Рериховские чтения 14.03.15
Мужчина и женщина - как достичь гармонии
Работая над темой семьи, мы задавались вопросом: уместно ли в нынешние трудные времена говорить о семейных отношениях?
«Семья — крепость моя…» Как заклинание. Потому что и действительно, во всех общественных катавасиях, при любых политических властях семья была - и, к счастью, еще есть — мощным бастионом, зашитой, оберегом человеческой души в потоке времен. Жить в любви, понимании и поддержке — вечное и нестареющее желание, мечта, которую дал человеку сам Бог.
В Учении Живой Этики сказано: «В мире потеряно счастье, ибо счастье в духе. Отвернувшиеся от духа должны испытать несчастье, ибо иначе, как же им вернуться. В этом смысл великих событий… АЙ14
У Паисия Святогорца спросили:
— Геронда, что отвечать юношам и девушкам, которые спрашивают, стоит ли монашеская жизнь выше, чем жизнь семейная?
— Прежде всего, следует дать им понять, каково предназначение человека и в чём смысл его жизни. Затем следует разъяснить юным, что оба начертанных нашей Церковью пути благословенны, поскольку если выбравшие их живут по Богу, то оба этих пути могут привести в Рай … И в семейной и в монашеской жизни есть и своя радость и своя горечь, но если человек живёт с Богом, то эту горечь услаждает Сладкий Иисус.
И семейная жизнь, равно как и монашеская, является высшей формой развития человеческого сознания. Ведь нет на свете проблем сложнее и запутаннее, чем семейные, нет в жизни человека дела безнадежнее и непонятнее, чем разумное и гармоничное устроение домашнего очага. Количество же трудностей, как известно, прямо пропорционально потенциалу возможностей духовно-эволюционного роста.
Семья — это полигон самосовершенствования и лаборатория духовной эволюции, это уникальный стенд для определения степени духовной зрелости, находящийся в самых что ни на есть экстремальных условиях.
Уникальность нашей нации, прежде всего, заключается в отношении к семье, к роду, к детям, к земле. Украинцы за долгие века сформулировали кодекс семейных ценностей, которыми, вне всяких сомнений, можно гордиться и которые академически звучат так:
-супружеская верность;
-забота родителей о детях;
-забота детей о родителях и старших в семье;
-почет к предкам,
-взаимная любовь и уважение;
-ответственность каждого за других членов семьи;
-соблюдение древних народных обычаев,
-охрана традиций.
Почему именно семья так важна для украинцев? Оказывается, в гороскопе Украины проявлен очень сильно Лунный принцип.
Это говорит об особой, главной роли женщин в государстве, поскольку именно женщина в данном случае является тем вдохновляющим и организующим началом, от которого зависит выживание и власть в государстве. Женщина Украины: свободолюбива, у нее множество идей, она индивидуалистичная, но при этом ее влияние на общество скрыто носит косвенный характер – через семью, через сохранение культуры. Здесь она может сделать для нации и государства больше, чем посредством прямого участия в структурах управления.
И тому есть яркие подтверждения. Это и княгиня Ольга и Анна Ярославовна - королева Франции, и Роксолана и многие другие. Украинок нельзя запугать тюрьмой, свалить болезнями и унижением, навязать им какой-то определенный способ мышления и чуждую веру. Они будут бороться и сопротивляться неистово, имея огромный опыт в борьбе за выживание и содержание семьи в самых сложных жизненных ситуациях, в сохранении культурного и духовного наследия. Веками женщины создавали ту среду, которая не дала стране полностью исчезнуть.
В ходе всеукраинского социологического исследования, проведенного Институтом Горшенина в рамках годовой программы исследований «Ментальные основы выбора», украинцы назвали важнейшими жизненными ценностями здоровье и материальную обеспеченность и охарактеризовали состояние морали в обществе как неудовлетворительное.
При этом главным носителем моральных ценностей семью считают 82,3 процента опрошенных , а Церковь - 36,8%.
Что же говорят святые писания и мудрые подвижники о семейной жизни?
Что же такое счастливый брак?— спросили мудреца, — это когда мужчине уютно в доме, хорошо с женой и он не мечтает о свободе?
— Нет, - ответил мудрец, - счастливый брак — это когда им уютно в доме, хорошо друг с другом и они свободны.
Твоё влияние не слышно
Средь шума громких голосов,
Но наполняет душу лаской
Твоя дарящая любовь.
Твоё касание мимолётно
Пройдёт как солнца нежный луч,
Но силы наполняют сердце,
Надежда вспыхнет среди туч.
Твой голос ласково, не громко
Расскажет, что вся жизнь – любовь
И дух воспрянет среди гнёта,
И вспыхнет радости огонь!
Твоё присутствие не видим,
Когда в пылу суровой битвы
Ты обнимаешь силой сердца
И жизнь спасаешь нам молитвой.
Твоё влияние не слышно
Оно сильней и ярче грома.
Себя ты отдаёшь незримо,
Спасая мир своей любовью!
В Киевской Руси называли любимого мужчину – «Свет очей моих», потому что мужчина – это Путь, это стрела, указывающая восхождение в верхние миры. Любящая женщина восхищенно смотрит на своего любимого, как на свет, свет, который помогает ей не забыть себя. А женщину звали - «Душа моя». Потому что она напоминает то, ради чего только и есть смысл двигаться этим Путем. Все только для души. Нет смысла ни в чем: ни в войнах, ни в свершениях, ни в познании, ни в способностях – если забыта душа.
"Начала не могут относиться друг к другу, как соревнующиеся, только объединение сил обоих Начал строит жизнь" — говорится в книге "Беспредельность" (§ 201).
Мужчины и женщины равны, но не одинаковы. Таким образом, вместо того, чтобы вступать в войну между полами и обвинять друг друга во всех грехах, нам следует изучать противоположный пол. В результате мы лучше поймем не только его представителей, но и самих себя. Согласитесь, чем больше мы знаем друг о друге, тем больше наше семейное счастье. Гармония возможна только в знании. И не зная особенностей психики мужчины и женщины, мы неизбежно идем по пути разобщения по пути борьбы и соперничества между началами.
В обыденной жизни женщины оказываются восприимчивее и гибче мужчин и лучше их приспосабливаются к обстоятельствам, но мужчины лучше руководят сущностью дела, его отвлеченной стороной.
В письмах Елены Ивановны Рерих сказано: «Учение Живой Этики говорит о необходимости установления равновесия Начал, их полноправия и правильного сочетания этих половинчатых душ для спасения человечества и для утверждения Царствия Духа. Истинно, не может наступить Царствие Духа без правильного понимания великих Основ Бытия» (П122.03.35).
Старославянские веды говорят: « Муж раскрывает в супруге Женскую Долю – Родовую генетическую память, пробуждая в ней Мудрость ее Матери, ее Бабушки, ее Прабабушки. Она подсознательно начинает понимать, что и как лучше и правильнее сделать. Женщина же воспринимает своего супруга, как единственного мужчину отведенного Богами для нее. Она заботиться о муже, как о своем ребенке»
В Ведическом обществе было ясное понимание того, что слабые и несчастные семьи через некоторое время превратят даже сильное и процветающее общество в слаборазвитую и отсталую во всех аспектах толпу.
Веды говорят: отсутствие счастья в отношениях означает, что либо у вас нет знания, либо вы его не применяете, либо применяете неправильно. Мужчина несет в семью цель, женщина — умиротворение. Женское счастье совершенно в ином - вдохновлять мужчину на его нелегком пути к Цели.
Мужчина в семье несет роль творца и транслятора религии, культуры, морали. Развивая свое самосознание, мужчина дает семье мощную защиту. Именно поэтому, муж - судья жене, но не жена - мужу. Если мужчина отказывается от своей роли нравственного авторитета или утрачивает ее, семья становится уязвима для посторонних оценок и влияний, зачастую, вредоносных.
Если мужчина доверяет своей жене готовить еду для него и для семьи, то в семье возникает ощущение близости, а это дает женщине ощущение счастья. А у мужчины счастье возникает от выполненного долга.
