АРКТУР №21

Чудотворная икона Божьей матери
«Благодатное небо»

Православие - путь к Свету

“Владычица, поверх всех сил космических, Ты несешь в Себе то сокровенное зерно, которое придает жизнь сияющую... Матерь, Владыками чтимая, Мы несем в сердце огонь Твоей любви. В Твоем сердце живет луч дающий; в Твоем сердце зарождается жизнь, и луч Мы Владычицы утвердим”. (Иерар., 9).

“Когда каждый Владыка должен был быть дан миру матерью, как же не чтить тебя, Матерь Мира! Когда каждый пространственный огонь должен быть проявлен в форме, как же не чтить Дающую жизнь? Да, да, да! Как же не принять, как высшее явление Космоса, силу напряженного символа Матери!” ( Беспр., 201).

Любовью и безграничным милосердием ведет людей к Свету Богоматерь, жалеет человечество всепрощающим состраданием… И обращаются люди c верой и упованием к Небесной Заступнице, моля о ниспослании Божественной силы для преодоления соблазнов и для спасения души…

Везде чтим Образ Богоматери, но особенно – на Руси. Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей, и Ходатаицей. А перечисление названий икон уже звучит как прекрасный гимн народа в честь своей Покровительницы – «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость», «Благодатное Небо».

«Благодатное небо»... Эта икона принадлежит к одному из основных типов изображений Богородицы. Это «Одигитрия » («Путеводительница») – ведущая нас к Христу, от греха к спасению.

На иконе Пресвятая Богородица изображена в полный рост. Ее руки, поддерживающие Младенца, скрещены; в левой руке – белый плат; пальцы правой руки сложены в жесте благословения. Младенец Христос изображен с закрытым Евангелием в левой руке. На главе Царицы Небесной – золотая корона с крестами. Подобная же корона венчает главу Богомладенца. На ее плечах две белые лучистые звезды. Множество лучей, образующих золотое сияние, исходит от Матери и Младенца. Это сияние замкнуто в пурпурной сфере (мандорле), символизирующей Божественную славу.

На некоторых вариантах иконы – вверху два летящих ангела возлагают корону на голову Богоматери. Третий ангел венчает короной голову Младенца Христа. Под ногами Богоматери — лунный серп. На мандорле надпись: «Жена, облеченная в солнце». На лунном серпе продолжение надписи: «и луна под ногами ее».

Образ является прямой иллюстрацией слов Откровения святого Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...» (Откр. 12:1,5).

Откуда пришел к нам этот образ?

В описи Архангельского собора XVII в. сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Федора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. Икона ранее находилась в Смоленске и была перевезена в Москву Софией, дочерью Великого литовского князя Витовта, когда она стала супругой Московского князя Василия I (сына Дмитрия Донского). В Смоленск же образ был прислан из Константинополя в числе многих древних икон.

Во второй половине XIX – начале XX веков по пятницам после литургии перед иконой совершался молебен с акафистом и водоосвящением. Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Были известны случаи исцеления от иконы, в том числе одной лютеранки, о которой в течение 6 недель усердно молилась ее гувернантка.

В настоящее время икона «Благодатное небо», исполненная в 1678–1680 гг., находится в ряду иконостаса московского Архангельского собора Кремля. Этот собор примечателен тем, что до революции он выполнял функцию московского кафедрального собора и являлся княжеской усыпальницей для всех представителей династии Рюриковичей и Романовых, вплоть до Петра Первого.

Списы с иконы «Благодатное небо» имеются во многих церквях и монастырях. Один из них (написанный в 1900 году) хранится в Воскресенском соборе города Тутаева, любимом месте Святого Праведного Иоанна Кронштадского, потому что «Благодатное небо» – одна из самых почитаемых им икон.

Православная церковь молитвенно чтит этот образ 19 марта (6 марта по старому стилю). Кроме 19 марта празднование этого образа совершается в Неделю Всех святых.

«Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих Объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».

Иконе «Благодатное небо» молятся при различных душевных и телесных недугах, при путешествии на воздушном транспорте, о тех, кто ведет неправедный образ жизни, а также о наставлении на путь истинный.

Известно много чудесных исцелений перед ее ликом: прозрение 12-летнего мальчика села Пайгарма, с рождения слепого на левый глаз; исцеление монахини во время одной из воскресных служб и другие удивительные случаи. Икона «Благодатное небо» была покровительницей известного авиатора Александра Ивановича Покрышкина, родившегося в день ее празднования. «Лучше уж убиться, чем терпеть позор!» – отвечал он на укоры командиров, осуждавших его за смертельный риск, за отчаянную удаль в схватках с немецкими асами. И небо было благосклонно к герою – берегла его в сражениях “незримая сила”.

И в наше время не забыто ее благодатное действие: в Чечне, для исцеления и духовного напутствия солдат, открыт полевой храм именно в честь иконы «Благодатное небо».

Во время празднования иконы 19 марта 2004 года литургию совершал Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II, закончивший ее следующим обращением:

«Прославляя сегодня Пречистую Богоматерь, мы просим Ее укрепить нас на пути покаяния. Царица Небесная, принявшая на себя наши скорби и немощи, радуется, когда мы совершенствуемся, возрастая о Господе... Мы постоянно молим Пресвятую Владычицу о помощи и утешении в различных жизненных обстояниях.

В песнопении на литургии Преждеосвященных Даров поется: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Пусть же вознесется наша молитва, как дым кадильный, горе, к Небу! Да будет она горячей, сильной, исходящей от глубины сердца, исполненной веры, надежды и упования, и тогда милости и благословение Всещедрого Господа Бога и Его Преблагой Матери пребудут с нами во вся дни жизни нашей».

Материал подготовлен В.Протас

***
Настрой свое сердце на РАДОСТЬ!
Пусть радость потоком льется,
И сердце, справляясь с делами,
Пусть волнами радости бьется!
Настрой свое сердце на ПОМОЩЬ
Идущему рядом другу.
Почувствуешь ты его мощь,
И сил вдруг втрое прибудет!
Настрой свое сердце на БИТВУ
С холодною тьмою в ненастье
И в битве, шепча молитву,
Узнаешь победы счастье!
Настрой свое сердце на ПОДВИГ,
С космическим ритмом слейся!
Сумеешь его исполнить!
Ты только на Свет надейся!
Настрой свое сердце на АУМ!
Звучи вместе с ним в дерзаньи!
Но не замыкайся ты в звуке
ПРОПОЙ СВОЙ АУМ ДЕЛАМИ!

Ю. Родина

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой “Благодатное Небо”.

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты - само Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды - Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того младенца Христа, но и носила Его при Своих персех, и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Ему же со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерях! К Тебе пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да ими же весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.
АРКТУР №21

Православие - путь к Свету


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron!