Аутогенная Медитативная Психотерапия (АМП)
(глава из книги "Ступеньки к Здоровью, Счастью и Гармонии".)
Во все века два вопроса волновали философов, мудрецов, целителей — поиск смысла жизни, а также духовное и физическое совершенствование. Для этого создавались различные лекарства, эликсиры жизни, системы тренинга, питания.
Если мы внимательно исследуем древнейшие методы лечения, которые просуществовали века без изменений, например, иглоукалывание, восточные гимнастики, то увидим интересную закономерность; в этих системах неизменно присутствует понятие энергии. И сущность здоровья или болезни — это состояние энергетической системы организма.
Поиски образа жизни, позволяющего не только сохранить здоровье, но и обрести цель жизни, неизменно приводят нас к древнейшему методу самоисцеления, самоисследования — медитации. На ее основе и была создана Аутогенная Медитативная Психотерапия (АМП), включившая в себя многовековую мудрость Востока и достижения психотерапии и психологии Запада.
Вопрос духовного здоровья, поиска смысла жизни так же актуален сегодня, как и много веков назад. Доктор В.Франкл в своей книге "Человек в поисках смысла" приводит данные опроса студентов в 360 университетах. Главный интерес у 73,7 процентов опрошенных выражается в цели "прийти к мировоззрению, которое сделало бы жизнь осмысленной".
Но темп нашей жизни, особенно в больших городах, часто не дает человеку возможности познать себя и свое место на планете. И бывает только тяжелая болезнь либо потеря близкого человека заставляют нас "остановиться", задуматься, и попытаться найти себя в суете городов, людей. Что может человеку помочь заглянуть внутрь себя, своей души?
Профессор Ларс-Эрик Унесталь, психолог с мировым именем из Швеции, в своей интересной книге: "Да, ты можешь!"**(Санкт-Петербург,1995г.) пишет, что тот счастливый человек, кому удалось самостоятельно найти одну из форм медитации, так популярной сегодня в мире.
Кроме того, специалистам сегодня известно, что во многих методах современной психотерапии, в той или иной форме, присутствуют элементы медитации.
Выход книги "Психотерапия и духовные практики"* * (Подход Запада и Востока к лечебному процессу, пер. с английского, Минск, 1998г.) подтверждает интерес врачей не только к восточным духовным практикам, но и к исследованию границ сознательного и бессознательного, души и духа.
Изучая литературу по медитации, узнаешь, как она меняет жизнь к лучшему у многих людей, и она часто является той единственной возможностью, которая позволяет заглянуть внутрь себя и узнать истинную причину заболевания. Ясно, что устранив причину, человек обязательно приходит к Здоровью и Счастью.
Медитация на протяжении многих веков и даже тысячелетий является духовным магнитом, притягивающим людей. На лекциях, семинарах, занятиях мы часто слышим вопрос: "Может ли медитация помочь познать себя, заглянуть внутрь своего подсознания, найти основание жизни?"
В Бхагават Гите в двенадцатой беседе Кришна говорит, что "Мудрость лучше постоянного упражнения; медитация лучше мудрости".
Также мы видим многовековой опыт буддистских Мастеров и Адептов, использовавших медитацию для достижения высоких аспектов восприятия мира с позиций любви и гармонии.
"Meditation" — в переводе с английского означает размышление, созерцание. На санскрите медитация называется дхьяна, по-тибетски — самтен, по-китайски — чань, по-японски — дзэн.
Что означает тибетское слово самтен? Сам — мыслящий ум, тэн — успокаивать или приводить в устойчивое положение; тэн ещё означает "надежный" или "стабильный".
Цель настоящего исследования — это дать возможность людям прикоснуться к знаниям, могущим преобразить жизнь и наполнить ее здоровьем и смыслом, тем более тысячи больных своим физическим и душевным выздоровлением подтвердили жизненность данного направления лечения. Исследовав медитацию на себе и также видя изумительные результаты лечения, думаю, мы имеем моральное право изучать данный метод не с позиции стороннего наблюдателя.
Мы не говорим, что это легкий путь, но то, что безопасный, эффективный и ведет к успеху при правильном применении, в этом нас убеждает накопленный опыт лечения физических и душевных расстройств, особенно "трудных" больных, от которых отказалась официальная медицина.
