АРКТУР №22

«Все сущее есть музыка, надо только ее услышать»

Медицина Эпохи Сердца

Человек постоянно окружен звуками, и если даже поместить нас в звукоизолированную комнату это будет означать, лишь отсутствие внешних раздражителей, и мы сможем услышать «музыку нашего сердца» - пульс, ток крови, которую мы всегда носим в себе, а может быть что-то еще, более глубокое и тайное? И возникают вопросы – что же есть музыка? Чем для нас является музыка?

Музыка – это композиция звуков разной длительности, высоты, громкости, тембра, ритма, тональности, созданная человеком и воспроизводимая на музыкальных инструментах.

«Что такое вообще музыка? Музыка - это язык….». (Веберн). Как писал В. Одоевский, «язык музыки приближается наиболее к ... внутреннему языку, на котором есть выражение для идей, посему музыка есть высшая наука и искусство. Будет время, может быть, все способы выражения сольются в музыку». «Музыка - выражение порядка идей и чувств высших, чем те, на которые способна речь человеческая». (Жорж Санд). А вот что говорит великий композитор Л.Бетховен: «У каждого подлинного музыкального произведения есть идея».

Общеизвестно, что музыка обладает универсальным языком, не нуждающемся в переводе, так как язык сердца одинаков у всех народов: все люди радуются, любят, страдают. Мыслители и крупные композиторы прошлого и настоящего были убеждены в том, что музыка – это, прежде всего, мысль. Неслышимая и неосязаемая мысль, становясь музыкой, обретает возможность быть воспринятой. Никакие слова не могут сколько-нибудь достоверно описать движение музыкальной мысли - а она всегда движение и никогда не может быть точечной, ибо музыка всегда описывает не одномоментное состояние, но процесс формирования и развития. Поэтому Давид Керакан говорит: «Красота и порядок мира установлены с помощью звука».

«Подлинная музыка – это космическое сознание, отражённое в звуках. Человек, создающий такую музыку, подобен Богу, он – богопознающий». (Упанишады).

«Музыка параллельна уму, сердцу и телу соответственно. Причина в том, что музыка благотворно действует на ум человека, а песнь со­единяет человеческую мудрость с источником высшей мудрости все­го существующего во вселенной». (Каббала).

Ещё со времён античности музыку считали важным интеллектуальным делом - например в древнем Китае, она вообще числилась по «ведомству мер и весов», и по тому, что звучало в народе, определялось его умонастроение и дела­лись соответствующие выводы. Философ Сынь-Цзы в «Книге о музыке» писал, что «Музыка – это высшее средство совершенствования людей». И еще во II в. до н.э. была создана «Музыкальная палата», задачей которой было изучение воздействия музыки на чувства, разум и поведение людей, разрабатывались методы правления людьми посредством музыки. По мнению древних китайцев, музыка, находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Звуки музыки рассматривались по отношению к телу человека, которые сообщали ему те или иные свойства. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. Музыка, воздействуя на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.

Античные мыслители – в том числе великие философы и учёные Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Эвклид, Птолемей - много писали о смысле и роли музыки, о её многостороннем действии на человека. Не случайно, что бог солнца Аполлон был одновременно богом музыки и медицины. В книгах «Государство» и «Законы» Платон обосновал ведущее место музыки в воспитании граждан будущего идеального государства. Согласно учению Платона, медицина, земле­делие, кораблевождение, военное искусство и музыка находятся в одном ряду. Аристотель, развивая идеи Платона, разработал учение о катарсисе – исключительно сильном переживании от восприятия произведения искусства, которое порождает духовное очищение человека. Согласно Аристотелю, музыкальная душа – это гармония, ритм и мелодия, а ее деятельностью, согласованной с разумом, является музыка. «Звук, предназначенный для обозначения духовного движения души, - эмоционально-душевен и духовно-разумен». (Аристотель).

Пифагор считал музыку выражением космической гармонии и порядка и одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого.

В античной Римской империи уже широко использовали музыку как лечебное средство. Так, великий врач Гален считал, что опреде­лённая музыка может помочь при развитии потери памяти - амнезии. По мнению арабских, иранских и среднеазиатских учёных музыка необходима как искусство врачевания нравов и ложных устремлений. Абу-Наср Фараби в своём трактате «Книга о классификации наук» пишет: «...Наука (о музыке) полезна в том смысле, что умеряет нравы тех, которые потеряли равновесие, делает совершенными тех, кто ещё не достиг совершенства, и сохраняет равновесие у тех, которые на­ходятся в состоянии равновесия».