Долг мужчины, помимо работы, сделать жену умиротворенной: т.е. успокоить ее, если она взволнована, или обеспокоена. Муж обязан давать женщине вдохновение в жизни: а это комплименты, слова любви, знаки внимания.
Муж должен иметь авторитеты, которым он доверяет в вопросах самопознания, тогда и женщина будет его слушать во всем (в древности таким авторитетом был отец мужа, или духовный учитель).
Самая большая сила во Вселенной — это благочестие женщины. Мужчина такой женщины - удачлив в жизни.
По этому поводу есть чудесная притча:
Один современный англичанин, приехав в Индию, обратил внимание на то, что местные женщины там очень сильно отличаются от европейских: индуски покрывают все свое тело – голову, руки и даже лицо. И он спросил у одного брахмана, почему так? В ответ брахман предложил две конфеты: одна была в обертке, а другая — нет. И сказал: выбирай. И англичанин взял ту, что в обертке.
— А почему ты взял именно эту? – спросил его брахман.
— Ну, как почему?! Она же чище!
И еще с ведического знания:
- Женщина удерживает семью от развала, если в душе она знает, что ей другого мужчины не надо.
- Сила ответственности у мужчин выше, а у женщин сильнее религиозность.
- Целомудрие женщины развивает ее интуицию, в этом случае мужчина прислушивается к ней.
- Показатель чистоты женщины и залог спокойствия в семье - порядок в доме и даже чистота посуды.
- Женщина всегда должна быть экономна в расходах. Идеальное сочетание усилий таково: муж старается заработать, как можно больше, а жена старается потратить как можно меньше. Такая семья становится непобедимой. Понимаете, почему традиционная семья стала врагом капитала с его "обществом потребления".
Шрила Прабхупада говорил: «Каждая женщина желает хорошего мужа, хороший дом, хороших детей, хорошей пищи и немного украшений. И поэтому цель жизни женщины создать гармоничную семью, и она должна стать в этом профессионалом. Женщина несет полную ответственность за успех семейной жизни...»
В Ведах женой считается та, в присутствии которой мужчина чувствует себя довольным и умиротворенным.
По ведическому укладу женщина должна выполнять шесть обязанностей, которые обеспечивают семейное счастье:
1. В ЗАБОТЕ – МАТЬ.
Жена должна относиться к мужу не потребительски, а бескорыстно – как мать, которая отдаёт всю себя своему ребёнку, не стремясь получить что-либо взамен.
2. В ТРУДЕ – СЛУГА
Если для своего духовного развития мужчина непременно должен служить духовному учителю. Жена при этом, беря на себя основную тяжесть семейного быта, обязана давать мужу возможность иметь необходимое для духовного совершенствования время. Именно эта бескорыстная деятельность и является путём её возвышения и основным преимуществом перед мужским воплощением.
Женщина, не являющаяся хранительницей семейного очага, лишается благодати Рода, она следует зову своих чувств, которые повергают её из одной нелепости в другую.
3. В СТОЙКОСТИ – КАК ЗЕМЛЯ
Как Земля стойко выполняет своё предназначение в поддержании жизни, так и жена при любых обстоятельствах должна быть доброжелательной и спокойной. Если женщина не проявляет дурных наклонностей, если она благоразумна и не строптива, этого вполне достаточно, чтобы мужчина решился остановить на ней свой выбор.
4. В КРАСОТЕ – ЛАКШМИ.
Здесь имеется в виду, что жена должна всегда быть привлекательной именно для мужа. Основной задачей женского воплощения является обретение привлекательности и способности любить своего мужа. В первую очередь – мужа, а детей – во вторую. Если жена считает иначе, то будет вынуждена страдать сама, и обрекает на страдания детей.
5. В РАЗГОВОРЕ – МУДРЕЦ
Девушка до замужества обучается тому, как быть привлекательной, вести хозяйство, стать совершенной женой и матерью; юноша это время посвящает себя духовному развитию, служа своему духовному учителю. В семейной жизни жена становится ученицей своего мужа и должна старательно перенимать от него духовные знания, становясь таким образом со временем мудрой, достойной собеседницей.
6. В ПРОДОЛЖЕНИИ РОДА_ВЕДУНЬЯ
Удивительно, что на самом деле мужчина поддается правильному влиянию жены. Практически любая женщина может изменить своего мужа, но только через усилия, направленные на себя.
Как только женщина занимает зависимое положение, мужчина автоматически становится ответственнее.
Женщина не должна строить из себя жертву. Это запрещенный прием использования женской энергии в корыстных целях для удовлетворения своих желаний. Энергия должна использоваться только на благо других : всей семьи и родственников через жертвенный труд.
В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время» — она создается навсегда, скрепляемая любовью. Интересно, что венцы, которые во время венчания в Православной Церкви надевают на жениха и невесту, это не царские, как думают многие, а мученические венцы. Конечно, не в том смысле, что брак - это сплошное мучение, нет. Имеется в виду другое: супруги не должны останавливаться ни перед какими страданиями, даже смертью, если они нужны для блага другого. Венчающиеся здесь уподобляются раннехристианским мученикам, которые страдали за Христа.
В книге Паисия Святогорца «Семейная жизнь» сказано…
Муж, говорит Священное Писание, "глава? Есть жены?" [Еф. 5, 23]. То есть Бог определил, чтобы муж властвовал над женой. Властвование жены над мужем есть оскорбление Бога. Сначала Бог сотворил Адама, который сказал о жене: "Се ны?не ко?сть от косте?й мои?х и пло?ть от пло?ти моея?" [Быт. 2, 23]. Жена, говорит Евангелие, должна убояться мужа — то есть она должна его чтить. А муж должен любить жену [См. Еф. 5, 33]. В любви присутствует уважение. В уважении присутствует любовь. То, что я люблю, я одновременно и чту. То, что я чту, я люблю. То есть любовь и почтение — это не разные вещи: это одно и то же…
На возмущения молодой женщины, недавно вступившей в брак -А почему это жена должна бояться мужа? Нет, такого я принять не могу. Что это еще за религия такая? Дискриминация какая-то!
Паисий Святогорец разъяснял: - Но посмотри, что говорит Священное Писание: "Нача?ло прему?дрости стра?х Госпо?день" [Притч. 1, 7]. Страх Божий есть почтение к Богу, благоговение, духовная скромность. Этот страх приводит тебя к благоговейному трепету, это что-то священное.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: « Итак, любить - есть дело мужей, а уступать - дело жен. Поэтому, если каждый будет исполнять свой долг, то всё будет крепко; видя себя любимою - жена становится дружелюбна, а встречая повиновение - муж бывает кроток. Смотри, как устроено это в природе, чтобы муж любил, а жена была послушна; ибо, когда начальствующий любит подначального - тогда всё у них ладно.
Один человек спросил Паисия: «Геронда, что больше всего соединяет мужа с женой?"
- Признательность, — ответил Паисий. Ведь один человек любит другого за то, что тот ему дарит. Жена даёт мужу доверие, преданность, послушание. Муж даёт жене уверенность в том, что она находится под его покровом, защитой. Жена — хозяйка дома, но и главная служанка в нём. Муж — властитель дома, но и носильщик его тяжестей.
Замечено, что если юноша или девушка постоянно откладывают свою женитьбу или замужество "на потом", то, после того как годы ушли, он или она ищут себе пару и не находят. В юности выбирали они сами, но вот годы ушли, и их теперь выбирают другие. Поэтому я и говорю, что в создании семьи иногда необходимо немножко сумасбродства. На некоторые несущественные мелочи надо закрыть глаза, потому что не бывает такого, чтобы всё было так, как нам хочется.
Говорят, что муж подобен единице. А жена – нулю. И от того, как станут в ряд эти две цифры, все может в жизни измениться. Когда девушка приходит в дом с добродетелью смирения, то став за мужем нулем, удесятеряет значимость семьи и каждого из супругов. А глупая жена стремиться стать перед мужем. Счет тогда идет наоборот. И результат – соответствующий, сводящий все к одной десятой.
Притча:
В одном маленьком городе жили по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорились, виня друг друга во всех бедах, а другие - в своей половинке души не чаяли. Дивилась строптивая хозяйка счастью соседки, завидовала и как-то говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, что все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А соседка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг, голоса за окном отвлекли женщину, и вазу она поставила на самый краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
А тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что сейчас будет-то?", – подумал сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них?
– У них-то - все виноваты. А вот у нас - все правы.
А вот, что говорит Главная книга Ислама Коран о семье:
«Самым красивым нравом обладает тот, кто больше всех милосерден к своей семье»
И еще: « – то, что Аллах сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Сура “Ар-Рум”, 21).
Основную ответственность за семью в Исламе несет муж:
Муж обязан хорошо относиться к жене, ему следует терпеливо переносить неудобства, которые она доставляет ему, милосердно прощая ей эмоции.
Глава семьи обязан материально содержать семью, но, при этом, запрещается содержать жену и детей на средства, полученные от продажи спиртного, от ростовщичества, путём воровства и грабежа. На заре распространения Ислама жёны и дочери уезжающего на заработки главы семьи просили его так: «Не привозите нам ничего добытого запретным путём, мы готовы жить в бедности, ибо терпеть бедность легче, чем перенести мучения огня Ада, которые можно заслужить посредством питания запретным».
Муж обязан научить жену основам Ислама, намазам, дать понятие о «запретном» и «дозволенном». Если он сам не знает, то следует спросить у учёных-богословов, а затем передать эти знания жене. Если муж не даёт жене необходимые знания, то она сама обязана пойти к учёному-богослову, спрашивать у него и научиться таким образом. Мужу не следует запрещать ей ходить к алиму за необходимыми знаниями, если он сам не идёт к нему и не учит жену.
Несколько советов мужьям - как создать хорошую домашнюю атмосферу в семье?
«Каждый из вас – пастух и каждый несёт ответственность за свою паству» – этот хадис в главном своём значении указывает на ответственность мужа перед своей семьей. Мужчины, часто обвиняют жён в непокорности, приводят множество хадисов, где осуждается непокорность жены к мужу, и, забывают, что непокорность жены - является следствием мужней непокорности Всевышнему.
Ислам велит хорошо обращаться с женщиной. Посланник АЛЛАГЬА обратился к мужчинам и сказал: ''Быть с женщиной милостивым – удел щедрых душой. Плохи те, кто относятся к женщинам без уважения и оскорбляют их''
Праведная жена рассматривается в Исламе как одно из наслаждений этой жизни и величайшая милость, которую АЛЛАГЬ оказывает мужчине:
«Мир этот дается во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в пользование в этом мире, является праведная жена».
Праведная женщина - это та, которая, в первую очередь, соблюдает предписания АЛЛАГЬА. А затем, всем своим правам и правам своих родственников предпочитает права мужа - потому что права мужа над нее велики.
Пророк сказал: «Если бы я должен был повелеть кому-нибудь из людей поклоняться другому, то я бы приказал женщине поклоняться своему мужу, ибо его право над ней велико». (аль-Бухари и Муслим)
В Коране сказано: «Любая покойная женщина, муж которой доволен ею войдет в Рай»
Обязанностью жены в Исламе является управление имуществом мужа, рождение и воспитание детей. Кроме этого, жена в Исламе должна беречь честь своего супруга. Запрещается рассказывать о недостатках и секретах мужа
Идеальная жена в Исламе всегда учитывает материальные возможности мужа, не требует излишеств и не сравнивает его с мужьями подруг и сестер.
Уважение родителей мужа – одна из главных обязанностей мусульманской жены.
Это лишь некоторые обязанности жены перед мужем в Исламе. Многие считают, что жена в Исламе имеет только обязанности и практически никаких прав. Это далеко не так. Отношение к жене по Исламу очень уважительное и трепетное. Муж полностью обеспечивает жену, уважает ее чувства, проявляя свое внимание и доброту к ней. Права жены в Исламе – это, прежде всего, непреложное право на дом, питание, одежду и благополучие в широком смысле слова.
Притча:
Один мужчина, вспыльчивый и несдержанный, был женат на тихой и кроткой женщине. С годами нрав его становился все строптивее, но жили они с женой в мире и согласии. Подруги жены, нередко ссорившиеся и скандалившие со своими мужьями, не переставали этому удивляться и часто просили у нее совета.
— Скажи, подруженька, — говорили они, — муженек-то твой тоже не сахар, а живете вы дружно, как бы и нам со своими мужьями не ссориться?
— Подруги мои, — отвечала женщина, — сами вы в ссорах этих виноваты. Скажут вам мужья слова сердитые, а вы им с досадой отвечаете. Я же, когда вижу, что муж мой осерчал, никогда ему не перечу. Сама же молю Господа, чтобы вернул Он мир и покой в мужнино сердце. Как увидит муж, что я и полслова поперек ему не говорю, так и успокаивается. Вот и вы, подруженьки мои, так и поступайте, и будете тогда счастливы со своими мужьями.
Учит нас Господь не отвечать злом на зло. А если злым словом на злое слово не отвечать, то и будет в семье порядок и мир.
Согласно учению Будды, чтобы последовать Восьмеричному пути, человек должен стать монахом, порвать все земные связи и дать обет безбрачия.
Однако многие люди не ощущают в себе призвания принять монашеский сан. По мнению Будды, в этом случае они должны вступить в брак и быть хорошими мужем или женой, отцом или матерью. Тогда, они также пойдут по пути духовного роста и на них снизойдет великое благословение.
Буддизм учит, что чувство, которое многие люди называют любовью - это больше наша потребность в других людях, нежели желание их благополучия. Когда один человек говорит другому: "Я люблю тебя", это часто означает: "Ты мне нужен". Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своем собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создает проблемы и страдания в отношениях между людьми .
Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является нашим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.
Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен принимать на себя различные роли, с помощью которых он сможет дополнять другого. Нет смысла в превосходстве одного над другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя Праведному пути.
Будда проповедовал, что материнская любовь ближе всего к чистой любви или состраданию, и именно она более всего доступна пониманию простого человека. Поэтому он говорил о благородной и самоотверженной любви матери к детям как об идеале для всех взаимоотношений.
Что можно о любви сказать?
Что передаст любое слово?
Слова бессильны передать
Касанье Бога.
Здесь только сердце говорит
И с небесами слить стремиться.
Земному все отдав долги
Спешит к истокам возвратиться.
Туда где мир! Туда где свет!
Гармония звучит хрустально,
Где все и дышит и живет
Любовью чистой, изначальной!
Где радость жизни в нас звучит,
Свою любовь, даря другому,
Ликует сердце и поет,
Сливаясь воедино с Богом!
К.Корнейчук
Как мать способна отдать жизнь за свое дитя, так и вы должны относиться ко всему живому./Будда/.
Если и муж и жена стремятся быть друг с другом до конца своей жизни на земле и в своей будущей жизни, у них должна быть единая вера, одни и те же добродетели, одинаковое великодушие и одинаковая мудрость; тогда они не потеряют друг друга из виду до конца своей жизни на земле и в будущей жизни. /Будда/
Также Будда говорил, что хорошая жена:
• относится к мужу с любящей симпатией, как мать;
• проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;
• рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;
• послушна и верна ему, как верный слуга семьи.
Мудрая буддистская притча повествует:
Однажды, собирая подаяние, Будда пришёл к дому своего богатого почитателя и услышал в его доме крики и спор, спросил:
— Что это люди в твоём доме так расшумелись? Можно подумать, что у рыбаков похитили их рыбу . Хозяин дома поделился с Буддой своим горем. Он сказал, что в его дом вошла невестка из очень богатой семьи, которая не хочет слушать ни мужа, ни его родителей и не хочет воздать Будде подобающего почитания.
Будда позвал невестку:
— Поди сюда, Суджата.
Она ответила:
— Иду, владыка, — и пришла к Будде.
Он сказал ей:— Семи различий бывают жёны, Суджата. Какие же это семь различий? Та, которая подобна убийце; та, которая подобна воровке; та, которая подобна владычице; та, которая подобна матери; та, которая подобна сестре; та, которая подобна другу; та, которая подобна служанке. Вот, Суджата, каковы семь различий меж жёнами, которых может иметь муж. К которым из них ты принадлежишь?
И Суджата, забыв всё своё упрямство и высокомерие, скромно ответила:
— Не понимаю, владыка, истинного смысла того, что Великий мне сообщил вкратце.
— Слушай же, Суджата, и сохрани всё в сердце твоём.
И Будда описал ей семь различных жён, начиная с худшей, которая отдаётся другим, ненавидит мужа и злоумышляет против его жизни, и заканчая лучшей, которая подобна служанке — всегда выполняет волю мужа и безропотно относится ко всему, что он говорит и делает.
— Таковы, Суджата, семь различий меж жёнами. К которым из них принадлежишь ты?
— С нынешнего дня, владыка, можешь считать меня той женой, которая подобно служанке, всегда исполняет волю мужа и безропотно относится ко всему, что он делает.
Общечеловечность семьи надо рассматривать как причину того, что все религии, при всем их разнообразии, при их нередко взаимоисключающих различиях и особенностях, как правило, позитивно относятся к браку и не только одобряют его, но и освящают.
Все религиозные традиции подчеркивают, что брак должен быть законным, настаивают на пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака. Почитание родителей и старших прививается именно в семье. Во всех традиционных религиях исключаются иные отношения, помимо брака. Резко осуждаются неверность, внебрачная связь. Традиционные религии свидетельствуют о важности здоровой семьи для общества, и только такая семья считается лучшим местом для воспитания детей в вере.
В поздний час пожелавший отрешиться от мира сказал:
«Ныне к Богу уйду я, мне дом мой обузою стал.
Кто меня колдовством у порога держал моего?»
Бог сказал ему: «Я». Человек не услышал его.
*** Перед ним на постели во сне безмятежно дыша,
Молодая жена прижимала к груди малыша.
«Кто они? Порождения майи?» — спросил человек.
Бог сказал ему: «Я». Ничего не слыхал человек.
Пожелавший от мира уйти встал и крикнул: «Где ты, Божество?»
Бог сказал ему: «Здесь». Человек не услышал его.
Завозился ребенок, заплакал во сне, завздыхал.
*** Бог сказал: «Возвратись». Но никто его не услыхал.
Бог вздохнул и воскликнул: «Увы! Будь по-твоему, пусть.
Только где ты найдешь меня, если я здесь остаюсь?»
Р.Тагор
«Удачный брак, писал Андре Моруа – это строение, которое нужно каждый день реконструировать»..
Отношения не есть нечто статичное. Если они не строятся, не развиваются и не поддерживаются – значит, они разрушаются. Строят взаимоотношения оба партнера, но каждый играет свою особую роль, и если эти роли меняются, отношения рушатся. Поэтому очень важно понять именно свою роль, свое предназначение. А понять это не так уж сложно. Мужчина – это лидер, разумный, ответственный, другими словами, мужественный. Женщина – нежная, добрая, красивая, целомудренная, слабая, т.е. женственная, та, которая нуждается в защите.
Мужчина отождествляется с разумом, или с Всевышним Господом. Поэтому он никогда не жалуется, терпит и надеется на Бога.
Женщина отождествляется с энергией Господа. Поэтому она может выражать свои просьбы, жалобы, но не требования, т.к. зависит от мужчины. Такова тонкая структура семьи, ее законы.
Рассмотрим уровни, на которых начинаются и строятся отношения.
В теле человека присутствуют 7 основных чакр и соответственно существует 7 уровней построения отношений в семье:
Начало отношения на 3 нижних чакрах – наиболее распространенные и наиболее неустойчивые. Основой этих уровней являются материальные желания, стремление к богатству и удовольствиям. Чаще всего эти отношения обречены на страдания.
Отношения на четвёртой чакре – той, что отвечает за сердце – это уровень бескорыстия.
Из вышеперечисленных, это первый уровень, который можно назвать правильным началом отношений. Эгоистичные мотивы начинают отступать на второй план, и из этого появляется очень глубокое взаимопонимание.
Семья с такими убеждениями стремится помогать окружающим, заниматься совместным трудом на благо других. Добрая слава такой семьи разносится быстрее ветра, вокруг семьи собираются добрые и честные люди, которые помнят их бескорыстную помощь, а внутри семьи устанавливается правильная Иерархия – дети никогда не будут эгоистами. Это очень устойчивый и гармоничный союз
Отношения на трех высших чакрах – очень редкие. Это, как правило, то ли творческие, то ли духовные союзы. В истории можно найти такие пары.