На наш взгляд, наиболее правильно подразделять медитацию на: а) концентрацию; б) медитацию низшую и высшую. Если мы соотнесем нашу методику с уровнями медитативного опыта, то она очень близка именно первой ступеньке медитации — концентрации, о которой Е.И.Рерих в своих письмах писала: "Все, что способствует концентрации мышления, очень полезно, и следует всячески поощрять к четкости и кристаллизации мысли... Последовательность в мыслях и действиях так необходима для расширения сознания!" (П.,26.04.34).
Мы уверены, что те, кто сегодня директивно возражают против любой медитации, пока просто не поняли ее истинной сути.
Давайте вместе попробуем разобраться. Наступило время, когда медитация, избавившись от различных догматических наслоений, может быть воспринята научно и занять достойное место среди систем, позволяющих человеку быть здоровым и познать себя и окружающий мир.
"Так Мы желаем, чтобы врачи и ученые Запада отнеслись справедливо к Нашему сотрудничеству. Нужно понять, что пришло время очистить факты от последствий шелухи. Пора признаться, что многие суеверия еще произрастают на огородах обособленности. Так к суеверию будет принадлежать осуждение всего, что не мое. Освобожденность мышления будет именно украшением истинного знания". (М.О.,I,132).
Во-первых, мы должны понять, что медитация - это не просто методика, а прежде всего образ жизни. Это не просто концентрация нашего сознания, не слепой технический прием, в результате которого человек достигает просветления, благодати, нирваны и т.д., а возможность перейти на другой, более высокий уровень сознания, раскрыть сердце, дать возможность для "работы" психической энергии. Это переход организма в режим гармоничных взаимоотношений с собой и окружающим миром.
Если мы будем принимать медитацию как технический прием, то она превращается в "интеллектуальное кувыркание" или, что еще хуже, в канал связи с астральным планом низких энергий. Поэтому основная ошибка, повторяемая некоторыми в прошлом и настоящем — это поиск "совершенных, модных" техник медитации. Мы видим либо слепое копирование различных систем, либо поиск "гуру", которые, к сожалению, порой мало понимают в медитации из-за того, что не восприняли ее как образ жизни, как осознание мира на основе Любви и Гармонии.
Во-вторых, необходимо принять в сознание совершенно новые понятия об энергетическом многоуровневом строении нашего организма. Хотя еще Святой Апостол Павел говорит в I послании Фессалоникийцам (гл.V,23) о существовании духа, души и тела.
В-третьих, надо вместить не только новые знания о нашем теле, но и как взаимодействуют энергетические планы, и прежде всего уровни нашего сознания.
Мы стоим на пороге эпохальных перемен в понятиях строения нашей психики и уже сегодня наметились пути понимания действия различных планов нашего сознания, что дает возможность сознательного подхода к работе над собой. Сегодня уже становится ясным, что ум и сознание — это два различных аспекта деятельности организма.
Архиепископ Лука (В.Ф.Войно-Ясенецкий*)*В.Ф.Войно-Ясенецкий — знаменитый советский хирург, автор книг "Очерки гнойной хирургии", "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов", по которым учились многие поколения советских врачей. За религиозную деятельность был репрессирован. в своей замечательной книге: "Дух, душа и тело" (М,1997г.) дает интереснейший анализ более сложного подхода к человеку.
И современные врачи констатируют, что "В принципе приходиться признать тот факт, что духовные и психические аспекты человека должны рассматриваться по отдельности. Они представляют сферы совершенно различные".* * (В.Франкл. Доктор и душа. С.Петербург,1997, стр.43).
Сейчас ученые уже говорят об альтернативном, измененном сознании, оперируя совершенно новыми терминами. Но если в основу многомерной деятельности нашего сознания заложим принцип энергетического понимания строения человека и Вселенной, то это даст возможность понять, как взаимодействуют планы мышления. Так мы в сознании человека можем выделить такие уровни: рефлекторный, астральный, ментальный и духовный. Рефлекторный уровень – это деятельность физического тела, астральный и ментальный — души, а духовный — Духа. Осуществляя любую деятельность, даже неосознанно, мы, в тоже время, слагаем энергетический аспект нашего бытия.
Нас, врачей, стоящих на позициях Учения Агни Йоги, при лечении интересует решение нескольких задач, необходимых для выздоровления пациентов. Во-первых, это достижение гармонии как внутри себя, так и во взаимоотношении с окружающим миром, во-вторых, развитие возможностей управления своим энергетическим потенциалом, в-третьих, достижение более высоких уровней сознания.
Исходя из того, что человек — открытая биоэнергетическая система находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия, можно понять, что в каждом из нас заложен механизм самосовершенствования в условиях изменяющейся среды. И если, несмотря на постоянные негативные воздействия (микроорганизмов, экологии, отравления организма алкоголем, курением) мы все-таки продолжаем существовать, то механизмы защиты должны быть очень надежными.
В недалеком будущем, при правильном подходе, представляется возможным, что человек сможет создать систему жизни, оздоровления (питание, дыхание, физические упражнения и медитация), позволяющие регулировать энергетические процессы в организме и как следствие, не только не болеть, но и жить в счастье и гармонии.
Зная, что имеются два основных источника получения энергии — окружающая среда и более высокие энергоинформационные планы Вселенной, потребуется понимание энергетических процессов происходящих во время медитации. Только так можно подойти к сознательному использованию знаний.
Многие наши трудности, болезни возникают из-за того, что ослаблена связь с Духом, т.е. с Высшими энергиями. Медитация дает возможность найти путь к Духу, как месту соединения энергий с Высшим миром, к истинному Знанию и Свету. Восстановив энергетическую связь мы избежим душевных и физических болезней. Ведь не зря в Живой Этике сказано: "Психическая энергия проникает во все ткани, устанавливая во всем организме равновесие... Потому все наросты, вплоть до рака, могут причисляться к отливу психической энергии. Духовное равновесие может помочь искоренить многие заболевания ". (М.О.III,416).
Давайте спросим себя, можем ли мы отбросить так легко многовековой опыт человечества в области медитации и попытаемся ответить на вопрос, почему же столь неоднозначна трактовка этого понятия?
Посмотрим, как Е.И. Рерих и Е.П. Блаватская высказываются о медитации:
"Истинно, жизнь наполнена чудесами, если подходить ко всему с открытым сердцем и с устремлением к красоте и самоусовершенствованию. И не путем всяких искусственных медитаций, концентраций и прочих механических приемов, но в подвиге жизни". (П.Е.И.Р., I,17.2.34).
"Настоящая концентрация и медитация, сознательная и осторожная, над своим низшим я в свете внутреннего божественного человека, превосходная вещь. Но "сидение по Йоге" при только весьма поверхностном и, часто, искаженном знании действительной практики, — почти неизменно губительно, так как десять шансов против одного, что ученик или разовьет в себе медиумистические силы или же напрасно потеряет время и разочаруется как в практике, так и в теории. Прежде чем прибегать к такому опасному эксперименту и пытаться обойтись без кропотливого анализа своего низшего я и его поведения в ежедневной жизни, или того, что в оккультной фразеологии называется "Регистрационным Журналом Каждодневной Жизни Чела", ему бы лучше следовало выучить, по меньшей мере, различие между двумя аспектами "Магии", Белой, или Божественной, и Черной, или Дьявольской, и убедиться в том, что "сидением по Йоге" без опыта, также как без руководителя, который мог бы указать ему на опасности, он не переступает ежедневно и ежечасно границ Божественной, чтобы впасть в Сатанинскую. Тем не менее, способ узнавать эту разницу очень легкий: нужно только помнить, что никакая полностью раскрытая Эзотерическая истина не будет отдана в публичную печать, в книгу или журнал". (Тайная доктрина, 3 том).
Если правильно оценить эти слова, то становится ясно, что речь идет о различных процессах, суть которых становится нам понятной, если вновь вспомним уровни приложения энергий к различным планам человека: физическому, астральному, ментальному, духовному; и каждый уровень энергий человека взаимодействует с соответствующим планом Космоса.