В средневековье практика отношения к музыке как искусству, созданному для помощи человеку, была двойственной. С одной стороны – отрицание, но с другой развитие учения о гармонии музыки, которая есть не только согласованность звуков, но и свидетельство единства духа, души и ума. Согласованность звуков выражалась в том, что «гармония есть согласие многих противоположностей, сведённых к единству». (Г. Сен-Викторский). Отсюда и убежде­ние в том, что «если двое или несколько человек будут петь с умерен­ной согласной точностью..., то ты увидишь, как из соединения этих звуков произойдёт созвучие». (Гукбальд).

Иной взгляд на происхождение, смысл и предназначение музыки принесла эпоха Возрождения. В центр культуры поставлен че­ловек. Естественно, что не только музыканты, но и медики обратились к музыке как к сред­ству, могущему оказать многостороннее оздоровляющее воздействие на человеческий организм. Французский врач А. Парэ пытался использовать музыку, как средство для анестезии в хирургических операциях. Английский врач Р. Браун об­ращался к музыке при лечении нервных расстройств различного про­исхождения. В трактате «Обобщение о действии музыки» Иоанн Тинкторис перечисляет двадцать возможных проявлений воздействия му­зыки на человека: она прогоняет тоску, смягчает жестокость, изгоняет дьявола, вызывает восторг, побеждает злую волю, радует, вызывает любовь, облегчает труд, побуждает дух к борьбе, исцеляет…

Великий музыкант-мыслитель Джозеффо Царлино писал «о высоком, чуть ли не центральном положении музы­ки в человеческом познании, что музыка - это такой род искусства, который связан со всеми видами искусства и науки. Без знания музы­ки оратор, например, не сможет правильно расставить ударения в словах, архитектор не будет в состоянии правильно, «музыкально» расположить здания, астроном не будет знать о согласованном дви­жении семи небесных планет и даже медик ничего не поймёт в пульсе». Так впервые в истории европейской культуры Нового времени была осознана вся полнота возможностей музыки как искусства, способно­го не только оказать громадное влияние на чувства и разум человека, но и формировать его личность.

Немецкий учё­ный Иоганн Кеплер разрабатывал концепцию гармонии мира, основная идея которой заключалась в том, что гармо­ния представляет собой универсальный мировой закон, которому под­чинены «и музыка, и свет звёзд, и человеческое познание, и движение планет». Он подчеркивал, что восприятие гармонии доступно всем людям, так как она свойственна человеку от природы.

Следующий этап в развитии изучения музыки связан с именем не­мецкого учёного Атаназиуса Кирхера. В своём труде «Мусургия универсалис» в девятой книге «Магика» он, опираясь на устройство орга­нов слуха, физиологическую природу музыкального восприятия консонанса и диссонанса и исходя из теории аффектов, впервые под­робно описывает музыку как важное средство в лечении различных болезней, делая систематический обзор её медицинских свойств. Уделяя основное внимание физическим свойствам музыкальной акустики и физиологическим особенностям её восприятия, при этом одновременно ощущая их недостаточными для объяснения музыкально-терапевти­ческих свойств музыки, Кирхер вводит понятие «музыкального магнетизма»- способности особым магическим образом воздействовать на человека. Музыкальный магнетизм, присущий музыке, вызывает определённые аффекты, которые привлекают к себе человеческую душу, оказывая на неё исцеляющее воздействие. Доктор Е.А. Николаи считал, что влияние музыки на человека основано на реакции психики, которая, в свою очередь, вызывает физиологические про­цессы у человека. Исследуя физиологические реакции, он обнаружил изменение пульса, деятельности сердца и ритма дыхания.

В своей статье херсонский епископ Евгений Булгарис «О действии и пользе музыки» пишет: «... от музыки зависит по большей части и телесное, и душевное положение (человека), то музыка есть одна достослав­ная наука и одно наиполезнейшее искусство». Среди других суждений о воздействии музыки фраг­мент из статьи Стонекастля «Письмо о производимом действии музы­кою в сердце человеческом»: «...Нет столь дикого и свирепого нрава, которого бы музыка (если только употребить её знаючи) не могла смяг­чить и успокоить. Она чудную имеет силу в обуздании лютых страс­тей наших и в утолении мятежа душевного. ... При сём небезызвестно, что она во многих безумствах наилучшее лекарство».

Медики начали активно обращаться к музыке, особенно при лечении больных с разного рода психическими заболеваниями на рубеже XVIII и XIX веков. В это же время тема музыки становиться вопросом, которым занимаются ведущие философы этого времени. Адам Смит в трактате «О подражательных искусствах» пишет, анализируя воздействие инструмен­тальной музыки: «Такой концерт может, не прибегая к под­ражаниям, полностью занять наш ум, наше внимание и не допускать никакого отвлечения мысли. От созерцания и восприятия этого бес­конечного разнообразия мелодичных звучаний, их организации, пос­ледовательности, закономерности ум испытывает не только боль­шое чувственное, но и высокое интеллектуальное наслаждение, имеющее много общего с тем, которое возникает при созерцании и изучении любой науки».

«Чистая мысль становится в музыке деятельностью и движением - чистая мысль просто как форма познания согласно закону ритма и движения...» (Зольгер).

«...Музыка, будучи предметом чувства и внутренней душевной жизни, обладает, однако, подобно архитектуре, доступными рассудку количественными отношениями как упорядочен­ными закономерностями и конфигурациями звуков». (Гегель).

«Вероятно, достоинство искусства самым выдающимся образом заявляет о себе в музыке, потому что здесь не приходится делать скидку на материал. Музыка - всецело форма и смысл, всё, что она выра­жает, она возвышает и облагораживает». (Гёте).

«...Музыка пробуж­дает в нас истинную ясность духа, которая есть прекрасное сокро­вище, доступное смертному, - я имею в виду ту ясность духа, при которой всё в мире представляется нам естественным, истинным и добрым, при которой мы находим прекрасный смысл в самом диком людском хаосе...». (Вакенродер).

Конец XIX и начало XX века, как справедливо пишет Л.С. Бруси-ловский, отмечены тем, что «на смену эмпирическому использова­нию музыки пришёл этап экспериментально-физиологических иссле­дований». Впервые стали создаваться научные организации, деятельность которых была посвящена изучению влияния музыки на здорового и больного человека. Так, в Петербурге по инициативе В.М. Бехтерева и под его руководством было основано «Общества для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и её гигиены». Доклады, звучавшие на заседаниях этого общества, каса­лись самых актуальных вопросов жизни музыки в России и в том числе актуальной проблемы «духовной гигиены», связанной с засо­рением среды обитания человека «музыкальной отравой» - низко­сортной музыкой, способствующей потере эстетических критериев населения и, тем самым, повреждению нравов, что могло привести к непредсказуемым последствиям. Физиологические и психологичес­кие исследования А. Бинэ, И.М. Догеля, Б. Валлашека и других учё­ных подтвердили зависимость сердечных сокращений, темпа и ак­тивности дыхания, артериального давления, кожно-гальванического рефлекса от воздействия определённой музыки и её параметров: темпа, громкости, тональностей, ритмического строения, использо­ванных тембров, типа контрастов и общего характера музыки. Было обнаружено (К. Зингер, И.Н. Спиртов, В.М. Бехтерев и др.) изменение тонуса мышц и моторной активности под воздействием музыки, а также «перцептивная вокализация», когда слушающий музыку как бы беззвучно поёт её, при этом сокращения голосовых связок воспроизводят звучащую музыку так, как если бы он её пропевал вслух. Особое значение имели исследования воздействия музыки на го­ловной мозг и на сердце. Полученные электроэнцефалограммы и электрокардиограммы выявили тонкие зависимости между типом музыкального образа и уровнем его содержательности в конкретном звуковом воплощении и психологической и физиологической реак­цией человека.

Музыка может успешно отражать и передавать: самые различные настроения, интеллектуальные и волевые процессы, обобщенные свойства явлений действительности; самые разнообразные характеристики движений; степень мышечного напряжения и т.п.

Звуковая (интонационная) и временная (ритмическая) природа музыки позволяет ей выражать требуемое эмоциональное состояние как процесс движения, со всеми его особенностями и изменениями, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами и столкновениями эмоций.

В последние годы организовано большое количество институтов и лабораторий для изучения влияния музыки на человека. Основное внимание ученых направлено на разработку вопросов влияния музыки на физиологические процессы и психические процессы, развитие ребенка в перинатальном и постнатальном периоде. Однако все эти исследования говорят о том, что музыка влияет на человеческий организм, но не дают ответа как и почему? Поэтому наступает следующий период в развитии наших знаний о музыкотерапии, когда эти знания будут осознаны с позиций психической энергии. Агни Йога говорит: «Приходит время, когда люди особенно нуждаются в симфониях пространства, когда гармония звучаний явится действительной панацеей» (Надземное, 608).

Н.В.Козлова
А.В.Козлов

Литература:

  1. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. Сп-б.:Питер, 2003. – 208 с.
  2. Юсфин А.Г. Музыка – сила жизни. Сп-б.:Аюрведа Плюс, 2006. – 260 с.
  3. Рюгер К. Домашняя музыкальная аптека. Ростов-на Дону, 1998. – 240 с.
АРКТУР №22

Медицина Эпохи Сердца


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron!