Рериховские чтения 11.05.13

Взаимосвязи - общественное и личностное сознание

Указано: «Придет время Мое, и изменится жизнь на Земле. Благоденствие и мир вернутся на Землю. Утвердится кооперация всех и во всем. Исчезнет вражда. Прекратятся войны. Все народы планеты составят одну дружную семью. Преобразится и расцветет сад земной. Помилованы будут животные. Изменятся люди. Ложная наука заменится истинной. Три мира сольются в сознании человеческом в один. … Преобразится сознание человеческое. Наступит царство Света. Ему же не будет конца». (Грани Агни Йоги, т.9, 70)

«Великое и светлое будущее суждено человечеству. Благо тому, кто сквозь мрак настоящего прозреет его». (Грани Агни Йоги, т.9, 71).

Ибо сказано «Нет у человека власти ни над прошлым, которое изменить он не в силах, ни над настоящим, которое вылилось уже в конкретные формы. И только будущее во власти его. И это будущее куется сейчас  - в настоящем». (Грани Агни Йоги, т.6, 75)

И об этом особенно актуально говорить сейчас, когда очередной раз человечество находится в состоянии кризиса. Падение темпов экономического развития, огромные внешние долги стран, техногенные катастрофы, природные катаклизмы. Все это свидетельства того, что человечество утеряло путеводную нить эволюции.

«Каждый чувствует всемирный кризис. Но некоторые недальновидные думают, что это материальный кризис. Ничуть не бы­вало! Это духовный кризис. Человечество забыло истинные ценности, которые стоят в основе жизни и не могут считаться отвлеченными…

Физические условия Земли изменяются на наших глазах. Мы уже знаем, как передвигаются материки. Мы видим не­обыкновенные землетрясения, тайфуны, засухи и наводнения. Ученые замечают изменение климата; планетарные условия как бы изменяются в какой-то постепенности. Каждый вдум­чивый ученый скажет Вам об этом. Сами болезни видоизме­няются. На смену благо уже побежденным к человечеству приходят другие, еще более опасные — …сердечные болезни, воспаление гортани, давление крови, уже не говоря об ужасах рака; все это еще раз напоминает о пла­нетарных сдвигах. И, поистине, люди должны прилагать от­крытия не к разрушению, но к благу, иначе можно вы­звать опаснейшее разрушение стихии». (Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. Изучение жизни)

«...нет ли каких-то отличительных признаков свалившегося сейчас на че­ловечество духовного и материального несчастья? Такой при­знак есть. И этот признак страшен, если на него не обратить особого внимания. Это признак всемирного несчастья. Прежде несчастья были национальные или групповые, но сейчас про­изошел неслыханный интернационализм несчастий. Нет такой страны, нет такого удаленного острова, которые бы не повто­ряли речей о несчастье.

Ясно одно: если человечество будет продолжать гипнотизи­ровать себя вызываниями несчастий, оно нарушит самое цен­ное, ради чего оно существует, оно нарушит Культуру, оно нарушит ход и накопление того, что при иных условиях невоз­вратимо или потребует многих веков для врачевания».  (Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. Остров слез)

«Списки темных подавителей, как скрижали стыда, неизгладимо запечатлелись на хартиях образования и просвещения. Некультурные ретрограды бросились урезать и искоренять многое в области образования, науки, искусства! Стыд, стыд» - писал Николай Константинович (Рерих Н.К. Культура и цивилизация.) И в современных условиях мы можем видеть это: закрываются общеобразовательные и художественные школы, урезается бюджет образования, наука находится в плачевном состоянии.

 01

Если провести аналогию, то кризис – это не только болезнь планеты и общества  в целом, но и каждого живущего на ней. Если посмотрим, где возможны “поломки”, то увидим, что каждый индивидуум, так и человечество сплошь и рядом не только нарушают свое энергетическое равновесие, но и являются источником дисгармонии для окружающей нас среды, особенно на планах взаимодействия с Высшим. Ведь задача каждого из нас низводить Высшую энергию на Землю, а для этого необходимо понимание тех процессов, которые происходят.

Николай Константинович Рерих писал: «… целью эволюции в нашем плотном мире является сближение духа и материи, достижение гармонии между ними на определенном этапе и, наконец, Синтез духа и материи, который приведет к созданию одухотворенной ма­терии и повысит ее энергетический уровень.  Этот Синтез изменит смысл цивилизации, одухотворит ее и превратит Культуру и цивилизацию в целостное явление, но действующее уже на более высоком уровне, нежели в своем изначальном варианте». (Рерих Н.К. Культура и цивилизация. Введение)

Эволюционный процесс не является линейным, а имеет в своей основе форму спирали, и происходит циклами, когда чередуются определенные периоды. Процесс эволюции по современным научным представлениям сводится к следующему.

 02

Относительно стабильное состояние системы утрачивает устойчивость. В качестве причин, вызывающих потерю устойчивости, выступают изменения внутреннего состояния или внешние факторы. В обществе эта ситуация характеризуется тем, что «низы не могут жить по старому а верхи не могут управлять по новому». Такую ситуацию называют революционной или кризисной.

Как это происходило неоднократно в истории человечества, когда духовное заменяется материальным, то по слова Н.А.Бердяева происходит  «…подмена целей жизни средст­вами жизни, орудиями жизни. Цели жизни меркнут, закрываются. Сознание людей… направлено исключительно на сред­ства жизни, на технику жизни... Соотношение между целями и средствами жизни перемешивается и извращается». (Бердяев Н.А. Смысл истории.)

Платон говорил о таком времени «Никакое государство не сможет наслаждаться покоем, опираясь на законы, как бы хороши они ни были, если люди будут считать, что всё нужно тратить на чрезмерную роскошь и что ни к чему не нужно прилагать никаких усилий, разве только к обжорству, пьянству и любовным утехам. Такие государства неизбежно то и дело меняют формы правления, становятся то тираниями, то олигархиями, то демократиями, и нет этим переменам конца. Властители таких государств не хотят даже слышать о справедливом и равноправном строе». (Платон Афинский Послезаконие)

Неустойчивость, обусловленная возникшими противоречиями, запускает процесс самоорганизации, который приводит к дальнейшему преобразованию системы. В обществе появляются новые идеи и лидеры, способные преобразовать общественные отношения.

 03

В Учении сказано «…эволюция совершается малым меньшинством. Не удивляйтесь, что такое же отношение существует между проявленным и хаосом. Тем не менее, космическая эволюция неустанно совершается. Так и среди человечества, нужно видеть, что лишь меньшинство готово принять переустройство жизни, но переустройство все же совершается. Так можно сказать, что лишь немногие готовы следовать путем эволюции, но их ясное сознание дает достаточную энергию». (Надземное, 645).

По завершении процесса самоорганизации система переходит в новое состояние. Например, сменяется общественный строй. После этого эволюционного цикла начинается новый очередной виток эволюционной спирали.

04

Николай Константинович пишет: «Опыт долгого времени указывает нам, что искусство и зна­ние расцветали там, где сверху они признавались величайши­ми стимулами жизни. Там, где главы государства, где владыки церкви и все руководители жизни сходились в стремлении к прекрасному, там и происходил ренессанс, то возрождение, о котором теперь пишутся такие восхищенные книги». (Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. Мудрость радости)

Еще в 400 годах до нашей эры Платон писал: «Я не переставал размышлять, каким путем может произойти улучшение нравов и особенно всего государственного устройства... В конце концов относительно всех существующих теперь государств я решил, что они управляются плохо, ведь состояние их законодательства почти что неизлечимо... И, восхваляя подлинную философию, я пришел к убеждению, что лишь через неё возможно постичь справедливость в отношении как государства, так и частных лиц... Человеческий род не избавится от зла до тех пор, пока истинные и правильно мыслящие философы не займут государственные должности или властители в государствах по какому-то божественному определению не станут подлинными философами». (Платон Афинский Послезаконие)

Однажды правитель спросил: «В чем же состоит цель властителя?», на что мыслитель ответил: «Делать из своих подданных хороших людей».

Платон писал «Так как существуют три вещи - душа, тело и деньги, то в ваших законах вы должны выше всего ставить совершенство души, на второе место - совершенство тела, так как оно стоит ниже души, а на третьем и последнем - почтение к богатству, так как оно - слуга и души, и тела... Установите с божьей помощью царскую власть». (Платон. Сочинения в четырех томах. Том 3. Часть 2. Письма)

Так в истории человечества есть примеры построения государства на основе Высших принципов.

В 501 году до н.э. в царстве Лу приходит к власти правитель Дин-гун. Наслышанный о мудрости Учителя Конфуция, он решает встретиться с ним и привлечь к управлению государством, Дин-гун предлагает ему взять в управление город Чжунду с прилегающими окрестностями, решив посмотреть, возможна ли практическая реализация идей философа. Поскольку принятие этого предложения давало реальную возможность для реализации идеи "правильного государства", Конфуций принимает предложение. Ведь еще задолго до этого он много раз говорил своим ученикам: "Если мне дадут власть, то я наведу порядок за месяц, а за три года добьюсь процветания". Конфуций выезжает в город Чжунду и, действительно, за несколько месяцев в корне меняет положение в провинции. Она становится процветающей. Слава об успехах философа быстро разнеслась по царству и некоторые наместники других провинций стали усердно перенимать его методы управления. Правитель царства, Дин-гун, вызывает Конфуция в столицу и дает ему фактически полную власть в царстве. Конфуций активно принимается за дело, привлекает к нему своих учеников, в результате чего государство набирает силу и авторитет среди соседних царств.

Что в первую очередь придавало такую убедительность его действиям? - неуклонная нравственность и бескорыстие в служении людям, в служении Общему Благу. Одному из сановников, который обратился к нему с вопросом, как избавиться от воров, он сказал: «Если ты обладаешь властью, не кради сам, и тогда не будут красть подвластные тебе люди. Мудрый правитель помогает нуждающимся, а не делает богатых еще богаче».

Постоянством нравственного подвижничества Конфуций завоевал абсолютное доверие жителей государства. Но, с другой стороны, нарастала неприязнь со стороны высших сановников, жаждущих исключительно власти и наживы, поэтому осуществлять строительство «правильного государства» было очень нелегко. Как говорил сам Конфуций – «нет ничего труднее». Но истинной мерой заслуг была для него благодарность народа. Заботу о людях, уважение к их нуждам он относил к числу важнейших обязанностей правителя, ибо «безнравственно требовать от своих подданных возвышенности духа, обрекая их на нищету и лишения». Мыслитель утверждал также, что надо не только накормить своих подданных, но и обучать их, а управление государством «должно находиться в руках добрых мужей - аристократов духа». Мудрость правителя как раз и заключается в том, чтобы «возвышать добрых мужей», а «малейшее ослабление нравственных усилий, забвение правды сердца губит людское согласие и ввергает мир в хаос».

 05

Гармоничное общество, по воззрениям Конфуция построено на идее иерархического устройства. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе» и пять постоянств праведного человека, которыми должны руководствоваться люди в своей жизни. Эти пять правил, по сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общество и государства в целом:

 06

Нравственные обязанности, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разделены. Все они входят в содержание категории «вэнь», которую можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия.

Нравственные основы входят в сознание народа и становятся его неотъемлемой частью.

Николай Константинович писал: «В существе своем это сознание всегда прогрессивно, ибо именно им создавалась всякая цивилизация. Конечно, под народным сознанием мы не будем понимать только количественность, ка­чественно оно нагнетается и выражается в меньшинстве. Но такое меньшинство как бы является выразителем скрытого по­тенциала человечества, и потому эти вожди, эти священные дружины Подвижников должны, поистине, почитаться сокрови­щем народа. Именно, народное сознание со временем всегда выдвигает и опирается в трудный час на этих Носителей их всенародных сердечных желаний».(Рерих Н.К. Культура и цивилизация. Спешность часа)

В наиболее тяжелые времена в истории человечества, когда накопившиеся противоречия и проблемы в обществе препятствовали дальнейшему развитию государств приходили Вожди, как посланники Света и вели за собой народ к новому пониманию жизни, к новому витку эволюционной спирали. «…дни стремлений и дни тягостей создают и Вождя. Он, как символ движения, выводит народы на плодородную землю. Там, где послан Вождь, там уже явлена обетованная Земля. Поэтому появление Вождя есть знак добрый и знак преуспеяния, знак отхода от погребения и приближения к Свету… Пусть Вождь сообщает народу энергию, которую существенно дает Иерархия Света. Не скажет Вождь слова запрета; там, где врата сужденные, народ найдет ответ на нужды, и это не будет сулением пустым, ибо Иерархия не знает пустоты». (Напутствие Вождю, 113)

 07

В начале XX века в России сложилась сложная ситуация, война, разруха, экономический спад, неспособность действующей власти изменить ситуацию к лучшему. В этих условиях активно развивается революционное движение, народ уже не может жить в таких условиях нищеты и неопределенности будущего. В острой политической борьбе в результате Октябрьской революции к власти приходит Вождь Новой эпохи – В.И.Ленин.

В первом издании книги Община читаем: «Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости он даже помог делу Будды. И нет области, которую он бы отверг подобно разным правителям… Ленин – это действие, но не теория», (Община. Монгольский вариант, ч.II, 1-1).

«… Надо предпочесть того Учителя, который идет новыми путями. В этом люди Северной Страны имеют отличный пример – их Учитель Ленин знал ценность новых путей. Каждое слово его проповеди, каждый поступок его несли на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создало зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд!  Нужно принять за основание зов новизны.

… нужна оторванность от старых путей. … Бывает время, когда можно идти только вперед …». (Община. Монгольский вариант, Введение)

В очерке «Взлеты» Николай Константинович писал: «И опять слова о Ленине: «Велик Ленин в своем приказе: «Учиться! Учиться! Учиться!». Велик он в призыве к движению, к вечной диалектике. Эта подвижность, бесстрашие, одоление невежества есть завет истинного созидателя». (Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. Взлеты)

«…Можете представить, что в свое время Ленин уже ощутил без малейшего материального основания непреложность нового строения. И невидимые лодочки подвезли провиант к его одинокому кораблю. Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа. Даже в болезни не покинуло его твердое мышление. Его сознание, как в пещеру, сосредоточилось, и вместо недовольства и жалоб он удивительно использовал последнее время. И много молчаливой эманации воли посылал он на укрепление дела. Его последние часы были хороши. Даже последний вздох он послал народу». (Община. Монгольский вариант, ч.II, 1-1).

Октябрьская революция имела мировое значение, это был первый в истории человечества опыт построения многонационального народного государства. Была сформирована новая советская идеология, в основе которой стоял приоритет труда на благо общества. Идеалами советского человека были сотрудничество, взаимопомощь, любовь к родине, героизм, интернационализм. Построение нового государства было поддержано Махатмами.

 08

Еще одним примером, того когда высшие идеалы позволили обществу выйти из кризиса, является период правления Ф.Рузвельта. В 1930-х годах в США разразилась «Великая депрессия», сопровождающаяся падением банковской системы, остановкой предприятий, массовой безработицей. В своих письмах Рузвельту Е.И.Рерих передавала помощь Владык американскому народу. Эта помощь была принята и благодаря активной работе президента Ф.Рузвельта экономический кризис был преодолен. Президент регулярно делал обращения к народу по радио. Благодаря деловому и открытому общению с большинством американцев он создал стойкое убеждение, что его правительство не противостоит народу, а выполняет его волю, отзывается практическими делами на нужды и заботы людей. Такая политика коренным образом изменила взгляды американцев на роль правительства, звала к сотрудничеству, к совместным действиям. Говоря о «Новом курсе» правительства он писал: «Доверие и мужество – вот что необходимо для успешного осуществления нашего плана… Давайте объединимся, чтобы изгнать страх. Мы разработали механизм для восстановления финансовой системы. Теперь только вы можете поддержать его и заставить работать. Это ваше дело – друзья мои, - ваше не в меньшей степени, чем мое. Вместе мы обязательно добьёмся успеха» (Ф.Рузвельт. Беседы у камина).

Для сокращения уровня безработицы в 1933 г. был создан Гражданский корпус охраны природных ресурсов. Приобщение молодежи в возрасте 17-23 лет к благоустройству окружающей среды позволило, на первом этапе, занять более 250 тыс. человек. Это дало возможность не только обеспечить работой молодежь, но и материально поддержать их семьи, так как большую часть зарплаты молодые люди высылали домой. Добровольцы сажали леса, создавали водоемы, осваивали заброшенные земли.

Ф.Рузвельт говорил: «Основываясь на таком принципе общих совместных действий, мы начинаем наступление на безработицу по всей стране. Оно будет успешным, если наши граждане поймут его суть… В этом принципе нет ничего сложного и нет ничего особенно нового. Мы просто возвращаемся к той основной идее, на которой построено общество и сама нация, - что группа людей, действуя совместно, может свершить такое, о чем они не могли бы и мечтать, действуя врозь». (Ф.Рузвельт. Беседы у камина)

Последнее обращение Ф.Рузвельта к народу заканчивается словами: «Мы молимся о том, чтобы быть достойными тех безграничных возможностей, которые нам даровал Бог».

В обществе важна роль каждого человека, в достижении этим обществом процветания.

Человек, воплощаясь на земле, принимает на себя определенную задачу, миссию и попадает в такие условия семьи, рода, национальности, государства, которые наиболее полно могут способствовать раскрытию и развитию его индивидуальности, а, с другой стороны, также эти условия позволяют приносить наибольшую пользу обществу.

Агни Йога говорит: «Перед воплощением человек узнает причины его назначения и соглашается с ними. Каждое воплощение происходит добровольно». (Надземное, 565)

Различные духовные учения говорят о цели и смысле человеческой жизни. Так, в  древней науке Аюрведе говорится о четырех целях человеческой жизни: кама, артха, дхарма и мокша.

 09

Кама в высшем смысле означает любовь. Кама как одна из целей человеческого существования означает радость жизни, жизнелюбие, получение удовлетворения и счастья от существования. Это естественное состояние любого живого существа. Когда человек, стремясь к чему-то, достигает цели, воплощает давнюю мечту, он испытывает радость.

Духовные традиции постоянно упоминают о радо¬сти жизни, поскольку духовное совершенствование - одно из наивысших наслаждений, какие только можно испытать. Имен¬но поэтому Иисус призывал быть радостными на духовном пути, с радостью служить Богу; говорил о том, что жертва, принесен¬ная во благо людей, приносит счастье.

Те, кто следует учению Будды радостны и призывают всех быть счастливыми, ведь, рождаясь в этом мире людьми, мы имеем массу возможностей помочь многим живым существам и многим принести счастье. А раз так, разве остается какой-то повод для печали? Боль¬шинство духовных движений считают служение Богу радостью.

Артха означает - «все благоприятные вещи». Понятие «все благоприятные вещи» включает в себя все, что способствует развитию наиболее гармоничным образом. Стремясь чего-то достигнуть по законам гармонии, используя для этого средства, не нарушающие этические и моральные нормы и не наносящие ущерба окружающим, мы выполняем этот принцип.

Артха предполагает, прежде всего, раскрытие талантов и способностей.

Есть русская сказка об Иване-царевиче, который вынужден отправиться в дальний путь, чтобы добыть Меч-кладенец и победить Чудо-Юдо. Люди похожи на героя этой сказки тем, что тоже ищут свой Меч-кладенец - некий скрытый талант, помогающий победить. У нас есть таланты явные - наработки и достижения прошлых жизней, которыми было бы неразумно не воспользоваться, и таланты скрытые, которые нужно отыскать и развивать на протяжении многих воплощений.

Если вы искусный столяр, у вас не будет отбоя от заказчиков. Все станут говорить, что у вас «золотые руки» и не захотят обращаться к другим мастерам. Поэтому любой человек, раскрывший хотя бы свой основной талант, благополучен.

Третья из четырех основных целей жизни - дхарма (понятие, в широком смысле означающее «долг», «обязанность»). У каждого есть долг и обязанность уже в силу того, что он рождается далеко не в первый раз. Человек рождается в определенном роду, у определенных родителей, в той или иной стране, и со всеми ними изначально связан обязательствами.

Дхарма помогает человеку получить артху (экономическую состоятельность), и при этом должна быть радостной, тесно связанной с камой. Если она не приносит радости и не раскрывает артхи, то это значит человек не понимает своей дхармы.

Четвертая цель жизни - мокша. Мокша в широком смысле - это духовная эволюция. Как мокша связана с артхой и камой? Духовная эволюция дает основу для внутреннего ориентира и позволяет определять, что является благом, а что - нет, и что лучше использовать для своего продвижения. При этом эволюционный путь и практика, должны быть радостными, созвучными принципам камы. Духовная эволюция тесно связана с дхармой. В не зависимости от того чему посвящает свою жизнь человек у него всегда есть обязанности перед родными, перед окружающими, пред обществом.

Когда человек стремиться к выполнению всех этих четырех целей его жизнь становится наполненной смыслом, он развивается сам, помогает своим близким, приносит пользу обществу, в котором живет и укрепляет свою связь с Высшим миром.

Однако, в  формировании человеческого сознания важную роль играет общественное сознание. С детства мы приобретаем навыки поведения в семье, затем в школе. По мере своего развития человек впитывает взгляды, установки, нормы поведения, действующие в обществе. На взгляды об устройстве мира, о гармонии влияют искусство и наука, на нормы поведения - мораль и правосознание, на взгляды о социальной роли человека в обществе и направленность общественного развития - действующая в государстве идеология, на воззрения о взаимоотношении человека с Высшим миром, с Богом – религия. И под влиянием общественного сознания и «воспитания» человек забывает цель воплощения на земле, СВОЮ эволюционную роль. Человек выбирает не ту работу, которая нравится, а ту, за которую больше платят, которая дает льготы или хорошую пенсию в будущем. Работа эта, не являясь любимой вызывает постоянное внутренне напряжение.

Если человек осознает, что он находится не на своем месте, но при этом ничего не меняет или изменения крайне медленные – это ведет к повышенной тревожности, раздражительности, неудовлетворенности жизнью. В случае, если человек активно подавляет свои внутренние силы, входит в конфликт с самим собой, то в результате он погружается в состояние депрессии. Отсюда болезни, включая психические, алкоголизм, наркомания. В результате страдают не только люди, как индивидуумы, но страдает и все общество в целом. Если члены общества не исполняют своего назначения, то и общество не может полноценно развиваться. Получается, что общество тоже болеет и деградирует.

 10

Что мы можем изменить в данных условиях? Как говорит древняя мудрость: хочешь изменить мир – начни с себя.

Духовный лидер Индии Свами Вивекананда утверждал: «Приведите в гармонию подвластный вам микрокосм, и Макрокосм явит вам всю гармонию, в нём царящую. Маленькая водная капля в состоянии привести в равновесие всю Вселенную. Не можем мы увидеть вне себя то, чем мы не являемся внутри. Для нас Вселенная то же, что большая машина для маленькой: малейший намёк на какую-нибудь неисправность в маленькой машине заставляет нас подозревать изъян в большой». (Свами Вивекананда. Вдохновенные беседы)

Николай Константинович писал: «В дни наибольших глубоких смятений надо спешно переменять то, что подлежит перемене. И прежде всего надо начать переменять то, что во вред, и то, что на пользу. Не прикидывайтесь дурачками, будто вы не зна­ете то, что есть на пользу. Каждое сердце человеческое в глу­бине своей отлично знает, где есть польза общая, польза ближним, а вместе с тем и польза самому себе. Ибо в созида­нии нигде не сказано о саморазрушении. Истинная общая польза есть польза и самому себе, ибо сам-то он будет часть общественности.

Заменяя в пользу то, что было во вред, то есть заменяя преступное разрушение созиданием, мы и сделаем то, что нужно для эволюции». (Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. MUTATIS MUTANDIS)

«…эволюция должна быть добровольной, поймите это во всех значениях. Эволюция не только должна быть свободной от насилия, но и должна быть преисполнена доброй воли. Некоторые полагают, что эволюция творится столь Высшими Силами, что человеческое участие бесцельно. Такое заблуждение полно пагубных следствий. Люди должны быть соучастниками эволюции. Люди должны напрячь добрую волю, чтобы присоединить к потоку высших энергий и свои накопленные силы. Человек не может быть безучастным в отношении совершенствования жизни. Человек, как страж усовершенствования, должен стоять на дозоре» (Надземное, 515).

Необходимо осознавать, что общество оказывает существенное влияние на наше сознание. Это воздействие может быть эволюционным или деструктивным. Особенно важно в этих условиях критически относиться ко всему происходящему. Нужен прежде всего анализ поступающей информации. Первой стадией является восприятие, когда человек как раз может анализировать и раскладывать эту информацию по полочкам. На последующих стадиях происходит усвоение информации и формирование в начале убеждений, а затем отношения к явлениям внешнего мира. Уже сформированное отношение трудно изменяется и непосредственно влияет на действия человека, кроме того оно же влияет и на восприятие новой информации. Формируется так называемый фильтр, который пропускает информацию в сознание человека. Поэтому исключительно важно в самом начале на стадии восприятия анализировать входящую информацию, так как воспринятые положения и установки в последующем влияют на принятие жизненно важных решений.

 11

Количество информации, получаемой человеком в течение дня за последние десятилетия возросло в тысячи и десятки тысяч раз. Но что это за информация?

Средства массовой информации, за частую, преподносят информацию, акцентируя внимание на одних фактах и игнорируя другие, в результате чего вводят в заблуждение. Информация преподноситься очень быстро и отрывочно, так чтобы затруднить ее анализ. Такая недостоверная информация попадает в сознание минуя «внутренний фильтр» и в последующем оказывает влияние на мнение и на действия человека.

Информационные блоки строятся таким образом, чтобы оказывать воздействия на определенные слои населения: родителям говорят о стоимости обучения, предпринимателям о новых налогах, стараясь посеять страх перед будущим. В сознании откладывается мысль «сейчас плохо, а будет еще хуже». Отвлекает внимание постоянно мелькающая на экране реклама.

 12

Все перечисленные факторы способствуют подмене истинных ценностей и идеалов ложными, то есть, в конечной мере, не только не способствуют тому, чтобы человек «нашел себя», но наоборот уводят его от его истинной роли в обществе. Это способствует созданию для человека почти непреодолимой преграды для доступа к высшим энерго-информационным планам. Но выход есть!

 13

Трудно переоценить благотворное воздействие произведений искусства, литературы, музыки. Слушая прекрасное, смотря на прекрасное, читая о прекрасном мы и сами поднимаемся над обыденностью. Это как глоток свежего воздуха в тяжелой атмосфере городов. Культура является объединяющим и организующим началом, которое, во-первых, гармонизирует хаотические силы материи, а во-вторых, вносит в материю энергетический импульс высокой эволюционной частоты. Такое воздействие поддерживает стабильность социальной системы и создаёт условия для её дальнейшего совершенствования.

«Мало знания. Мало искусства. В жизни мало тех устоев, которые, единственно, могут привести к золотому веку единства. Чем больше мы знаем, тем яснее наше незнание...

Вы говорите: «Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства. Нужно устроить раньше важные дела». Отвечаю: «Ваша правда, но и ваша ложь. Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда все существо потрясено и нуждается в твердой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора тверже? А чем же дух зажжется светлее?» (Н.К.Рерих. О Вечном. Адамант)

«Во всех проявлениях искусства мы должны руководиться только одним основанием — Прекрасным! И мы должны помнить, как применять искусство в нашей каждодневной жизни. Даже полы могут быть вымыты прекрасно. Ибо нет ничтожного искусства в том, что истинно. Постоянно повторяя, как заклинание, — прекрасное, прекрасное, прекрасное, вы становитесь уже творящим в существе своем». (Н.К.Рерих. Держава Света. Творящая мысль)

Хорошо творчество в любых его проявлениях. Когда человек старается творить или творчески подходить к своей работе он может получить высшее вдохновение то есть доступ к высшим энергиям. По сути через творчество можно переносить энергию с высших планов на Землю.

«Какое прекрасное слово «творчество»! На разных языках оно звучит зовуще и убедительно. Оно в самом себе уже говорит о чем-то скрыто возможном, о чем-то победительном и убедительном. Настолько прекрасно и мощно слово «творчество», что при нем забываются всякие условные преграды. Люди радуются этому слову, как символу продвижения… Творчеству все можно. Оно ведет за собою человечество. Творчество есть знамя молодости. Творчество есть прогресс. Творчество есть овладение новыми возможностями. Творчество есть мирная победа над косностью и аморфностью. В творчестве уже заложено движение. Творчество есть выражение основных законов вселенной. Иначе говоря, в творчестве выражена красота». (Н.К.Рерих. О Вечном. Творчество)

«Только творчество во всем его многообразии вносит мирную объединяющую струю во все жизнестроение. И тот, кто, несмотря на окружающие затруднения, стремится по этому пути света, тот выполняет насущную задачу эволюции.

Не можем стоять неподвижно. Или движемся вперед или постыдно отступаем. А идти вперед — значит творить во всех материалах и возможностях, и делом, и мыслью, и вносить творящий свет во все закоулки жизни». (Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. Правильный путь)

Любой труд, если он становится любимым и выполняется качественно, также способен пробудить лучшее в нас.

«Труд всегда прекрасен. Чем больше он будет осмыслен, тем и качество его вознесется и сотворит еще большее общественное благо. В труде — благодать». (Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. Врата в будущее)

Николай Константинович подчеркивает: «Качественность труда пробуждает и другую, столь необходимую в эволюционных процессах особенность: она пробуждает дейст­вительную ответственность за все исходящее...

Качественность, воздвигнутая всем комплексом обстоя­тельств, вносит в дело строения особую духовную радость. Переходящий горный поток не может позволить себе ни еди­ного неверного движения. Также следуя по струне через бездну, мы как бы даже теряем часть нашего физического веса и, сер­дечно прикрепленные к духовным нитям, почти перелетаем ги­бельные пропасти».  (Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. Качество)

Ведь если подумать, практически любая работа, которую мы делаем на своем рабочем месте предназначена не для нас, а для кого-то.

Николай Константинович писал: «А разве каждый естественный труд не является помощью человечеству?». Ибо мерзко было бы думать, что каждый трудящийся трудится лишь, для себя самого. Нет, он трудится для кого-то, ему неизвестного. И тот неизвестный примет этот безымянный труд как некое выраже­ние Благодати, облегчающее ему прохождение земного пути». (Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. Культура)

У фирмы Хонда есть такой корпоративный лозунг о трех радостях, суть которого заключается в том, что качественное выполнение своей работы производителем и продавцом дарит радость потребителю продукции, что в свою очередь возвращается как радость к каждому сотруднику фирмы за то, что оно хорошо сделал свою работу. Иными словами, качественно выполняя свой труд, мы способствуем гармонии в этом мире и тому, чтобы счастливых людей становилось больше, хотя бы на тот краткий момент, когда они используют результаты нашего труда.

«Работающий в сердечном увлечении не чувствует усталости, энтузиазм умножает его силы, он не нуждается ни в сне, ни в пище, лишь бы не нарушить своего возрастающего устремления.

Когда вы ищете совершенствования, вы забываете себя во имя творимого вами, вы отрешаетесь от эгоизма, и в этом самоотречении заключается один из видов Прекрасного.

В жизни вашей оставайтесь верными Прекрасному, храните энтузиазм. Растите в себе творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силою мысли. Действие лишь выражает мысль, потому мы ответственны не только за наши действия, но еще более за мысли. Даю вам жизненный совет: имейте мысли чистые и сильные. Наполняйте жизнь вашу несломимым энтузиазмом и тем обращайте ее в постоянный праздник. С улыбкою истинного познания внушайте детям вашим непобедимое желание созидать. Эта бесконечная цепь труда, совершенствования и блага приведет вас к Прекрасному». (Н.К.Рерих. Держава Света. Прекрасное)

«Творчество – это чистая молитва духа. Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество. Ведь понять – значит простить. Новые правительства напишут на знаменах своих: «Молитва труда, искусство, знание», – и поймут, что вносящий истинную государственность не может ни на минуту забыть о подвиге духовной жизни. Иначе строителю нет путей и его ожидает разрушение». (Н.К.Рерих. Адамант. Щит)

Лучшее будущее зависит от каждого из нас. Все мы часть большого целого – человеческой цивилизации и чем лучше мы будем выполнять свое предназначение, тем больших высот может достичь наш дух и общество, в котором мы живем.

«Что было, то было, и пусть оно не застилает будущего. Позорно быть пессимистами. С полнейшим доверием обратимся к будущему. Не напрасно мы мечтали о лучшем будущем. Призовем его всею мощью духа. Ощутим, что оно — прекрасное будущее — возможно. Возможно в непреложной реальности, в стремлении к высокому качеству каждодневного труда, к радостному творчеству, к добротворчеству.

Мир движется. Ничего нового нет в этом. Да, да, движется, постоянно изменяется и стремится к лучшему будущему. Мечта о будущем! Ради нее и живем. Ради нее любим труд созидательный. Ради нее умеем улыбнуться и радоваться. И немала сила человека, приложенная к общему благу, к общему восхождению. Каждый восход зовет вперед, вперед и вперед». (Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Мир движется)

 

При подготовке также использованы материалы:

  1. Семенихин Е.Е. Кризис и здоровье //Арктур. - №22.
  2. Ветров И.И. Аюрведическая философия любви. - С-Пб: юрведический центр "Дханвантари", 2012. – 408 с.
  3. Холлис Д. Перевал в середине пути. – М: Когито-Центр, 2011. – 208 с.
  4. http://lebendige-ethik.net/4-WSDmitr_1.html
  5. http://tom.do.am/index/konfucij/0-19

Подготовили А.В.Козлов, Н.В.Козлова


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron!