюция идет путем красоты». (Е.И. Рерих, 5 мая 1934 г.) Вселенная развивается красотой. Все живущее стремится к Абсолютной Красоте под воздействием Космического Магнита. Цель совершенствования человека - достижение Абсолютной Красоты. Устремление к ней - есть Путь к Высшим Мирам. Красота классической музыки, великих произведений искусства, литературы, архитектуры, человеческих взаимоотношений есть осознание красоты высших энергий.
Учение Живой Этики есть Учение о Красоте и прежде всего о Красоте нравственной. Поэтому духовное самосовершенствование – самое необходимое творчество.
Люди делятся не по месту проживания, не по национальности, не по вероисповеданию, но на тех, что излучают свет, живут для общего блага, чьи дела красивы, кто создает красоту вокруг себя, и на тех, кто живет по принципам противоположным. Главная тайна красоты в ее предназначении быть средством связи, своеобразным мостом между миром земной и высшей реальности. Она хранит в себе часть духа творца, работавшего над ней. Поэтому, стараясь стать внутри красивее, мы приближаемся к Высшему творчеству.
Мы знаем, что в мире сейчас очень тяжело. Различные природные катаклизмы потрясают планету: ураганы, смерчи, наводнения, землетрясения. Страдают люди: непрекращающиеся конфликты, войны, психические расстройства, неустроенность жизни. Человеку просто необходимо прикасание к Красоте, к тому прекрасному, строительному и созидающему, что заключается в истинных произведениях искусства: и в картинах великих мастеров, и в музыкальных произведениях великих композиторов и во всех прекрасных творениях рук человеческих. Только при соприкосновении с Прекрасным приходит в равновесие нервная система человека и насыщается он высокой творческой энергией, светлыми строительными мыслями. Ведь это необходимое питание нашего духа.
Людям в нынешнее время очень трудно осознать понятие духотворчества и свое участие в Космическом творчестве. Поэтому неотложно следует приступить к овладению творчеством мысленным и постоянному самососвершенствованию. Из Учения и Писем Елены Ивановны Рерих: «…Какое же …творчество без самосовершенствования!...» (Сердце, 75) «…Не есть ли сотрудничество с Космосом наше назначение? Не являются ли усовершенствованные Существа действенными СоТворцами Космоса? Потому… поставим перед собою великую цель самосовершенствования, упражняя все силы свои на данных Делах Вл[адыки] во Благо всему человечеству...» (Письма Елены Ивановны Рерих 8.XII.31)
А начать можно, следуя завету Учителя:
«Сегодня добрый срок для хорошего думания. Если мысль заключает в себе творческую энергию, то как полезно устремить в пространство добрую мысль. Когда человечество сговорится послать добрую мысль одновременно, то и зараженная атмосфера низших сфер сразу прояснится. Так нужно заботиться хотя бы несколько раз посылать каждый день мысль не о себе, но о мире. Так мышление будет привыкать к несвоекорыстным устремлениям. Как Спаситель человечества мыслит лишь о всем мире, так, следуя Ему, мы можем приложить свои мысли для создания творческой энергии. Не нужно смотреть на посылки мысли как на какое-то сверхъестественное действо. …Сердце будет часами верными, когда призовет к мысли о всех. Не нужно утомительных медитаций; мысль о мире кратка, и отрешение от себя в ней так просто отражается. Пусть будет миру хорошо!» (Сердце, 300). Поможем Миру своим творчеством. Ведь как сказал Николай Константинович Рерих: «…Что за прекрасное слово – «творчество»! На всех языках оно звучит призывно и убедительно... Настолько мощно и прекрасно это слово – «творчество», что перед его лицом забываются все условные препятствия. Люди радуются этому слову как символу продвижения. Власть творчества покрывает все нашептывание ограниченного ума о правилах, о материалах, обо всем, что отвечает запрещающему слову «нельзя». Для творчества все возможно. Оно ведет за собой человечество. Творчество – знамя молодости. Творчество – прогресс. Творчество – господство новых возможностей. Творчество – мирная победа над застоем и хаосом. В творчестве уже заложено продвижение. Творчество есть выражение фундаментальных законов Вселенной. Иными словами, в творчестве выражена Красота…» (Н.К.Рерих. Химават. КРЕДО)
Пусть будет Миру хорошо!!!
Составители: Качур О., Качур А.
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА" При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна |
||
www.madra.dp.ua | Гостевая книга | |
Статистика посещаемости | Наш адрес | |
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron! |