Рериховские чтения 15.02.14
КРИТЕРИИ ЭВОЛЮЦИИ И ИНВОЛЮЦИИ
Дорогие друзья! Елена Ивановна Рерих передала нам Учение Живой Этики, в котором содержится синтез вековой мудрости, более того она стала первым человеком, который смог своей жизнью утвердить каждое, записанное ею, слово Учения и применить его основы в жизни семьи, в труде на благо человечества.
«Являть собою Истину Учения Жизни может только дух очень высокий. <...> Собою явила она сущность того преображения, которое суждено и которого достигнут люди в будущем. <...> Сокровищница пространственной мысли двери свои держала распахнутыми для неё. И было сердце её открыто для всех, кто приходил или обращался к ней за Светом. И ласку великого сердца её, радость, надежду, подъём и вдохновение несла каждому, кто счастье имел с нею соприкоснуться и чьё сознание могло ответствовать созвучно на Свет, излучаемый ею». (Гр. А.Й. 1969, 500).
Учение Живой Этики дано не для избранных, а для всех людей нашей планеты. Елена Ивановна писала: «В книгах… Вы найдете весь синтез Вековой Мудрости, но также и новый подход, открывающий необъятные горизонты перед бесстрашным духом». (П.Е.И.Р.,т.III, с. 54). Учение применимо всегда и везде, для анализа различных событий нашей жизни.
Используя знания, данные в Учении, мы можем критически оценивать жизненные явления с позиции их эволюционности или инволюционности и намечать для себя дальнейший путь жизни, устанавливать вехи будущих достижений.
Поток времени непрерываем, он течет из прошлого через настоящее в будущее. В настоящем мы можем наблюдать следствия причин, которые были заложены в прошлом мыслями и действиями человека. Поэтому настоящее уже не в нашей власти – оно лишь результат прошлого. Но с другой стороны настоящее – это мощнейший инструмент для закладывания зерен – причин, которые повлияют на то, каким будет наше будущее. Только будущее подвластно воле человека. От того, что он делает в настоящем, от «посеянных» им мыслей зависит его будущее.
Древняя индийская притча повествует. Царь Ановширван, которого народ называл также Справедливым, однажды отправился в паломничество по стране как раз в то время, когда родился пророк Мухаммед. На освещённом солнцем склоне горы он увидел сгорбившегося над работой почтенного старого человека.
В сопровождении своих придворных царь подошёл к нему и увидел, что старик сажает маленькие, не больше года, саженцы.
— Что же ты делаешь? — спросил царь.
— Я сажаю ореховые деревья, — ответил старик.
Царь удивился:
— Ведь ты уже так стар. Зачем тебе саженцы, листву которых ты не увидишь, в тени которых не будешь отдыхать и не вкусишь их плодов?
Старик взглянул на него и ответил:
— Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь мы сажаем для тех, кто будет после нас.
Нет у человека власти ни над прошлым, которого изменить он не в силах, ни над настоящим, которое уже вылилось в конкретные формы. И только будущее во власти его.
«Все истинные религии мира и Сокровенное Учение, сокрытое и в них и в разных других формах, даваемых в разных веках и разным народам, содержали в себе указание на будущее и придавали ему особое значение. Сама Жизнь существует ради будущего, в орбиту которого устремлена вся Вселенная. Если отнять от людей будущее, то смысл их существования исчезает. Будущее может осознаваться и далеким и близким, то есть сознание может проникать как в близкое, так и в очень далекое будущее. Чем дальше оно от настоящего, тем больше возможностей эволюции заключает оно в себе». (Гр. А.Й., 1972, 517).
«Будущее есть великий магнит. В нем можно создавать любой фокус притяжения, чтобы двигаться к нему в настоящем. Мы можем Жить в будущем – значит жить притяжением этого фокуса. Фокус творится воображением. Воображение ограничено мыслью, а мысль – ничем». (Гр. А.Й., 1969, 127). Все возможно в будущем, и ключ – в руках человека.
Понимая вышесказанное, давайте попробуем проанализировать настоящее, понимая его, как следствие прошлого, с одной стороны, и, с другой стороны, как поле причин, творимого в настоящий момент будущего.
Давайте обратимся к творческому наследию семьи Рерихов. Святослав Николаевич в период II Мировой Войны написал триптих «Распятое человечество». Правая часть триптиха «Куда ты идешь, человечество?» посвящена изображению человечества, зашедшего в тупик глубокого ущелья. Над ними нависли непреступные скалы, перед ними бездонная пропасть. Что же послужило причиной этого?
В драме «Фауст» И.В.Гете писал:
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Что царит над всей вселенной:
Тот кумир - телец златой...
В пророчествах Иоанна Богослова, в Вишну Пуранах, в наследии великих старцев говорится о том же, когда люди утеряют духовные ценности и поставят во главу угла материальные, погрязнут в страстях, эгоизме и самости, то начнутся времена Страшного Суда.
Николай Константинович Рерих писал: «И вот человечество вошло в кризис. Человечеству некому продать товары. Человечество не знает, в чем работа его, и не имеет работы этой. Вопрос о безработных является ужасной печатью века сего. Безработица прежде всего есть утеря смысла существования...»
Старец Паиссий говорил о том же: «Какая в мире беда! Если болеть и беспокоиться о других, а не о самом себе, то весь мир видно, как на рентгене». Почему же люди с таким трудом делают добро сегодня? Старец приводит такой пример: «Потому что в добром, прежде всего, должен потрудиться, приложить усилия сам человек… А кроме того, люди не подражают добру, и добрых помыслов у них тоже нет… Предположим, у меня есть автомобиль. Я начинаю рассуждать: "Зачем он мне? Меня может подвозить по делам мой знакомый, у которого тоже есть машина. В случае необходимости я могу взять такси. Подарю-ка я лучше эту машину своему знакомому многодетному отцу, чтобы он возил своих несчастных деток за город, по монастырям, пусть они отдыхают и набираются сил". Итак, если я подарю машину другому, то никто не станет мне в этом подражать. Однако, если я поменяю свой автомобиль — одинаковой марки с вашим — на более хороший, то, вот увидите, вы ночь не будете спать, чтобы найти способ также поменять свою машину на другую, получше, такую же, как у меня... А в первом случае, напротив, никто не станет мне подражать, никто не скажет: "Зачем она мне нужна, эта машина? Дай-ка я лучше подарю ее тому, кому она действительно необходима!" А то еще скажут, что я спятил». (Паиссий Святогорец, Слова, т.1)
Агни Йога говорит: «Но забыли народы, как отдать, даже малейший думает как получить. Между тем, планета больна и в этой болезни тонет все. Кому-то хочется избежать последней борьбы посредством заражения всей планеты. Кто-то надеется уплыть на обломках, забывая, что океан тоже уйдет. Легко представить, что планетное тело может болеть подобно всякому другому организму, и дух планеты отвечает состоянию тела. Как назвать болезнь планеты? Лучше всего горячкой отравления». (Об., 49)
«Пора пытливо взглянуть поверх торга и обмана. У Нас человеческая гибель стоит перед очами». (С., 552)
Человечество само подвело себя к распятию.
Центральное полотно триптиха Святослава Николаевича «Распятое человечество» трактует уже разразившуюся катастрофу. Центр полотна занимает фигура распятого человека. Человечество распинает себя во времени и пространстве. Семь архангелов из Апокалипсиса выливают семь огненных чаш божьего гнева на человечество на фоне пылающих городов марширующих армий, к которому неминуемо подвели нас предшествующие годы и из которого должен родиться день завтрашний.
«Бедствие, действительно, пришло. Люди спрашивают — в чем гнев Божий? Он в таких бедствиях, когда люди отвратились от Бога, когда они стали предателями то в действиях, то в мыслях, то в молчании страха. Не будем перечислять всех видов такого предательства, оно заражает планету, оно уявляет качество определенное. Человечество не должно удивляться наступившим бедствиям. Пусть человек помыслит — всегда ли он действовал в чистоте обращения к Богу? Всегда ли он воздерживался от кощунства и мог ли он отрешаться от темных помыслов? Так не могут люди говорить, что могущество Бога не проявляется. Он не наказывает, но может отвратиться, и тогда золото обратится в огонь пожирающий! Тогда превращается равновесие в хаос, и может истощиться мощь Земли. Кощунства везде много. Насмешки над Божественным Началом ужасны! Люди перестали мыслить, и даже хождение в храмы иногда не лучше разрушения их». (МО, ч.2, 185)
«…могут быть времена хуже войны. Достаточно знаете, что Мы считаем войну позором человечества. Как же тогда назвать время, которое будет хуже войны? Разве назвать его гниением человечества?
Армагеддон нельзя понимать, как только физическую войну. Армагеддон полон неисчислимых опасностей. Эпидемии будут среди наименьших бедствий. Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди утеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, приучатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате…
Некоторые полагают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие: они не замечают, что горшая война у них в недрах дома. Они полагают, что можно обмануть эволюцию!». (Н., 286)
Мы видим, что сейчас наступила эта эпоха, которую Агни Йога называет «временами хуже войны». Это эпоха разъединения всего и всех. Ужас нравственного и духовного падения велик. Но люди не видят, не слышат, не понимают, того что происходит.
«Перед великим переустройством Мира явление всех темных сил выявляется для лучшей трансмутации. Происходящее в Мире невозможно назвать ступенью эволюции, но, именно, можно сказать, что выявляется самое низшее, самое напряженное, самое насыщенное силами тьмы». (МО, ч.3, 167)
Старец Паиссий говорил: «Мы еще не осознали того, что дьявол ринулся губить творения Божии… Он разъярен, потому что знает, что действовать ему остается немного. Сейчас он ведет себя как преступник, который, когда его окружают, говорит: "Не спастись мне, они меня схватят!" — и крушит все направо и налево. Или как во время войны, когда закончатся боеприпасы, солдаты вытаскивают штык или саблю, бросаются в бой и — будь что будет! "Все равно, — говорят, — погибать. Убьем же как можно больше врагов!" Мир горит! Вы это понимаете? Обрушилось немалое искушение. Дьявол разжег такой пожар, что даже если все пожарные соберутся вместе, то не смогут его потушить. Духовный пожар — не осталось ничего неповрежденного. Остается только молиться, чтобы Бог пощадил нас. Ведь когда разгорится большой пожар и пожарные уже не могут ничего сделать, то люди вынуждены обратиться к Богу и просить его о сильном дожде, чтобы пламя погасло. Так и с тем духовным пожаром, который раздул диавол, нужна лишь молитва, чтобы Бог помог.
Весь мир идет к одному. Общий развал. Нельзя сказать: "В доме немного поломано окно или еще что-то, давай я это исправлю". Весь дом развалился. Мир стал разрушенной деревней. Положение дел уже вышло из-под контроля». (Паиссий Святогорец, Слова, т.1)
«Ожесточение сердец человеческих весьма характерно для конца Кали Юги. Это процесс всепланетный. Невероятная, нечеловеческая жестокость проявляется во многих местах и сопровождается пролитием крови, бессмысленными убийствами, пытками и всевозможными насилиями. А там, где внешне все тихо и спокойно, проявляется чудовищное равнодушие к людскому горю и страданиям. А горя и страданий сейчас столько, как никогда. Нехорошо в мире». (Гр.А.Й.,1970, 240).
«Планета наша больна. Мышление человечества окутано мраком. Стихийные бедствия в виде ураганов, наводнений, ливней, землетрясений, нарушение климата обрушиваются на планету. Это же разновесие проявляется и в человеческом организме, в котором стихии земли, воды, воздуха и огня выражены во всей полноте. Это разновесие сопровождается ростом всевозможных болезней, которые, как, например, рак, становятся угрожающими психическими заболеваниями. Усилилось одержание и принимает широкие формы. И пока дух человеческий не проснется и пока не переродится мысль, равновесие стихий не установится. Все есть единое, и все связано между собою». (Гр. А.Й., 1967, 581).
Давайте посмотрим, что сейчас происходит в мире. Вот только несколько примеров.
Подземный огонь стремится вырваться наружу.
1.Анализ сейсмической активности планеты за период января-февраля 2013 и 2014 г.г. показывает, что в текущем году зона, подвергающаяся воздействию землетрясений существенно шире, чем в прошлом году, увеличилась глубина эпицентров. На слайде показаны эпицентры землетрясений с магнитудой более 4 баллов.
2. Активизируется вулканическая деятельность. В начале февраля этого года на земле действует 16 вулканов.
Водная стихия тоже возмущена. В новостях говорят о наводнениях в Великобритании, о 9-ти метровых волнах в Испании.
Медики обеспокоены появлением нового штамма птичьего гриппа, который имеет ряд генетических мутаций, позволяющих ему особенно успешно развиваться именно у человека. По мнению исследователей, опубликовавших статью в британском медицинском журнале Lancet, в данном случае "нельзя недооценивать" возможность пандемии.
В официальном заявлении Международного агентства по исследованию рака говорится, что число онкологических больных в мире к началу 2030-х гг. вырастет в 1,5 раза. По мнению исследователей, ожидаемые тенденции роста количества больных онкологическими заболеваниями составляет порядка 57% - до 22 млн. каждый год. Примерно теми же темпами будет увеличиваться и смертность от различных форм рака: рост на 59% - до 13 млн. человек ежегодно.
«Но, видимо, судьба человечества – испить чашу безумия до дна. Видимо, еще не все семь Чаш Апокалиптических Ангелов вылиты на Землю. Но не поднята ли уже последняя Чаша над Землею? Не вступаем ли мы в водоворот великих событий?» (П.Е.И.Р.,31.10.34)
Елена Ивановна писала: «Помните, в Учении сказано, что «сама судьба планеты в руках человека», также «человек устраивает землетрясения». Берите это дословно. Ибо, именно, низкие мысли и устремления человечества… создали ту страшную удушающую атмосферу вокруг Земли, которая способствует соединению огня пространства с подземным огнем». (П.Е.И.Р., 23.06.34)
Свет и тьма в самом человеке. «…как Свет, так и тьма монархичны…, весьма поучительно следить за мировою мыслью; по обеим сторонам можно видеть истинное деление, ибо каждая сторона будет применять свои усилия и решительные меры». (С., 276).
Так Агни Йога говорит о «Невидимом Мироуправлении из общего Источника». Тьма всеми силами пытается подчинить себе все человечество без остатка ибо пришло время «Великой Битвы». Пока на Земле останется хоть один праведник их власть не полная. Они же стремятся к абсолютной власти и используют древний принцип «разделяй и властвуй». Его приписываю римлянам, но на самом деле, он возник гораздо раньше, когда человечество начало свои первые братоубийственные войны. Тьма всегда успешно пользовалась им для достижения своих целей. Этот принцип подразумевает:
создание или, по крайней мере, не предотвращение мелкой вражды межу людьми, такая вражда истощает ресурсы и предотвращает союзы;
разжигание недоверия и вражды между людьми на основе разделения по классовой принадлежности, по вероисповеданию, по национальности, по языку, по половой принадлежности и т.д.;
создание у людей ложного представления о слабостях и недостатках других людей, и, таким образом, раздувание своего собственного превосходства у первых;
одобрение, через создание общественного мнения о престижности богатства, расходов на излишества.
Эта же стратегия с большим эффектом использовалась правителями обширных империй, включая Британскую и Римскую, которые заставляли враждовать одно племя с другим, чтобы поддержать контроль над их территориями, используя минимальные силы. Принцип «Разделяй и властвуй» играл очень важную роль, когда Индия была частью Британской империи. Британцы использовали эту стратегию, чтобы получить контроль над большой территорией Индии, покорив ее людей, разделённых по религии, языку, кастам и т. д., и установили контроль над мелкими государствами в Индии по частям. Аналогичную политику проводил Третий Рейх на оккупированных территориях Восточной Европы.
В основе любого и каждого разделения людей всегда лежит ложь. В сознании людей формируют «мнимый мир», не имеющий ничего общего с действительностью. Агни Йога говорит об этом: «…Мы указывали, что могут быть времена хуже войны, таким временем будет мнимый мир. Можно наблюдать какое разложение вносится мнимыми понятиями, получается массовая ложь. Люди в основание жизни полагают ложь, и не может эволюция развиваться на почве лжи… Так, если люди полны ненависти, но уверяют, что они живут в мире, они останутся лжецами». (Н., 295)
Ложь и невежество ведут к раздуванию эгоизма. Бороться с эгоизмом в себе гораздо сложнее, чем распознавать внешнюю ложь. Для этого недостаточно одного лишь желания. В основе эгоизма лежит представление человека о самом себе сформированное в детстве, годами жизни, влиянием общественного мнения. Представления о себе настолько глубоко сидят в нас, что мы их не отделяем от себя, своей личности. Они отражаются во всем – в привычках, манере говорить, ходить, одеваться. Но сами по себе эти представления – неотъемлемая часть сознания – не плохи и не хороши. Мера же эгоизма человека проявляется в степени отделения себя от окружающего мира, от людей, от Высшего. Чем больше человек отделяется и самовозвеличивается, тем больше он подвержен воздействию тьмы.
Человек начинает считать себя правым и лучшим, чем другие. Это, далеко не всегда справедливое умозаключение, толкает его на действие, на проявление своей силы за счет унижения других. В психологии описывают это явление следующим образом. «Люди принижают и унижают своих партнёров различными хитроумными способами в присутствии других — обычно с помощью высказываний, способствующих созданию негативного мнения о партнёре, — с целью показать его несостоятельность. Как только партнёр дискредитирован в глазах других, «объединить силы» для управления партнёром становится намного проще. Ни в чём неповинный партнёр «превзойдён численностью» и чувствует себя брошенным и одиноким». Те, кто не хочет публично принижать других, делают это скрыто, участвуя в сплетнях и обсуждении недостатков других сотрудников коллектива. Причем всегда и с каждым можно обсудить любого члена коллектива и «порадоваться» о его слабых сторонах.
Вот и готово общество разобщенных людей, тихо или открыто ненавидящих друг друга. «Моя хата с краю» - их жизненное кредо. Уже никто не помнит причины и сути возникшей ненависти, но она изнутри съедает каждого человека. «…ненависть порождает худшие безумия…. Такое безумие может стать весьма опасным, но карма ненависти ужасна... Такая карма может быть названа адскою, у нее мысли направлены лишь на удовлетворение зла… Ненависть есть особый вид невежества». (Н., 635)
Мысли и чувства ненависти создают пространственную отраву и каждый, кто попадает в такую атмосферу неизбежно подвергается ее воздействию. Это прекрасно понимает тьма и использует в своих целях. Об этом говорит Агни Йога: «Не забудем, что могут быть времена хуже войны. Когда Мы напоминаем об этом, Мы имеем в виду отравление пространства… смятение людское может создавать очень сильную отраву, и никто не подумает, что люди и будут породителями разрушения. Прошло время, когда называли какую-то отвлеченную психологию, теперь поняли, что она есть самая реальная лаборатория, где изготовляются яды». (Н., 460)
Технологии манипуляции сознанием в настоящее время достигли совершенства и активным образом используются тьмой.
Для каждой группы людей через СМИ формируют образ врага. Люди, в свою очередь, не удосуживаясь оценить правдивость полученной информации, вступают в скрытое противостояние или открытые конфликты. Эта модель поведения переносится с «виртуальных врагов» на свои собственные рабочие коллективы и семьи.
Так идеологи нацизма писали: «При помощи умелого и длительного применения пропаганды можно представить народу небо адом и, наоборот, самую убогую жизнь - как рай».
Например, для целей манипуляции сознанием часто используется потребность каждого человека принадлежать к некой общности. Технология создания таких «общностей» разделена на несколько этапов. На первом этапе поднимается проблема о которой многие слышали или сталкиваются с ней в своей жизни. Характерно одностороннее освещение проблем и игнорирование положительных моментов. На этом этапе так же активно используются слухи. «Чем наглее ложь, тем быстрее она распространяется».
На втором этапе психологическому воздействию пропаганды подвергаются, в первую очередь, эмоции с целью вывода человека из эмоционального равновесия и отключения критического мышления.
Третий и четвертый этапы предполагают внушение определенных установок путем постоянного повторения главных мыслей и положений. При этом используется знание законов работы человеческого сознания. Можно несколько стадий внедрения мыслей: 1) "Этого не может быть потому, что не может быть никогда!"; 2) "Пожалуй, в этом что-то есть..."; 3) "Кто же этого не знает?!"
В результате внушения формируется некая социальная общность. Развивается чувство «мы», человек начинает чувствовать себя частью чего-то большого, возникает эффект «самовнушения» под мощным воздействием и воодушевлением собравшейся толпы.
На пятом этапе пропаганда указывает на источник всех бед – общего врага. Кроме того, образ врага в сознании масс понуждает к заведомо неразумным и неоправданным действиям, которые в свою очередь оправдываются тем, что «врагу» приписываются еще более злостные намерения, в результате чего возникает заколдованный круг враждебности.
В итоге все описанные выше этапы приводят к образованию «команды», в кавычках, готовой на любые указанные ей, даже аморальные и преступные действия.
Человек подвергаясь ежедневному потоку ложной информации, неизбежно отделяет себя от Высших Сил. А тот, кто отделяется от Бога, столь же неизбежно становится орудием тьмы. Бесконечно раздутый эгоизм и ложные представления о происходящем толкают людей на все большие безумия. Даже не производя никаких физических действий, но находясь в хаосе страстей и беспорядочных мыслей, люди каждый день разрушают мир вокруг себя. Это явление становится эпидемией, так как оно по истине заразно. Агни Йога говорит: «Мы уже говорили как трудно достижима гармония, она теряет свою мощь от беспорядочных токов, порождаемых недисциплинированною волею. Сейчас мир болеет этой эпидемией, она страшнее, нежели война, — так складываются времена хуже войны». (Н., 594)
«Правильно отмечаете усиление напряжения во всех проявлениях жизни. Нагнетение будет усиливаться. Огненные волны достигли Земли. И хорошее, и плохое в человеке выявят себя в полной мере». (Гр. А.Й., 1968, 318).
Что же в этих условиях делать тем, кто не хочет мириться с происходящим и с болью в сердце воспринимает его, в ком еще горит искра Света?
Елена Ивановна утверждает: «Неизбежны трудности для такого времени, неизбежны тяжкие дни, ибо идёт напряженное смещение одних энергий другими, новыми и светлыми. Идёт на смену тьме торжество духа. Как же не встретить это время торжественной Радостью и… устремленностью…в ожидании Прекрасного Мира, который уже идет неслышным, но властным и твердым шагом». (Е.И.Рерих. О радости)
Обратимся к третьему полотну триптиха Святослава Николаевича Рериха «Освобождение». Объясняя значение полотна он говорил, что: «Это – война иного порядка, она выражает борьбу человека с самим собой, с тем множеством безобразных эгоистических «я», которые не дают ему подняться на более высокую ступень существования. Из хаоса необузданных вожделений, в упорной борьбе с ними рождается новый, освобождённый человек. Его светящаяся фигура вырисовывается в сфере направленных ввысь лучей. Это полотно как бы завершает основную мысль триптиха, которая сводится к тому, что без изжития уродливых проявлений собственного «я», без подлинного самоусовершенствования каждого человека человечеству не избежать повторения того, чему посвящены два других панно».
Учение Жизни говорит, что спасение человечества в обретении четырех осознаний. «…четыре осознания преобразят земную жизнь: осознание прошлого, осознание дальних миров, осознание Тонкого Мира, осознание Иерархии. Но можно ли человеку вместить эти четыре основания? Каждый мыслящий согласится, что эти основания не трудны. Они заложены в понятии жизни, стоит лишь собрать их и самая обыденная жизнь превратится в прекрасную явь». (Н., 401) Остановимся на некоторых аспектах четырех осознаний.
1.Почему важно осознание прошлого?
Опыт помогает человеку в трудных ситуациях. Опытный мореход знает как обойти мели и не врезаться в скалу. Так же и в жизни накопленный опыт позволяет воспринимать происходящие события и принимать адекватные решения. А если посмотреть шире! Понимание процессов, происходящих в обществе, может быть основано на историческом опыте, на знании истории своей страны, истории международных отношений. Многое, аналогичное тому, что мы видим сейчас уже происходило в истории человечества и опыт тех давних событий может дать нам бесценную пищу для анализа событий сегодняшнего дня. Не впервые люди страдают от разъединения, не впервые одни называют себя правыми и лучшими, чем другие. Но история показывает, что истинно правы бывают те, кто защищают вечные ценности человечества – идеалы единения, труда и культуры. Анализ событий в исторической ретроспективе, в связи с событиями, происходящими в других странах позволяет человеку увидеть более объективную картину происходящего и, таким образом, защитить свое сознание от манипуляции и обмана, выработать свою позицию.
Если главным оружием тьмы является ложь и невежество, то основное оружие Света – знание! Нужен, прежде всего, анализ всего происходящего. Древняя греческая притча повествует.
Однажды знаменитый греческий философ Сократ встретил на улице знакомого:
- Сократ, знаешь, что я только что услышал об одном из твоих учеников?
- Погоди, прежде чем ты мне это расскажешь, я хочу провести небольшой экзамен, который называется - испытание тройным фильтром? Прежде, чем ты мне расскажешь что-либо о моем ученике, было бы неплохо, чтобы ты минутку подумал. Первый фильтр - на Правдивость. Ты абсолютно уверен, что то, что ты собираешься мне рассказать, является абсолютной правдой?
- Нет, Сократ, я услышал об этом от одного знакомого и решил.
- Значит, - сказал Сократ, - ты точно не знаешь, правда, это или нет. Тогда давай, применим второй фильтр - на Добродетель. То, что ты собираешься мне сказать о моем ученике, - это что-нибудь хорошее?
- Нет, как раз наоборот.
- Итак, - говорит Сократ, - ты хочешь мне сказать о нем что-то плохое, но ты не уверен, правда ли это. Однако ты по-прежнему можешь сообщить мне эту информацию, если она пройдет через третий фильтр - на Полезность. Принесет ли мне то, что ты собираешься рассказать, какую-либо пользу?
- Скорее всего, нет.
- Таким образом, - подвел итог Сократ, - если ты собираешься рассказать мне что-то отрицательное, неправдивое и бесполезное о моем ученике, то зачем это рассказывать вообще?
Таким образом, любая поступающая извне информация должна быть оценена, взвешена, сопоставлена с другой из других источников. Ничто не должно допускаться в сознание слепо, без проверки.
2. Осознание дальних миров
Человек - лишь странник в бесконечном путешествии. Он пришел на Землю, проделав очень долгий путь, совершенствуясь в виде минералов, растений и животных. Путь его далек. Впереди бесконечные планеты и миры, где он будет совершенствоваться дальше все более утончая свое сознание и свое тело. Сердце является средоточием и мерилом всех человеческих действий. Человек своей волей выбирает путь и сердце или страдает или радуется, когда человек поднимается выше в своем сознании.
«Сказано в древности: «Все люди — Ангелы». Истинно, люди суть вестники дальних миров. За то и велика их ответственность. Они мало когда доносят порученное и даже не огорчаются утерею сокровища. Только редкие могут скорбеть, что забыли нечто ими услышанное. Пусть люди не забывают, что они вестники и связь с мирами дальними. Одно такое сознание уже украсит любой обиход». (Бр., 278)
В жизни общества и в жизни каждого человека очень важную роль играют идеалы, к которым они стремятся. Эти вечные идеалы живут в каждом из нас. Общественный строй может поддерживать и развивать их или заменять их суррогатом ложных представлений, но в глубине сердца у человека есть свой компас, который, если к нему прислушиваться, всегда показывает, где истина.
Современные технологии манипуляции сознанием очень изощрены и тонко, практически незаметно, отклоняют мысль в сторону ложного представления о вещах и событиях. Особенно опасно, когда перемешивается правда и ложь, тогда отличить одно от другого практически невозможно. Нужно всегда быть начеку и не поддаваться обману. Нужно стремиться узнать разные точки зрения и на весах своего сердца и разума определить где правда. «Нужно понимать, как проходит граница Света и тьмы. Правда она извилиста, но по сердцу можно безошибочно узнать приверженцев тьмы». (С., 403).
Николай Константинович писал: «В сердце восчувствуем, что нельзя более жить окраинами, нельзя более расчленяться, но создавать можно, лишь осознав центр, тот самый центр, тот самый Град Светлый, о котором столько сказано во всевозможных прообразах».
«Когда говорят — берегите сердце, это, прежде всего, будет значить — не раздражайтесь, не злобствуйте; а с другой стороны — не огорчайтесь, не впадайте в уныние.
Каждая малейшая подробность жизни отзвучит, прежде всего, не в мозгу, но в сердце. Именно сердце познает и отвечает даже на самые удаленные землетрясения, как лучший сейсмограф. Но ведь не принято советоваться с сердцем своим. Не принято через него внимать Высочайшему. Когда же люди читают прямые советы о насущности таких обращений, они осуждают их как нечто отвлеченное, изобретенное какими-то далекими пустынниками и неприложимое. А ведь оно приложимо всегда к происходящему в сердце, лишь бы только откровенно и чистосердечно прислушаться».
Как говорит Чандогия Упанишад: «Дух, который в сердце моем, меньше зерна риса, меньше зерна ячменного, меньше зерна горчичного, меньше малейшего проса. Тот же дух, который в сердце моем, больше всей земли, больше пространства, больше небес, больше всех миров!»
3. Осознание Тонкого Мира
«Во всех философиях говорилось: мы только один план, а их во Вселенной бесконечно много. И эти планы иногда становятся для нас реальностью. Но мы для этого должны ощутить реальность этого всего. То есть должны относиться ко всему совершенно нормально, как к существующей правде. И мы сами знаем, как часто бывают проявления той жизни на этом плане».
Желая или не желая того: «Каждый человек беспрестанно находится в трех битвах. Человек может воображать себя в полном покое, но, на самом деле, он будет принимать участие в трех битвах одновременно. Первая будет между свободной волей и кармой. Ничто не может освободить человека от участия в столкновениях этих начал. Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными сущностями добра и зла. Так человек становится добычею одних или других. Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть человеком. Третья битва шумит в бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса». (Н., 161)
Осознание своего участия не только в земной жизни, но и в битвах, идущих на более тонких планах бытия должно бы наполнять нас ответственностью.
Эта ответственность не только за дела, которые видят другие, не только за слова, которые слышат окружающие, но самая большая и главная ответственность, которая лежит на людях – это ответственность за мысли.
О чем человек думает в течение своего дня? Поток мыслей практически никогда не останавливается. Если в голове хаос мыслей, они бегут, сталкиваются, обгоняют и догоняют одна другую, то мышление продуцирует хаос. Хаос в мыслях ведет к хаосу и в действиях, этим хаосом наполняется пространство как физического мира, так и тонкого.
В одной притче говорится: в канун Нового Года женщина просила Бога исполнить ее желания. Он сказал, что готов исполнить все ее пожелания, но в начале хочет, чтобы она проанализировала свои прошлые желания и их исполнение.
1) Надоела эта работа! (исполнено работа надоела!)
2) Муж не обращает внимания (исполнено, не обращает!)
3) Ой, мне бы немного денег (исполнено, на хлеб хватило, на сапоги не потянешь!)
4) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку (исполнено, на 10 этаже под самой крышей, крыша течёт, просила ведь какую-нибудь!)
5) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь (исполнено, к свекрови на дачу, ей как раз раб. сила нужна)
Остановись, взмолилась женщина, Господи, я всё поняла!!! Я буду отслеживать каждую мысль, даже самую маленькую!!!
Четкое и ясное мышление позволяет выстраивать свой трудовой день более эффективно даже по земным меркам, а если помнить о трех битвах, то такое мышление способствует еще и упорядочиванию окружающего пространства, за которое мы тоже ответственны.
4. Осознание Иерархии Света.
Елена Ивановна писала: «Жизнь очень сложна, и только то сознание, которое слито с Высшей Волей, может усмотреть верное направление и провести свой корабль через все бури, но бури неизбежны и полезны, как для корабля, так и для кормчего и всего экипажа, ибо лишь так испытывается прочность и твердость и закаляется бесстрашие, находчивость и выносливость». (17.08.1934 Рерих Е.И. Письма. т.1)
По плану эволюции у каждого из нас свое уникальное предназначение, выполняя которое мы можем быть счастливы. Находясь, что называется, «на своем месте» человек может наиболее полно раскрыть свой потенциал, принести наибольшую пользу обществу и, таким образом, служить эволюции, служить Свету.
Нужно стремиться стать самим собой, собой настоящим. В известной поэме Пер Гюнт задает вопрос:
«Один вопрос лишь: в сущности, что значит
«Самим собою» быть?...»
На что он получает ответ:
«Быть самим собою – значит
Отречься от себя, убить в себе
Себя иль «я» свое…» (Г.Ибсен. Пер Гюнт)
Самоотверженность позволяет духу человека действовать и отречься от самости. Святослав Николаевич Рерих говорил: «Самая большая задача - это самосовершенствование во всем… Эволюция - это стремление к совершенству. Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к чему-то более возвышенному. Важны внутреннее усиление мысли, сила мысли, сила устремления. Возьмем самые малые наши проблемы: наш день, работу. Надо осознать их как задачу, понять и постараться решить лучше. Вот и все. Это почти невидимые ступени, но если по ним подниматься каждый день, постоянно, можно достигнуть цели. Сосредоточить мысль на стремлении сделать свое дело лучшим образом. Когда человек стремится к лучшему, он возвышается. В конце концов, что такое вдохновение? Это как бы внутренняя молитва человека, когда он стремится к возвышенному».
Еще Конфуций говорил: то, что ищет человек совершенный, находится внутри него. Вот таким образом то, что нужно человеку, никто не может ему дать. Главное – признать, что от самосовершенствования человека зависит будущее как личное, так и близких, и общества. Будущее в объединении людей для совместного созидательного творческого труда.
Святослав Рерих говорил: «Лучший дар, который вы можете принести человечеству, — это улучшить себя, стать лучшими людьми. И улучшенное пространство вокруг нас станет даром для других, сделает лучше тех, кто будет рядом…»
«Что же представляет собою путь правый? Путь верный, путь к Свету – это есть бесконечный ряд попыток неуспешных, частично успешных и успешных вполне преобразовать себя и усовершенствовать. Не беда, если не все попытки удачны. Энергия, вложенная в каждую, со временем даст свой плод… В явлениях текущего дня во всепланетном масштабе следует яро различать два порядка вещей: явления от прошлого, обреченные на смерть, и явления от будущего, сужденные жить. От того, на какие из них делается ставка, зависит успех и правильное направление. Ставка на мертвецов будет бита. Но принесет победу все, что созвучит течению эволюции жизни на… планете и преуспеянию человечества в целом». (Гр. А.Й., 1960, Окт. 21.)
Елена Ивановна Рерих обращается к нам: «Почуйте зов духа моего, перечтите скорей ваши сокровища, соберите все крохи и всем существом слейтесь с ними. Ведь это даст вам такое широкое и ясное понимание самых сложных вопросов бытия! Вмещение станет для вас единым способом понимания, и суровая радость бесконечному продвижению наполнит сердца ваши». (П.Е.И.Р., 19.10.29).
Каждая наша мысль, слово, каждое действие – это капля на весы в чашу тьмы или Света. Сейчас равновесие очень зыбко. Каждая капля может нарушить его. Ответственность каждого за его ежесекундный выбор особенно велика сейчас. Если человек раздражился, завидовал, ударил словом или делом, кому тогда он служил?
Выбор только за каждым из нас! Мерило в сердце!
«Кто не боится пересмотреть основы Учения для утончения знания, тот уже прав.
Кто не боится остаться непонятым, тот с Нами.
Кто не боится соединить русла больших течений, тот Наш друг.
Кто не боится увидать свет, тот от орлиного глаза.
Кто не боится войти в огонь, тот огненного рождения.
Кто не боится невидимого, тот может пронзить тьму.
Кто не боится обойти мир, тот к дальним мирам обращен.
Кто не боится знать заветы мудрости, тот будет с Нами». (А.Й., 481).
АУМ!
Составители: А.В.Козлов, Н.В.Козлова
В программе использованы:
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА" При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна |
||
www.madra.dp.ua | Гостевая книга | |
Статистика посещаемости | Наш адрес | |
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron! |