Зная об исцеляющем действии энергий духовного уровня скажем — все чудеса, связанные с феноменальными исцелениями — это и есть действие Высших, Божественных энергий, и тогда все сводится к тому, чтобы дать им возможность оказать благотворное влияние на нас. Так одна из задач медитации — научить человека работать с энергиями, накапливать психическую энергию и расходовать ее в соответствии с Космическими Законами, в том числе и для блага своего организма.
"Если бы и врач, и больной прежде всех физических воздействий, вспомнили одновременно об энергии сердца, то во многих случаях воздействие сразу могло быть полезно и целительно". (М.О.,I,53).
"Энергии присущи природе человека, значит, они должны действовать при естественных условиях существования. Так мы опять приходим к построению жизни". (М.О.,I, 490).
Подходя к медитации с научных позиций, мы должны понять, во-первых, что используем сознание для гармонизации энергетических составляющих человека, во-вторых, что "суетная" деятельность нашего ума препятствует прохождению высших энергий и гармонизации внутренней энергосистемы человека. Скорее всего, во время нашей мозговой деятельности выделяется энергия, которая может либо улучшать, либо препятствовать работе систем жизнеобеспечения организма. Почему это происходит?
Ученые из Екатеринбурга* *Старченко М.Г., Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И., Путина О.П.. (Арктур № 17) доказали возможность действия мысли не только на собственное сердце, но и на сердце другого человека. Так еще раз была подтверждена жизненность Учения Живая Этика. "Сердце не может занять свое назначение, когда вместо мысли блохи". (С., 22).
Успокоив свое тело и ум, мы даем возможность Высшим энергиям оказать на нас целебное влияние; и понятно, что обучение только расслаблению иногда достаточно для улучшения самочувствия пациентов. Недаром релаксация обязательно присутствует во всех восточных гимнастиках и во многих методах психотерапии.
"Каждая мысль рождает действие. Самая ничтожная мысль создает крохотное действие, потому мыслите широко, чтобы даже при утере все же оставался достаточный потенциал для существенного последствия. Пусть люди часто не умеют хорошо действовать, но, по крайней мере, они бы могли воспитывать в себе добрые широкие мысли". (Сердце, 127).
Для достижения физического расслабления и спокойствия ума, мы не должны привязываться ни к конечной цели, ни к результату, и об этом непременно находим указания в буддистских текстах. В тоже время нельзя отказываться от своего разума, а использовать его для достижения новых горизонтов своего сознания и познания мира.
На наш взгляд, лучше и понятнее для европейца выразил это Лама Анагарика Говинда: "Если мы действительно хотим доверять нашей сокровенной природе, а с ней и природе универсума, из которого мы произошли, мы не можем в тоже самое время сомневаться в том, что наша индивидуализация исполнена смысла, поскольку она является продуктом того самого предполагаемого изначального единства и полноты. Ни абсолютная однородность, ни абсолютная дифференциация не представляют собой идеи, исполненной смысла; и совершенство нельзя отождествлять ни с безличным брахманом, ни с ограниченным эгоцентричным сознанием отдельно существующей личности. Скорее оно находится посередине между двумя этими крайностями, там, где индивидуум становится живым фокусом универсального сознания". **Лама А.Говинда. " Творческая медитация и многомерное сознание " М.,1993
В отличие от существующих психотехник (гипноз, внушение, кодирование и др.), при использовании АМП, основное требование — пациент должен стать активным действующим лицом в борьбе за свое здоровье.
Одним из важных факторов успеха является полная добровольность и желание познать себя. Начиная обучаться Гармонии, люди обретают радость, начинают отступать болезни. В этом проявляется один из важнейших моментов медитации, — после нее человек должен испытывать хорошее настроение, радость, спокойствие. Постоянно мы слышим в наших группах: "ко мне вернулась радость жизни; я увидела, как восходит солнце, цветут цветы".
Мы уверены, что медитативное состояние сознания естественно для нас. Так музыкант, творящий музыку, поэт, пишущий стихи, бабушка, с любовью готовящая ужин, спортсмен, бегущий кросс — все они находятся в особом состоянии сознания, которое можно назвать медитативным или созерцательным. То есть тот, кто с вдохновением, с любовью выполняет свою работу, находится под влиянием Высших творческих энергий. Недаром Лама А.Говинда пишет:"Истинная медитация — это медитация любящего".
Мы также должны знать различия между коллективной и групповой медитацией. Для этого необходимо уточнить, что же собой представляет коллективная медитация?
Коллектив — это общность людей, выполняющих определенную работу. Под коллективной медитацией следует понимать, что в состоянии измененного расширенного сознания люди вместе пытаются решить одну задачу, направленную на изменение внешнего мира (например, очищение пространства и т.д.). Но из-за того, что, во-первых, уровень вибраций каждого человека различен, во-вторых, посылки могут идти вразрез Закона Свободной Воли, в-третьих, из-за энергетической загрязненности городов, могут возникать негативные непредсказуемые последствия таких действий.
Не об этом ли написано:
"Считаю опасными школы сосредоточения в убийственной атмосфере; люди упорствуют в избранных ими желаниях, но ток часто слаб, и образ рождается только мозгом". (Зов, 1922, январь 25).
При групповом лечебном занятии самое главное то, что каждый работает над собой самостоятельно, хотя и под руководством врача, но именно над собой. Конечно, в лечебном сеансе несомненно есть взаимные энергетические влияния, но их всегда можно проконтролировать, поэтому они не представляют существенных трудностей и не имеют решающего значения.
Сегодня понятно, что ввиду энергетической загрязненности городов, более идеальные условия для лечения — вне мега полисов, и это одна из решающих причин почему наша клиника расположена за городом.
Неоднократно об этом говорится и в Агни Йоге:
"Нужно вспомнить из древности, что больные уходили в одиночество и общались лишь с природой. При этом люди уходили не только в случае заразных болезней, но и когда организм требовал обновления". (Надз.,340).
"Много указаний дано, чтобы люди селились вне городов, но все советы пренебрегались, и люди самоотравлялись в своих Вавилонах". (Надз.,524).
Конечно, самостоятельно используя АМП в городе, пациенты должны понимать, что эффективность ее будет ниже, но даже в таких условиях при регулярности, устремленности, она несомненно принесет пользу занимающимся.
Главное, открывая новые горизонты познания, мы уверены и надеемся, что пациенты получат духовное и физическое исцеление, практикуя наш метод.
Существует такая притча.
Бог создает человека, Он трудится, вытирая пот, вылепливая его из глины.
Подходит Ангел и говорит:
- Ох, и намучаешься Ты с ним!
Бог отвечает:
- Нет, не намучаюсь. Я даю человеку две программы — пока он не поумнеет, у него все время внутри будет звучать: "Что делать?"
Ангел задумался, а потом спрашивает:
- А когда поумнеет?
- Тогда человек перед тем, как надо выполнить любую работу, будет себе всегда задавать вопрос: "Зачем?"
Думается, что в этой притче заложен смысл, что любая человеческая деятельность должна быть осмысленной. Так и медитация не должна быть бездумной. Нужна сознательная работа нашего разума. Обязательно перед началом медитации необходимо четко осознать цель и задачи данного духовного занятия. До начала занятий постарайтесь внутри принять ответственность за свое выздоровление.
Перед медитацией не рекомендуется есть хотя бы шесть часов. Например, йоги для достижения высоких медитаций три дня проводят за городом в посте и молитве.
Опыт применения АМП показал, что успешнее она осваивается с закрытыми глазами.
Помните, что тибетское изречение гласит: "Если Вы создадите благоприятные условия для своего тела и в окружении, то медитация возникнет сама собой".
АМП осваивают сидя в кресле, позвоночник обязательно должен быть в вертикальном положении. Ладони положены на колени, развернуты вверх. Некоторым нравится класть ладони одна на другую, для правшей — правая сверху, для левшей наоборот. Положение ладоней характеризует открытость человека для всей Вселенной. Желательно снять обувь, ноги не перекрещивать. Эта поза человека открытого для принятия новых энергий. Если вы медитируете дома, важно, чтобы ваше лицо было обращено на север или восток, рядом горела свеча. Для медитации самое благоприятное время — это время восхода и захода солнца, не рекомендуется медитировать с двенадцати ночи до трех часов утра. Оптимальная длительность 20-25 минут, но к ней не следует привязываться. У некоторых людей она достигает 40 минут, другим хватает и 10 минут. Опытным путем постепенно вы найдете благоприятный режим. Как часто необходимо медитировать? Это тоже индивидуально, главное, чтобы в занятиях был ритм.
Один из значимых моментов — вы не должны быть напряжены. Иногда ожидание, что произойдет нечто особенное, мешает расслабиться, а мы уже знаем — релаксация один из важнейших факторов АМП. Достичь этого состояния иногда помогает представление своего единства с природой, с окружающим миром. Хорошо использовать спокойную музыку. "Музыка нужна для всех огненных посевов. Нужно избирать хорошую музыку. Она собирает наши чувства". (М.О.,I,330).
Важным аспектом при входе в медитацию является дыхание. Дыхание относится одновременно к сознательной и бессознательной функции организма. Хорошо представить, что мы вдыхаем чистую энергию (прану) и она через легкие, вместе с кислородом, растекается по всему нашему телу. Такое упражнение занимает одну-две минуты. Психологи Запада сказали бы о погружении в бессознательное, мы же говорим — во время такого дыхания осуществляется переход на качественно новый энергетический уровень восприятия окружающего и себя. Именно поэтому, так важно перед началом АМП медленно и спокойно подышать, но без насилия.
Затем мы переходим к расслаблению, в котором дыхание продолжает играть важную роль. Мы расслабляем наше тело, вначале произнося определенные слова, а в дальнейшем стараемся просто прочувствовать процесс расслабления.
Расслабление проводят сверху вниз. Начинаем с концентрации на мышцах лица, для облегчения можно представить, что вы смотритесь в зеркало. Затем необходимо прочувствовать данную область и мысленно произнести на вдохе: "мышцы лица", на выдохе — "расслабились".
Затем сконцентрируйтесь на области шеи, плечевого пояса, прочувствуйте их и мысленно произнеите на вдохе: "мои мышцы", на выдохе — "расслабились".
Потом сконцентрируйтесь на грудной клетке, прочувствуйте ее, охватите мысленным взором, произнеcите на вдохе: "грудная клетка", на выдохе — "расслабилась".
Далее — область живота и таза, верхних и нижних конечностей.
При расслаблении рук важно прочувствовать сверху вниз — плечи, предплечья, кисти, а ног — бедра, голени, ступни.
Вначале расслабление занимает около 10 минут, в дальнейшем — две-четыре минуты.
Если сразу кажется, что поза не удобна, то рекомендуется не обращать на это внимание, и как только неудобство исчезнет, значит, вы в медитации. Надо постараться до конца занятия не шевелиться и помнить, что любое телодвижение — это переход на более низкие энергии.
Часто нас спрашивают, а можно ли медитировать лежа?
Расположение основных чакр такое, что наилучшее положение для прохождения энергий тогда, когда позвоночник занимает вертикальное положение. Однако, если вследствии болезни или по другим причинам невозможно занять рекомендуемое положение, тогда постарайтесь мысленно представить, что вы сидите.
Помните, что только освоение техники расслабления уже принесет ощутимую пользу для здоровья.
Следующей важной ступенькой метода является представление, что вы находитесь под очищающим душем. Представьте, как чистая вода омывает ваше тело, очищая его и наполняя свежестью и здоровьем. В начале очищения можно представить, что вода смывает с вашего тела грязь и она собирается у ног, а затем мысленно представьте, что сжигаете ее.
Некоторые думают, что успешность освоения АМП зависит от яркости представляемых образов, но оказывается необязательно. У нас были пациенты, которые просто чувствовали, у них не было четких, ярких представлений, и в тоже время, эффективность применения АМП была достаточно высокой.
Например, можно привести случай с пациенткой сорока девяти лет, сорок из которых без очков она не могла даже самостоятельно передвигаться. После освоения медитации "я забыла их одеть". Радости не было предела, женщина ходила по городу и читала вывески.
Важной составляющей АМП является освоение энергетической защиты, особенно в условиях города. На время медитации рекомендуется поставить защиту в виде огненного стакана; для этого представьте, что находитесь внутри него и только сверху он открыт для прохождения энергий.
Лама Анагарика Говинда так описывает построение защиты в буддизме при медитации:
"...строится в форме универсального храма на вершине священной горы, символизирующей ось универсума и соответствующей позвоночному столбу медитирующего. Этот храм открывается на четыре стороны пространства, и у каждого из четырех входов стоит один из стражей порога. Храм окружен тремя защитными кругами: первый - круг лотосовых лепестков, символизирующих чистоту сердца как основу десяти трансцендентальных добродетелей; второй - круг алмазных скипетров (ваджир), символизирующих силу и решимость сосредоточенного ума; и третий - круг языков пламени, символизирующий очистительную силу высшего знания, в огне которого сгорают все отбросы и нечистоты и в котором все сгустившееся тает и интегрируется в единый великий возвышенный опыт".
Затем следует один из самых важных этапов медитации — это работа по достижению гармонии с окружающим миром и с собой. Для его проведения можно использовать такие темы: прогулка по лесу, восхождение в горы, прогулка по морю, познание своих желаний, гармонизация работы органов, единство с Землей, природой, Космосом.
Чтобы освоить медитацию и начать получать чистые Божественные энергии, надо стать предельно искренним. Мы рекомендуем нашим слушателям на первом сеансе представить, что пришли на прием к себе, а в последующем, когда почувствуете, что Дух приоткрылся, прийти к себе на исповедь! Насколько вы искренни, зависит дальнейшее продвижение.
Медитация соединяет земной мир с небесным, но это происходит в тот момент, когда ваш дух очистится в своих земных оболочках от лжи, зависти, корыстных побуждений, страстей, невежества, привязанности к собственности.
Важно, если начали — не прерывать занятия. Ведь каждый день приносит новые впечатления, сокровенный опыт. " На занятиях я понял, что медитация — это постоянный, тяжелый, но радостный труд преодоления и преобразования себя" (из дневника нашего пациента).
Помогает освоению ежедневное ведение дневников (желательно сразу после занятий), в которых анализируется самочувствие, намечаются планы на будущее. Необходимо также сохранять чувство юмора, можно даже иногда посмеяться немного над своими трудностями, говоря себе, что "если не получается сегодня, то завтра получится обязательно!"
Медитация настолько индивидуальна и естественна, что можно дать лишь направление и расставить вехи на пути. Именно с этим связано то, что в древности все восточные медитативные практики (садханы) давались лишь в общих чертах.
Конечно, тот кто изучает АМП под руководством врача, находится в более благоприятных условиях, но мы уверены, что каждый при настойчивости, творческом анализе происходящего, достигнет положительного результата.
Но даже на сеансах под руководством врача мы просим занимающихся следовать за словами ведущего, но, в то же время, всегда говорим, о ненасилии над собой. Ибо уверены, что достичь нового состояния сознания можно только в истинной свободе — в свободе Духа.
"Многие будут говорить о сосредоточенности, но такое состояние уже предполагает напряжение. Между тем требуется лишь освобождение энергии, и она начнет действовать. Не нужно много времени для такого освобождения. Малейшая секунда достаточна для освобождения энергии. Так будем прежде всего освобождать нашего узника". (АУМ 462) .
При медитации необходимо отметить, что любые, даже самые красивые слова - это ментальные вибрации нашего низшего Манаса (Сознания). Поэтому надо не только произносить мысленно слова, а стараться перейти на язык символов, образов. Главное — пробудить в себе Любовь, как естественное качество Духа. Почувствуйте соединение с Космической Любовью, и когда произойдет слияние этих энергий, наступает благодать. В буддизме это состояние называют "упекша" (умственное равновесие).
Повторяем, что основное и непременное условие — медитация не насилие, а возможность познания мира с позиций добра и любви. И тогда после занятия всегда возникает умиротворенность.
Все мы постоянно находимся между двумя полюсами - духовным и земным. Ежедневно, даже иногда не замечая этого, совершаем выбор между ними — или вверх (эволюция), или вниз (инволюция). Надо помнить характеристики Духа — Совесть, Свобода, Сила, Воля, Вера, Надежда, Любовь. Если мы действуем и в жизни, и в медитации исходя из этих принципов, то обязательно совершаем духовное восхождение.
Медитация родилась на Востоке. Учитывая глубокие православные традиции, которые сохранились несмотря на трудный период нашей истории, мы сопоставили медитацию с православным христианством, и оказалось, что в христианстве есть многовековая традиция созерцания (медитации). "Сделавшись созерцателями, они переселяются к оному пречистому, беспредельному Свету, прикасаются к Нему неизреченными прикосновениями, с Ним живут и действуют, поелику вкусили, "яко благ Господь"* .*(Концевич. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси, изданной по благословению Патриарха всея Руси Алексия II).
Каждое занятие должно формировать новый стереотип взаимоотношений с собой, родственниками, окружающим миром на основе Сострадания и Любви. Отмечая высокую эффективность метода следует сказать, что АМП лишь первая ступенька в бесконечной лестнице восхождения к Здоровью, Счастью и Гармонии, а следующим эволюционным шагом будет работа на Общее Благо.
При освоении низшей, высшей медитации и контемпляции (созерцание), некоторые люди стремятся к возникновению различных мистических видений, контакту с Высшей реальностью. Возможно ли теоретически установление связи с Высшим миром при помощи медитации?
Да, свидетельства подвижников говорят об этом, но, на наш взгляд, для этого требуется громадная внутренняя работа по преображению себя. Это длительный эволюционный процесс, который в городах не только крайне затруднен, а скорее всего просто невозможен.
Это сугубо личностная работа, а не коллективная. И хотя ряд психотерапевтов не отрицают возможности работы в этом направлении, вызывая у пациентов различные мистические переживания, например, погружения в прошлые жизни, мы относимся к этому вопросу с достаточной долей критики. Мы понимаем, что процесс соединения с Высшими энергоинформационными планами требует от человека большой энергетической перестройки организма в результате длительной эволюционной работы над собой. Давайте вспомним опыт Святых подвижников — Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Миларепу и многих других. Поэтому применение различных техник медитаций для таких целей, без энергетической перестройки организма, может вызвать даже деградацию личности, необратимые изменения сознания. И мы всегда предупреждаем об опасности такого опыта, об этом свидетельствует и Агни Йога, и Теософия.
"Для достижения такой степени медитации нужны годы упражнения, и, как говорят ламы, необходимо возжение огней сердца…" (П.Е.И.Р.,II, 23. 10. 37).
Отрицательный опыт такого уровня содержится и в христианстве, и в буддизме:
"Приступивши к созерцанию без света благодати, - как говорит святой Григорий Синаит, - да ведает, что он строит фантазии, а не созерцание в мечтательном духе, будучи опутываем фантазиями и сам себя обманывая".
"Системы медитации, которые призывают практиковать "чистое восприятие", занимаются самообманом. Невозможно полностью осознать что-либо, не обращаясь к прежнему опыту, но даже если бы это было возможным, то не духовной, ни какой-то иной пользы от этого не будет. Это даст только временное возвращение в состояние растительного или животного существования, ведущее к ментальному застою и ничем не обоснованному самоуспокоению". (Лама Анагарика Говинда).
В то же время всем, ставшим на путь духовного развития, Е.И.Рерих в своих письмах советовала: "…буддизм, давший целый ряд замечательных учителей и провидцев, всегда преподавал срединный путь, определенно запрещающий предаваться всяким физическим или телесным истязаниям. Их упражнения состояли в очищении мышления, в высоконравственном образе жизни и в воспитании и дисциплинировании мысли, что гораздо труднее всяких физических напряжений". (О.Й. 19.VIII.39).
"Могу еще добавить, что для скорейшего самоусовершенствования и развития духовности самое необходимое условие есть непрестанное памятование о Высшем Иерархе, это и есть та сокровенная концентрация, о которой столько пишется и которая так часто превратно толкуется. Памятуя о Светлом Облике во все минуты дня и ночи, творя все дела наши во Имя Его, мы постепенно устанавливаем ту священную связь, которая, наконец, дает нам великую мощь..." (П.Е.И.Р., I,11.04.34).
Помните, чтобы рассчитывать на успех, надо перед каждым занятием четко сформулироваnть его цель и тему. Ведь и жизнь, и медитация — это всегда движение!
Семенихин Е.Е.
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА" При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна |
||
www.madra.dp.ua | Гостевая книга | |
Статистика посещаемости | Наш адрес | |
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron! |