АРКТУР №17

Единение в любви
(икона "Троица" Андрея Рублева)

Православие - путь к свету

Величайшей, исполненной глубокого смысла и превосходной по мастерству является икона "Троица" русского иконописца и монаха Андрея Рублева.

Андрей Рублев жил в доме, в лесу, неподалеку от Сергиева Посада. Его обителью был монастырь. Принадлежащая монастырю старая деревянная церковь являлась славой этой святой обители. Многократно в течение дня собирались сюда монахи для совместной молитвы. Молитвы к Богу были их монашеским призванием.

В 1408 году на страну напали татары и предали огню монастырь и церковь.

Настоятель монастыря по имени Никон вместе со своими монахами изнурительным трудом восстановили все то, что в течение нескольких часов стало жертвой огня.

С помощью живописцев захотел он расписать церковь. Для этой цели пригласил он Андрея Рублева и дал ему в помощники монаха Даниила. Оба живописца находились в братском единении, будучи монахами. Свидетель этого времени сообщает: "Они находились постоянно в отношении друг ко другу как духовные братья. Их смирение перед Богом было так велико, как и их глубокое уважение и любовь друг ко другу". Этот любезный душевный склад отразился на их работе.

До нас дошли сведения, что оба монаха-живописца в последнее время работали в одном из московских монастырей. Один из современников свидетельствовал: "Нас поражает последняя работа рук живописцев". Можно предположить, что их последним произведением была икона "Троица" .

Перед внутренним взором Рублева стояла картина из книги Бытия, первой книги Моисея. Авраам принял в обеденное время трех мужей. Посещение на Востоке давало возможность оказать гостеприимство. Причем, гостеприимство для жителей Востока означало больше, чем просто угощение или оказание чести незнакомцу. Оно представляло собой общение за столом, своеобразную задушевную дружескую беседу.

Поэтому восточные церкви называют эту икону Филоксения, что означает гостеприимство.

В этих трех посетителях увидел и изобразил русский монах Святую Троицу. Святой Бог посетил нас, людей.

Три посетителя сидят за одним столом, на котором стоит чаша с одним для всех кушанием. Золотистого цвета крылья и голубой цвет в их одеянии и под крыльями указывает на их общую божественную сущность, которую они имеют.

Трое должны были теперь совместно обсудить, чтобы принять очень важное решение.

Окончательное решение еще придется сделать. Однако одно ясно: только при недвусмысленном "да" трех Лиц может Бог освободить и спасти мир. И этот план мог исполнить только один: Божий Сын Иисус. Отец был готов оторвать от сердца возлюбленного Сына - чего бы это ни стоило.

Обдумывание этого "да" изобразил Андрей Рублев перед нашими глазами. Это "да" Иисуса, Сына Божия, было очень тяжело, но оно должно было быть без колебаний. Оно не сулило Ему ни успеха, ни славы. Это было сознательное "да" жизни без успеха, жизни, которая заканчивается жертвенной смертью на кресте.

И каков же был ответ Сына? Был ли он в согласии с Отцом?

Рассмотрим ответ Божий, каким показывает его икона.

В правом ангеле мы можем видеть Святого Духа. В Его облике выражены безоговорочная готовность и преданность. Выражение Его лица открывает в Нем Утешителя, Который утешает и помогает. По словам одного русского богослова, Он представляет собой "добрый источник добра".

Со всей преданностью утешает Святой Дух средний Образ, в Котором мы узнаем Сына Божьего Иисуса. Чтобы спасти людей, пожелает он сойти на землю и смириться до богооставленности. Для того, чтобы все могли принять и воспринять Его, захотел Он быть наименьшим среди всех и быть всем слугой. Как Сын Божий, соблаговолил Он в бедности спасти всех, кто пожелает освободиться от себялюбия и эгоизма.

Необычен путь, по которому пожелал пойти Сын Божий Иисус; путь, который можно лишь пройти в совершенной любви и в полном единении с Богом Отцом и со Святым Духом.

Поэтому не мог Святой Дух поступить иначе, как наклониться в сторону Сына. Но разве только Сын должен прийти в мир, а Святой Дух нет? Да, Он также должен прийти. Он не только пробудит Сына в Деве Марии, но и постоянно будет сопровождать Его, будет приводить к Нему людей и будет изливаться на все и всех, кто Его ожидает. Он будет воспламенять людей посредством Божией любви, чтобы они соединялись, пребывали в единстве и жили единодушно как братья, и чтобы на земле был мир.

В облачении ангела, олицетворяющего Святого Духа, к великолепному голубому цвету подступает зеленый цвет как символ жизни, исполненной надежды.

Средний ангел, в котором мы узнаем Иисуса Христа, представляет Собой изначальное Слово вечного Отца. Этот ангел, олицетворяющий Сына, повернулся в сторону Отца, слушая и будучи готовым отвечать. Бог, создатель всего посредством Слова, подготовил план спасения для мира.

Поэтому здесь нет ни возражения, ни противоречия со стороны Сына. Здесь есть только послушная готовность к тяжелому, полному страданий, пути.

Красно-кровяной цвет нижнего одеяния указывает на истинность любви, с которой Он - Иисус - проявляет послушание для блага людей. Но должен ли Он так жестоко страдать за людей? Должен ли Его путь идти до искупительной смерти? Этот путь следует, конечно, обдумать.

Только у этого ангела в верхнем одеянии присутствует голубой цвет - символ божественного великолепия. Это значит, что Бог хочет открыть Себя в Иисусе Христе.

Дерево позади Него представляет собой дерево жизни, которое находится в Раю. Согласно одной старой полной смысла легенде, из этого райского дерева будет сделан Голгофский крест.

Голова Его наклонена влево к Отцу. Но Его колени, руки и открытые пальцы благословляющим жестом направлены вправо к Святому Духу; таким образом Он указывает на Того, Кто подкрепляет во всех немощах, и Кто является божественным Помощником в жизни.

Левый ангел сидит с прямой осанкой на своем троне. Это Отец. Розовый цвет Его верхнего одеяния - как самый главный цвет - указывает на Его происхождение, как на источник божества, источник всей жизни.

Через розовое одеяние сверкает голубой цвет нижнего одеяния. Андрей Рублев показал тот факт, что великолепие Небесного Отца так мощно, что его невозможно скрыть.

От голубого нижнего одеяния видны только маленькие узкие полоски: Он, Отец, живет в неприступном свете.

Для христианского искусства было всегда особенно тяжело изобразить на картинах Отца, потому что Он никогда не показывал Себя людям как таковой. Только в Своем Сыне пожелал Он открыться миру.

При этом русскому монаху удалось показать три божественных Лица не только в их беседе между Собой. Он сделал видимым внутренние отношения, которые определяют жизнь единого Бога в трех Лицах, единство в любви.

Главная тема иконы – это движение любви от одного Лица к другому. Что в свою очередь означает – никто не может разрушить единство трех Лиц.

Составитель Чистякова Э.П.

АРКТУР №17

Православие - путь к свету


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron!