Рериховские чтения 30.03.13
Служение Красоте – путь к Свету
(Родился С.Н.Рерих 23 октября 1904 года,
умер 30 января 1993 года).
Мы живем в сложное время. Время, когда мир сотрясается от безумия саморазрушения, когда Земля страдает в необычном напряжении, а кризисы и катаклизмы сотрясают планету.
Так в грозные дни Армагеддона, во время битвы между Силами Света и тьмы, между Красотой Беспредельности и безобразием хаоса, во время существенной переоценки всех ценностей – необходимо говорить о Красоте как о спасительном начале!
Кто сказал, что дышать Красотою смешно?
Кто поверг Землю в ужас и мрак?!
Красота – это Счастья глоток,
Без неё не прожить нам никак.
Красота – это Истины Свет
И родник с драгоценным питьём.
Красота – это соль наша, хлеб.
Только с ней мы живём и растём.
Сложное время. Прекрасное время! «… Если бы люди знали, что они живут только незначительное число лет в сравнении с Вечностью, и если бы эту стадию они не считали ограниченной космическим указанием, то развернулась бы перед ними вся красотакосмической эволюции…» (Беспредельность ч.1, 110) говорит Агни Йога.
Мы входим в Новый Мир – мир, заповедью которого будет всеобъемлющая гармония и духовная красота. Именно Красота нам дана «как Знамя ведущее, как основа строительства Нового Мира», и утверждая Красоту – мы выполняем Волю Высшую!
Агни Йога говорит: «У врат Нового Мира толпы, но не знают Врат. Но легки ступени духа, и единым желанием становятся на место вещи мира. Несущие желание красоты — Благо вам» (Зов, Июнь 2, 1922 г. ).
Служение Красоте во все века было лучшим путем приближения к Свету. В Учении Живой Этики оно названо Великим.
Однажды Готаму Будду спросил его верный последователь — "Учитель, разве не половина всей нашей жизни состоит из дружбы с прекрасным, связи с прекрасным, общения с прекрасным?" И Будда ответил: "Не говори так, Ананда, не говори так, ибо не половина нашей жизни, а вся наша жизнь должна быть посвящена этому великому служению"...
И таким Великим Служителем Красоты, принесшим на землю ее истинное понятие, был наш современник - Святослав Николаевич Рерих. Великий сын великого отца, гражданин Индии и патриот России, великий художник и мыслитель, философ и учёный - он всей своей жизнью и творчеством утверждал бессменные ценности красоты.
Всю свою жизнь он посвятил поиску Красоты и дарованию ее людям. Его девизом был призыв: «Будем всегда стремиться к Прекрасному». И это прекрасное он нес через искусство, мысль, слово и действие. Потому что мало дать, надо, чтобы дар был принят. Те, кто его приняли, идут по пути жизни уже не ощупью, в полной тьме, но путь их освещён лучом понимания, который помогает не свернуть в сторону и не сорваться в пропасть.
Что же такое то Прекрасное, та Красота, которую всю свою жизнь исповедовал и призывал исповедовать Святослав Рерих?
«Красота» - слово, близкое древнерусскому крес, что значит «огонь» - от кресати – «высекать огонь».
Её, красоту, можно понимать и однозначно, по-житейски, и широко и глубинно, и космически. Обратимся к Учению Живой Этики, к Учению Жизни и о Жизни. «Истина в Красоте. Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению Красотою». Беспредельность 178.
Жизнь дышит Красотой,
Мир соткан совершенством,
В нем радость и Любовь,
И Высшее блаженство.
В нем дивные цветы
И подвиг озаренья,
Исканий Красота -
Сердец преображенье.
Мир дышит Красотой,
Коснись дыханья только.
И сердце зазвучит
Струной созвучной, тонкой.
И Красота тебе
Подарит крылья счастья,
Что пронесут твой дух
Сквозь бури и ненастья.
Вспомним, как щедро одарил нас Святослав Николаевич Рерих на двух планах бытия: в сферах зримой и незримой красоты. Он гармонично сочетал в себе две гениальности: дар художника и дар мыслителя. Каковы же истоки этого чудесного дара? Где почерпал он силу и убедительность для своих творений? В чем находил он источники для вдохновений?
Об этом сегодня мы и хотим поговорить. Обратимся к началу.
Святослав Николаевич родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. Реализация и раскрытие всех возможностей этого удивительного человека произошли благодаря высоким принципам мудрости и знания, которыми жили его Родители. «Мои отец и мать, профессор Николай Рерих и госпожа Елена Рерих, были моими неизменными проводниками, благодаря которым я познал великие ценности жизни…
Их сотрудничество было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения. Вся их жизнь была примером неустанной работы, неустанного претворения своей творческой энергии. Все их действия и поступки были продиктованы высшим смыслом. В них не было ничего случайного. Всё наполнено красотой и величием...» - напишет о родителях их младший сын.
Все детство Юрия и Святослава было освещено кипучей, многогранной, неутомимой деятельностью отца и мудрым руководством матери. Наш дом (вспоминал Святослав Николаевич) был полон замечательных книг и коллекций, картин и прекрасной музыки.
Я был окружен искусством с самого раннего детства. Оно было для меня тем чудесным миром вдохновения, который являлся источником непрерывного расширения сознания и опыта.
С раннего возраста младший из Рерихов проявлял неподдельный интерес к познанию окружающего мира. Елена Ивановна писала находившемуся в отъезде мужу: «…любовь Светика ко всему живому простирается и на дождевых червей, улиток и прочих насекомых. Набрал этой живности целую массу, все ведерки и банки заняты этой коллекцией, и не позволяет никому ее выбрасывать…».
Именно из природы черпал свои первые вдохновляющие образы Святослав Николаевич. На протяжении всей своей жизни он пронесет эту любовь к природе. О природе он писал:
- «У меня всегда были постоянные контакты с Ее изумительным, захватывающим дыхание миром, который проявляется в тысячах образов первозданной Красоты - будь то замечательные кристаллы минералов или сверкающие крылья бабочек, оперение птиц или великолепные цветы и растения. Я всегда немел от неописуемой красоты всего этого разнообразия беспредельной мудрости жизни…».
Многими годами позже в Индии, в Институте гималайских исследований С.Н. Рерих будет руководить отделением, занимавшимся изучением лекарственных растений, флоры и фауны. А в начале 1949 г. на юге Индии, в Бангалоре, им будет создана крупнейшая в мире плантация эфироносов, которая насчитывала более 12 тысяч деревьев.
С природой нужно сжиться (напишет СН), чтобы навсегда впитать в себя ее ритмы, войти в круговорот ее чудесных превращений, познать глубину ее таинств и сродниться с нею. Нужно почувствовать ее гармонию, найти в ней свое место, свое, завоеванное в трудах право – отражать в человеческом «я» великий смысл необъятного Бытия.
И в унисон сказанному вторит Агни Йога: «Изучить все выделения природы и осознать их красоту — значит дать людям крылья. ...Крылья вознесут к Свету». Зов, Июнь 3, 1922 г.
Все в природе сказочно красиво,
Каждая былинка и росток
И живет в них удивительная сила,
Что дыхание и жизнь дает.
Присмотрись внимательней, подумай,
Как продуман, как устроен мир,
Все в нем правильно и все разумно,
Кто такое чудо сотворил?
Отчего все так закономерно?
И зима сменяется весной,
Красками пестреет лето,
Осень погружается в покой.
Значит та, неведомая сила
Управляет Космосом, Землей,
Вся Вселенная – неотразима,
И Она наш общий дом большой!
«Моя Матушка, как ласково называли ее сыновья, была замечательной женщиной, женой, матерью. Она очень мудро с самого начала руководила нашей с братом жизнью и следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась нас убедить в чем-то, но всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно».
Всю свою жизнь Елена Ивановна в своих письмах с нежностью и любовью напутствовала сына:
«Птенчик мой любимый, чувствуешь ли ты, как мама любит тебя и думает о тебе, – иди хорошей, указанной дорогой, прислушивайся к сердцу своему и не поддавайся лести, которая будет окружать тебя...».
«Неудачи! У кого их нет?! Первая неудача у сильного человека обращается на следующей ступени в верную победу. Сумей и ты духом взойти на эту ступень!
Лучшая реклама – качество работы.
Помни о честности во всём: в чувствах, мыслях и поступках. Будь прост всегда и во всём, этим завоюешь себе независимость и истинное уважение.
Сумей стать полезным и незаменимым сотрудником.
Мальчик мой! Ты должен остро чувствовать высокую радость возможности принести и возлить свою чашу на утоление жажды красоты и боли человечества. Дай мне возможность гордиться тобою во всех отношениях!».
Но, не смотря на разнообразие интересов и склонностей ребенка, самым важным и существенным для Святослава уже с детских лет были занятия живописью. «Истоки моего искусства (писал Святослав Николаевич) неразделимо связаны с искусством Николая Константиновича. Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за все то, что он нам дал. Он являлся для меня воплощением слова и дела… С раннего детства он открыл для меня мир живописи. Картины отца развернули панораму Древней Руси, зажгли яркими красками таинственные лики святых.
Сама жизнь отца была примером неустанного труда. Всегда приносивший пользу людям и всегда думавший о благоденствии окружавших его людей, он, как личность, являл собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением. Его кипучая деятельность, в которой он проводил все свои дни, его разнообразные интересы и то, как он работал над своими картинами – все это вызывало у меня желание творить и подражать».
С раннего детства в семье детям прививалось духовное воспитание и любовь к Высшему. Николай Константинович был одним из первых русских художников, обративших внимание общественности на ценность древнерусской иконописи. Родители сами любили расчищать из потемок красок старинные иконы и картины, и это вызволение духовных ценностей отмечалось в семье как большой праздник.
На всю жизнь в сердце Святослава Николаевича сохранится трогательный случай, который он пережил 14-летним мальчиком. Это было богослужение памяти двух великих русских святых.
«В подземном склепе, вокруг гранитного саркофага, в торжественных одеяниях, стояли отрешившиеся от мира старцы-отшельники, что вышли в этот день из мест своего уединения. Их лица были суровы и неподвижны, а худые пальцы держали длинные восковые свечи. Что может быть значительнее, чем то состояние, когда находишься среди святых и можешь присоединиться к их молитве во время богослужения! Это воспоминание никогда не забывается, не тускнеет и вечно излучает на меня свою благодать. Когда незабвенное переживание вспоминается с особенной радостью и благоговением, его можно назвать вдохновением».
Позже Елена Ивановна напишет: «...Оба мои сына глубоко религиозны и носят в духе свою Церковь. Так, Светик постоянно читает книги ''Добротолюбия'', Евангелие и все прочие Религии и Учения, находя во всех Единый Великий Источник Любви, проявленной во всей Красоте в Великих Носителях Света!»
Свет родительской любви сопровождал Святослава Николаевича не только в годы детства, но и всю последующую жизнь, полную любви и самоотречения.
Вера в человека, уважение и бережное отношение к его достоинству – вот с чем имел дело Святослав Николаевич в своей семье. Любовь к отцу и матери он свято пронес через всю свою жизнь, оставив нам их замечательные портреты.
«Мой отец и моя мать были людьми, которые понимали высокие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования. Мне выпало редкое счастье видеть в них живой пример. Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения, великим источником счастья».
Среднее образование Святослав Николаевич получил в частной гимназии Карла Ивановича Мая, той самой, где прежде учился его отец. Затем, он окончил подготовительную к университету школу в Лондоне и продолжил свое образование в Колумбийском и Гарвардском университетах по специальности – архитектура.
Художественный талант его развивался в творческом труде над постановками балета, в создании эскизов театральных постановок, в занятиях графикой и книжной иллюстрацией. Он успешно участвует в художественных выставках. Самостоятельно и глубоко изучает искусство старых мастеров Европы и Америки и пишет вдохновеннейшие статьи о волшебной силе искусства.
«В искусстве и красоте (писал СН в одной из статей), заключена некая скрытая сила целительного воздействия законченных сочетаний, гармонии, вдохновения и мыслей великих мастеров».
Свыше четырех столетий назад Микеланджело произнес:
"Истинное искусство становится благородным и правдивым с помощью создающего его ума. Единственное, что делает человека духовным и чистым, это стремление создать нечто совершенное и значительное для Бога, а так как Бог — это само совершенство, значит всякий, кто стремится создать что-то совершенное - стремится к Богу...".
Великий немецкий ученый и философ Лейбниц, наблюдая, как работает Рембрандт писал: «Рембрандт верит в волшебную силу своего взволнованного глаза, в волшебство своего призвания, в волшебную силу слова. Он считает, что если во время работы радостно на душе, то и картина будет излучать радость…
Рембрандт доподлинно знал — если хочешь обратиться к людям посредством своего произведения искусства, если хочешь донести свои сокровенные мысли и чувства, то ты сам, художник, должен полностью проникнуться духом своего творения».
«Работы гениев, (подытожил сказанное много веков назад Святослав Николаевич), являются кристаллизацией мыслей и эмоций художника, его переживаний и волнений. Невыразимая аура истекает из великих произведений. В них мы ценим равновесие и гармонию, так как отзываемся на естественный эволюционный поток, способный повлиять на нас через весть Красоты».
Уже в 19 лет Святослав Николаевич Рерих становится директором Международного Центра Искусства «Corona Mundi» в Нью-Йорке. Организует выставки прогрессивных художников, читает лекции. Юноша активен, полон сил и энтузиазма. Об этом периоде своей жизни Святослав Николаевич говорил:
«Моё искусство всегда развивалось во многих странах и несло на себе следы многих стилей, многих стран, народов, исканий…
Я работал в Париже, Италии, путешествовал по всей Европе. Затем был в Америке, учился на архитектора, но, никогда не забывал своего основного призвания – живописи».
И подлинный успех этого периода жизни приходит к молодому художнику после Филадельфийской выставки 1925 года. Там представленные работы художника получают высокую оценку – первую премию и медаль. Его картины приобретаются многими музеями мира.
Он входит в состав многих культурных и научных организаций в Америке и Европе, подготавливает общественное мнение к принятию Пакта Н.К.Рериха по защите культурных ценностей и Знамени Мира. И непрестанно трудясь и совершенствуясь на поприщах науки и искусства, молодой человек готовился к тому, чтобы совместно с родителями нести в мир Великие Знания и Культуру.
Елена Ивановна, зная творческие достижения сына, писала:
«Помни, как дорог нам твой талант... Около тебя же всё должно быть достойно и красиво. Я мечтаю, чтобы ты стал воплощением истинной красоты – красоты суровой, мужественной, лишённой пошлой роскоши...
Знаю, голос мудрости живёт в тебе.
Удача в твоих руках, возможности твои огромны, и всё будет дано окрепнувшему духу, осознавшему смысл своего бытия...».
И вторит сказанному УЖЭ: Сознание и понимание мира напрягается рычагом духа. Каждый дух творит свой мир и от качества сознания зависит красота или уродство созданного им мира….Беспредельность ч.2, 719.
…Примкнувшие к Источнику Света, должны понять, что горение духа есть красота и щит в служении Благу...Мир Огненный ч.3, 261
В 1923 году младший сын семьи Рерихов впервые пребывает в Индию в составе экспедиции отца. Эту древнюю страну, с ее красотой и утонченностью, он сразу же воспринимает как нечто родное и близкое его сердцу. Позже, большую часть своей жизни он проживет в Индии, и она станет для него второй Родиной.
Он писал: «Я долго жил в Индии, много путешествовал и знаю эту красочную страну, - которая блистает, как замечательный многогранник, драгоценный камень.
Именно в этой стране лежат какие-то основы, какие-то глубокие корни жизни, уводящие нас сквозь тысячелетия в далекое прошлое».
Индия… Именно, ее красота и колорит природы, ее философия и искусство, утонченность и магнетизм вдохновляли творчество Святослава Николаевича.
В чем же тайна ее великой притягательности?
Она заключена в непрерывности культурной традиции, которая сохранялась веками, тысячелетиями и красиво и ярко продемонстрировала человечеству эволюционную суть культуры и Красоты.
Вступая в энергоинформационный обмен с Индией, каждый, ступивший на ее землю, получает от нее бесценные сокровища к решению проблем совершенствования человека, мудрую практику развития духа и, наконец, космический взгляд на эволюцию человечества.
Об этой удивительной стране Святослав Рерих писал: «Есть нечто общее, связующее всё искусство Индии воедино - это единство и глубина её мышления. Мысль Индии всё в себя включает и является совершенно-исключительным феноменом: она родилась на протяжении столетий, тысячелетий. И я считаю, что из этого кладезя мудрости мы в будущем будем черпать ключ счастья».
Сердцем Индии являются Гималаи.
Гималаи Святослава Рериха – поражающе красивы, наполнены особым светом. Нет таких слов, чтобы описать чувство восторга и радости при виде восхитительных золотых массивов, возвышающихся в небеса как символ нашего устремления в Беспредельность.
«В этих горах по многим местам пылает огонь (писал Святослав Николаевич). Уже многие годы я близко знаю эти величественные горы. Мои первые впечатления и образы, навеянные их несравненной красотой и величием, с годами становились еще более живыми и яркими. Постепенно, их внешний облик и сокровенная суть обретали новый смысл, сливались воедино с той силой, которая заключена в необычайном многозвучии Гималаев - этого Великого Храма Природы, предназначенного для подлинных искателей Истины».
И сколько тайн еще скрыто в могущественных складках этих гор?
Великие Риши устремлялись к ним в своих священных поисках.
В продуваемых ветром долинах и ущельях, гуру Черака собирал свои целебные травы.
Святой Миларепа слушал на их склонах эхо природы и голоса свыше.
Свои лучшие вдохновенья в поисках спасения человечества обретали под сенью этой величественной горной страны Великий Гаутама Будда и Иисус Христос, и несли свои знания нам, мятущемуся человечеству, находящемуся в тисках невежества и эгоизма.
Могущественные Учения и Доктрины зародились под вознесенными ввысь пиками Гималаев.
Химават - Прекрасный, ты дал нам величайшие сокровища и навечно останешься стражем Великой Тайны — Священного Союза Неба и Земли.
Текут века. Проходят дни,
А ты стоишь как страж бессменный,
В себе одной соединив
Земную твердь и мир надземный.
Молчишь. И тишина – твой друг –
Вокруг тебя круги замкнула;
И тайной веет все вокруг,
И в тайне сердце потонуло.
Пылают звезды. И лучи
Вокруг тебя плетут узоры.
К тебе устремлены в ночи
Искания, сердца и взоры.
Готовая всегда на бой
За Истину, за Нераздельность,
Стоишь как страж.
А за тобой стоит твердыней Беспредельность!
Н.Спирина
Природа нашей планеты изумительно раскрыта в пейзажах Святослава Николаевича.
Френсис Грант в статье, посвященной творчеству Святослава Николаевича писала: «Его палитра кажется наполненной воздухом и светом. Тела и предметы будто утратили свое земное качество и парят перед нами, как в театрализованной мистерии».
Здесь нет преобладающего звучания цвета, мы же любуемся всем спектром звучания радуги. Лучи солнца прорезают это цветовое вещество, прокладывая в нем свои пути, разделяясь на гамму цветов, давая массу ликов, рефлексов, отражений.
В книге: «Искусство и Жизнь» Святослав Рерих написал: «Стремление к прекрасному – это стремление к совершенству. Поиски прекрасного в жизни будут вести нас к более глубокому её пониманию. Течение эволюции постоянно выявляет новые типы красоты».
И вторит сказанному учение Живой Этики:«…надо мыслить о Красоте. В Красоте явится Беспредельность. В Красоте озарятся учения Искателей духа. В Красоте не убоимся явить правду свободы. В Красоте зажжем сияние каждой капли воды. В Красоте материю претворим в радугу» Озарение, 3-V-1.
Но к восприятию Прекрасного нужно себя воспитывать, чтобы быть в состоянии приобщиться к нему. «Нужно сначала привыкать к утончению своих чувств, чтобы насытить дух необходимыми влечениями к Миру Красоты». И начинать можно с тех простых средств, которые у нас под рукой. «Когда вы радуетесь цветам (говорит Агни Йога), когда углубляетесь мыслью в их чудесное строение, создание малого зерна, когда цените свежий аромат - тогда уже Вы прикасаетесь к Тонкому Миру. Можно в цветах земных, в оперении птиц и в чудесах неба найти радость ту самую, которая готовит к вратам Огненного Мира. Главное, не будьте умершими для красоты» Мир Огненный ч.1, 638.
Нужно учиться счастью красоты. Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество.
Когда мы смотрим на картины художника, мы входим «в дом его духа», знакомимся с его миром, его страной, с людьми, которых он знал и любил или которых, путешествуя, встречал на своём пути.
В подвиге труда ищет и находит Рерих красоту жизни и красоту человека, открывая тайну его сердца и повествуя о возможностях, таящихся в глубинах естества каждого живущего. С какой любовью рисует художник людей и их портреты!
«Почему я так люблю портрет? – пишет Святослав Николаевич: Потому что я – люблю человека. Я всегда пытаюсь найти гармонию между внешней и внутренней его красотой и в моем искусстве я выдвинул человека на первый план.
Я искренне верю в реальность человеческих устремлений, в непреходящее человеческое достоинство, в значимость человеческой жизни».
Увидеть именно ту внутреннюю красоту и гармонию человека, его связь с миром Духа, наполняясь при этом радостью и поднимаясь над суетой обыденности – может только великий художник и внутренне совершенный Высочайший Дух, каким и был Святослав Николаевич.
Большое значение в своей жизни Святослав Николаевич Рерих придаёт фактору мысли. Он говорит: «Мы все, вся наша семья, верим в силу мысли.
Наша мысль - живая энергия, которая объединяет людей и становится важным стимулом духовных интересов и стремлений. Она строит всё и мы можем силой мысли переродить себя и переродить других.
… В каждом из нас горит огонь мысли. Каждый человек – костер познания. Не гасить его, а напротив, поддерживать надо».
Подтверждение этих слов мы находим в АЙ: «Из всех созидательных энергий самой высокой остается мысль» Агни Йога, 19.
«У чистых - всё чисто» — говорит Апостол Павел. Но к этому синтезу жизни еще нужно дойти и, утвердившись на нём, творить свое светлое будущее.
Святослав Николаевич писал:
Еще в 340 году до н.э. Платон сказал: «Только Красота - рождает высокие мысли, высокие мысли - совершенствуют человека и вызывают прекрасные действия, которые преобразуют человеческую жизнь».
Высокое назначение красоты и культуры в том, чтобы способствовать увеличению положительных чувств и поступков у человека.
«Поэтому важно культивировать хорошую, добрую мысль, этим мы поможем не только себе, но и другим. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о Красоте. Красивое мышление, так же как и прекрасное произведение искусства, излучает красоту на всех, кто с ней соприкасается» - писал Святослав Николаевич.
«Красота рождается молнией мысли. Когда говорю о красоте, прежде всего, имею в виду красоту мысли» Аум, 439. «Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине» Община, 27. – вторит АЙ.
И Святослав Николаевич всем своим обликом, всем своим трудом и творчеством несёт нам не только красоту мысли, слова и действия - но и пробуждает наше стремление к ней, к Красоте.
Как философа, Святослава Николаевича Рериха интересовала тема становления совершенного человека. Руководствуясь Учением Живой Этики, он говорил об основах жизни: «Когда человек стремится к прекрасному, к совершенствованию — это его поднимает, возвышает, выводит на новую ступень эволюции. Но это стремление должно быть осознанно. Нет иных путей преобразить жизнь - кроме желания сделать каждый день лучше прежнего! И молитва есть стремление к Прекрасному.
Ведь внутренняя молитва сердца — это предстояние перед вечностью, молитва как бы устремляет нас ко всему Высшему, связывает нас с эволюцией. Но важно, чтобы молитвенное состояние воплощалось в жизни, я бы сказал, что нужно молиться всей жизнью, действиями и поступками».
Молитва есть осознание вечности. В молитве заключены: любовь, дерзание, отвага, самоотверженность, неуклонность, устремление, красота». (Озарение, 3-IV-1).
«Труд, молитва, красота — все грани величия кристалла Бытия». (АУМ 322) – сказано в АЙ.
«Наша жизнь (писал Святослав Николаевич) — это служение и надо научиться выбрать из нее то, что поможет нам эволюционно продвинуться. Внутреннее стремление и является той великой внутренней силой, которая изменит нас и нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта.
Для этого надо переродиться в духе, обновиться – это и ускорит процесс нашей эволюции».
И подтверждает его слова Агни Йоги: Устремление духа напрягает мужество, насыщая человека энергией огня. Сила воли предоставляет человеку самую устремленную, стройную ступень к красоте. Только при строительстве духа утверждается форма красоты. …Все космические веления соответствуют красоте. Так путь к Беспредельности зовет к Красоте! Беспредельность ч.2, 586
Красотанаучит устремлению. Община, 180
Красота устремлений –
Света звездные искры.
Среди бурь и гонений –
Полет чистых мыслей.
Сердца путь сквозь пустыню,
Где жажда познаний,
Поиск истины Высшей
И духа дерзаний.
Вспышка яркого света,
Луч, что тьму рассекает,
Мир, где Высшею Волей
Сердце пылает.
Самым важным этапом своей жизни СН считал необходимость донести человечеству реальную красоту и близость неведомых нам иных миров.
Об этом периоде жизни он писал: «В настоящее время я работаю над серией картин, включающей в себя полотна, которые считаю самыми важными из всего того, что до сих пор сделал. Эти произведения не только с непривычными для слуха названиями: «Ангел вновь вострубит», «Тонкий мир», «Отблески мира иного», но и с удивительными образами непостижимого мира».
На этих полотнах зазвучали божественные струны дальних миров: яркие, светящиеся краски; странные, как будто земные и неземные формы. Причудливые облака, деревня и в то же время не деревня, река, идущая сквозь горы и в то же время освещающая их изнутри.
Эти полотна Святослава Рериха передают нам удивительную гармонию этих миров и повествуют о их реальности и доступности.
Они подтверждают то, что сам человек, неся в себе миры более высоких измерений, является мостом, соединяющим дальние миры с нашим плотным.
Как маяк, распространяющий свет вечных непреходящих ценностей, СН стирает границы между мирами и создает единый прекрасный образ гармонии и Красоты. Когда мы вглядываемся в эти картины, то подвоздействием света, который они излучают – наши сердца и окружающий нас мир загорается живительными красками. Свет рассеивает тьму, заполняя собой человеческие души.
Учение Живой Этики, данное Великими Духовными Учителями, было величайшим вдохновением Святослава Николаевича. «Оно дало мне, — говорит великий художник, — единое мощное направление, которое осталось на всю жизнь. Ведь поверх всех пожарищ и раздора, поверх всех разрушений и насилия - лежит вечное понятие ДУХА, очищающего своей Божественной Красотой весь мир.
«Что есть Красота? Скажет в одном из выступлений С.Н. – только большее совершенство, и это заложено в каждом из нас.
Это стремление стать лучше, чище и будет строить светлую и радостную жизнь, строить Будущее.
Я верю, что торжество мира придет на Землю и наступит новый век».
Мир Новый грядет,
Стучится в каждое сердце,
Откройте, примите
Высший, сияющий Свет.
Красотой, как чудесным бальзамом
Сердца исцелите.
И Светом тем,
Каждый будет согрет.
Помыслом, сердцем, дыханьем
Свет принесите,
Пусть устремленье и радость
На крыльях Любви вознесут,
В битве с хаосом, тьмой,
Духа Меч вознесите.
Слышите!
Высшие Братья на Подвиг зовут!
Велика Красота духового пути, пути Служения! Она входит в наше сознание не громкими проповедями, а повседневным трудом на Общее Благо, стремлениям к Высшему и неутомимым горением сердца - свет которого согреет окружающих. Огромна сила красоты такого жизненного пути! Такая Красота способна преобразить всю нашу жизнь и указать Высокий Путь Служения.
Великие духовные Учителя, Светочи Мира, являли всем своим обликом захватывающую дух Красоту. Изучая воспоминания о Них, мы начинаем понимать не только «что такое хорошо и что такое плохо», но также «что есть красиво и что - нет». И красота, как магнит, притягивает к себе. Мы знаем, как тянутся люди к великим подвижникам, к их чистой духовной красоте. И мы начинаем, хоть в малой мере, стараться вносить в наш быт культуру поведения, которая тоже есть красота. И тогда улучшается атмосфера вокруг нас, и нам и ближним нашим становится легче дышать. Потому что красота - есть озон души, прана сердца. Прану гор и лесов мы знаем; теперь, в следующем витке спирали, мы подходим к пране духовной, без которой никакая природная прана полностью не поможет. Потому так жизненно важен сегодня завет Святослава Николаевича: «Будем всегда стремиться к Прекрасному»…
«Мы должны искать красоту во всём (говорит СН). Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасёт мир; это желание создать что-то более прекрасное: прекрасную жизнь, прекрасные отношения, мысли, действия. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте». «Вся жизнь стремится к Красоте, то есть к Эволюции».
И в унисон сказанному Святославом Николаевич вторит Учение Живой Этики: «Через красоту подойдёте. Поймите и запомните. Вам Поручил сказать — Красота!…И в бою, и в победе Я сказал – Красота. В ней путь ваш. И ею встречу тех, кто дойдет до Меня. А они уже идут!»
Программу подготовили
Н.Мягкова
В.Новикова
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА" При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна |
||
www.madra.dp.ua | Гостевая книга | |
Статистика посещаемости | Наш адрес | |
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron! |