Ключевое понятие этого уровня – поиски смысла жизни. Это уровень самосовершенствования и аскез.
Очень важно осознать Космический Закон Взаимодействия Начал особенно сейчас, когда продолжается унижение Женского Начала, и когда ведется беспрецедентная разнузданная кампания по осквернению священных отношений между Началами.
Из писем Е.И Рерих: «После разделения полов, когда из одного целостного существа человек разделился на два Начала, на земном плане включился в действие Закон Космического Права, по которому две разделенные половины, отвечающие на одну и ту же вибрацию, должны снова явить единство. Конечно, все это было до сих пор затемнено намеренно, ибо человечество не было готово принять во всей чистоте красоту этого космического закона. Но теперь человечество подошло к поворотному пункту, когда духовность должна восторжествовать, в противном случае планете грозит гибель. Потому и этот сокровеннейший космический закон должен начать постепенно входить в сознание людей и тем обуздать и очистить нашу ужасную половинную разнузданность».
Лишь посвящение в великую истину, что подобием Бога является не отдельно взятый человек, не мужчина или женщина, но мужчина и женщина, соединенные в космическом браке космической любовью, способно переродить человечество.
В Учении Живой Этики сказано: « Семья во всех учениях указана, как устой всего будущего. Истинно, кроме всех прочих значений, семья есть рассадник кармических уз. Тем самым Учение будет неполным, не утвердив значения семьи. Нужно утвердить семью, как очаг сознательности и сотрудничества. Человечество может встречаться на сотрудничестве. И это качество приведет к осознанию Иерархии. Не следует пренебрегать кармическими законами...» (Сердце 549)
В будущем, сказано в Агни Йоге, люди будут очень серьёзно подходить к вопросу брака и создания семьи. Основными параметрами, по которым будет определяться гармоничность или дисгармоничность брачующейся пары, будет:
1 АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ (синастрия, или наложение, двух гороскопов с целью определения взаимных аспектов, положительных и отрицательных);
2 ИССЛЕДОВАНИЕ АУР (насколько они сочетаются по излучениям и цветовой гамме);
3 СООТВЕТСТВИЕ СТИХИЙ (взаимодействие тождественных или родственных элементов)
4 ГРУППА КРОВИ И РЕЗУС
Все эти показатели играют чрезвычайно важную роль, но так как на современном этапе культура брачных отношений стоит на достаточно низком уровне, а исследования подобного рода широко не проводятся, то это ведёт к огромному количеству семейных драм и разводов.
Агни Йога оптимистично смотрит вперёд, и по её прогнозам в будущем "несчастливых браков, из-за несоответствия аур, не будет, ибо к браку будут допускаться люди, принадлежащие к одному и тому же вибрационному ключу. Люди красивыми станут и очень здоровыми, благодаря согласованности аурических излучений. Красота войдёт в жизнь. Красота - основание Нового Мира" (Грани Агни Йоги, 4, § 247
То, что должно возникнуть из брака, есть, прежде всего, новое духовное единение и единство — единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, и не одинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих. Важно то, чему ты поклоняешься? чему молишься? что любишь? чего желаешь себе в жизни и в смерти? чем и во имя чего ты способен жертвовать? Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу.
Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим, а с этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может разрешить главную задачу брака и семьи —создать новый духовный очаг , обогатить жизнь своего народа на Земле и таким образом послужить своей Родине.
«Когда люди научатся чтить Космические Законы, то, конечно, Космический Магнит укажет им путь к завершению. Тонкое понимание этого закона может облагородить все человечество. Великий закон может пробудить все благие устремления. Чистая, великая любовь рождает благородство духа, которое может переродить человека. Можно легко представить себе, как явлены будут все великие чувства, рожденные объединенным сердцем». МО3-131.
Программа создана: Р. Бахтигозина, Л. Великая
Литература:
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА" При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна |
||
www.madra.dp.ua | Гостевая книга | |
Статистика посещаемости | Наш адрес | |
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron! |