АРКТУР №14-15

ТРИ СТВОЛА В ОДНОМ ДЕРЕВЕ

Рериховцы на рубеже XXI столетия

Имя Юрия Михайловича Ключникова известно сегодня во многих рериховских организациях. Летом этого года он был на Украине и мы попросили ответить на интересующие нас вопросы.

Вопрос: В чем Вы видите проблемы сотрудничества в рериховском движении России, Украины, вообще всех стран СНГ?

Юрий Михайлович: Эти проблемы сейчас становятся главными, потому что период, когда мы знакомились с Учением, получали первые представления, а этот период начался в конце 80-х годов, можно сказать, заканчивается, когда каждый человек, который прочитал все книги Учения, воспринимался как "уникум", который может дать советы как жить, как работать над Учением. Сейчас многие люди познакомились с Учением, познакомились глубоко, которые не просто прочитали книги, а углубленно работают, применяют полученные знания в жизни. И всюду, а я много езжу по стране, наблюдаешь жажду людей к творчеству, к работе, к сотрудничеству, т.е. проблема сотрудничества сейчас вырастает, как никогда. Во всех сферах жизни мы наблюдаем сегодня дезинтеграционный процесс, и это отражается и на духовных процессах. Поэтому и возникает целый ряд проблем, связанных с тем, что рериховские общества порой не ладят друг с другом, не могут сотрудничать, претензии предъявляют друг к другу. Возникают трения, шероховатости в наших отношениях с православной церковью, по крайней мере, с её руководством, с другими духовными конфессиями. Все это создает трудности в нашей работе. Ну и, естественно, надо знать, как преодолевать их, как работать? Этот вопрос волнует сегодня всех.

В. Но у нас на Украине проблема несогласованности или влияния конфессий религиозного плана сведена почти на минимум. Поскольку этот вопрос не поднят в Украинском государстве, поэтому у нас больше поле деятельности для сотрудничества. Наверное, это больше касается все-таки России?

Ю.М. Да, пожалуй. Я на Украине уже третий раз, проехал по ряду городов, был в Одессе, Ялте, Николаеве, Луганске, Артемовске, Донецке, в некоторых других городах и у вас больше лада, больше согласия. У вас даже создана ассоциация рериховских обществ Украины, чего про Россию не скажешь. И как-то более терпимо относится православная церковь.

У нашего Новосибирского духовного центра некоторое время складывались довольно неплохие отношения с церковью, мы несколько праздников провели вместе. В наших мероприятиях, посвященных Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, на конференциях, таких как: "Помоги России", "Воскресни Россия" участвовали священники Новосибирской епархии, даже епископ Сафроний, ныне митрополит Кемеровский, доклад прочел, посвященный Сергию Радонежскому. Ну а потом случился печальный акт "отлучения Рерихов от церкви", и эти связи нарушились. Но нужно сказать, что приняла такое решение верхушка нашей православной церкви. Я встречался с несколькими священниками, которые не разделяют такого отношения, но в силу дисциплины, а дисциплина в церкви пожалуй еще строже, чем в армии, они вынуждены подчиниться этому решению. Но я думаю, время исправит все это.

На Украине церковь не столь агрессивно атакует эти имена - это очень положительно. Тем более Рерихи, ведь они даже расписывали церкви на Украине. В Почаевской Лавре сохранились фрески, сделанные по эскизам Н.К. Рериха. Это же не вычеркнешь, фрески замечательные.

В.: И наверное картины, которые сохранились в музеях?

Ю.М.: Картины есть в Санкт-Петербурге, в Москве, в Новосибирске большая коллекция картин Николая Константиновича. И вот мы побывали в Горловке и убедились, что вы владеете совершенно уникальным собранием раннего Рериха. Сохранилось не так много картин Рериха, когда он писал христианскую Русь. У него целый цикл картин на эту тему. И вот этот великолепный цикл хранится в Горловке, т.е. Украина тесно связана с этим именем. И очень хорошо, что вы это понимаете и работаете, и что государство ваше и правительство, и ваша церковная иерархия, проявляют корректность в этом вопросе.

В. Но проблема сотрудничества остается на данном этапе и в Украине. Как вы представляете вопрос сотрудничества? Это объединение вокруг идеи, или объединение вокруг Учения или объединение все-таки вокруг какого-то дела?

Ю.М. Ну, прежде всего, это объединение вокруг того, кто дал Учение. Это самое главное. Если человек действительно устремлен, если действительно стремится стать лучше, а это главная наша задача — воспитать в себе духовного человека, а не человека самостного, личностного, то уже сам этот процесс выпрямляет человека и делает его проще, терпимее, менее амбициозным, менее капризным. С духовным человеком ведь легче сотрудничать, чем с человеком амбициозным. Также мы не должны забывать, что есть великие эпохальные задачи, есть великая миссия России, а Россию я понимаю не только как Москва, не только Новосибирск, но и Киев, и Донецк — это все Россия. Мы вышли из Киевской Руси, и эти три народа — белорусский, украинский и российский — это единые народы. И эта идея должна постепенно перекочевывать и в рериховское движение. Также мы с большим уважением относимся к МЦР и к Л.В. Шапошниковой, но у меня хорошие отношения и с "Миром через культуру", который возглавляет В.М. Сидоров и я не приветствую те трения, которые возникают между ними.

Но с другой стороны, мы работаем самостоятельно, относясь уважительно к этим организациям, и мы не хотели бы выполнять какие-либо указания. У нас свои взгляды на некоторые проблемы и мы действуем самостоятельно. Точно так же мы ведем себя и по отношению к другим обществам, с которыми сотрудничаем. Я неоднократно предлагал создать филиалы нашего центра в других городах. Спрашивают: "Можно наша организация будет филиалом вашего центра?" Мы говорим: "Нет, нельзя. Вы самостоятельные люди, у вас свои взгляды на дело, на какие-то идеи. А сотрудничать — пожалуйста. А это значит: делиться трудом, опытом, участвовать в каких-то совместных акциях".

В.: Мне кажется, что из сказанного вытекает, что лучше всего, когда все происходит в действии, и когда люди сплачиваются вокруг какого-то дела, вокруг какого-то действия, тогда есть возможность и Высшим силам приложить свою помощь. Ибо в бездействии, в мечтаниях не прольется чаша благодати. И в связи с этим в общем-то появляется много различных публикаций, много различных книжек. Как Вы относитесь к этому потоку?

Ю.М. Здесь два вопроса. Первый вопрос вы совершенно правильно ставите и вернемся к началу нашего разговора. Мы много говорим о необходимости сотрудничества и жажда сотрудничества живет в сердцах многих людей. А реализуется эта жажда медленно, на мой взгляд, знаете почему? Потому что разговоров много, а вот дел-то, вокруг которых можно было бы сплотиться, мало. Ведь само слово "сотрудничество" предполагает труд и предполагает дело, во имя которого ты трудишься. И тут конечно самая первая проблема — это культурное сотрудничество. Культура, мир через культуру — это тот завет, который дали Рерихи. Мы слишком много, по-моему, еще говорим, мы слишком много убеждаем друг друга в том, как прекрасно Учение, какие оно таит возможности , пытаемся учить друг друга, цитируя Учение, а ведь не это сейчас главное. А как нести Учение людям? И вот тут ключ дан через культуру, через то великое прошлое, которое накоплено культурным наследием каждого народа. Ведь Агни Йога не свалилась невесть откуда, она выросла из всего того лучшего, что накоплено культурой каждого народа. На Украине жил философ Григорий Сковорода — величайший ум, величайшее сознание, который заглянул в такие философские глубины, в России — Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский. И наш центр работает так, что мы пытаемся многое объяснить населению через имена, которые почитаемы каждым народом. И это сейчас чрезвычайно важно.

Теперь вторая важнейшая проблема это проблема науки. Сейчас агнийогические проблемы активно исследуются учеными, появилась целая плеяда ученых, которая работает в области тонкого мира, тонких энергий. В Москве это Шипов и Акимов, у вас, по-моему, Пак работает, Петросян во Владивостоке, у нас в Новосибирске Дмитриев активно работает, т.е. надо помогать науке в распространении этих идей, в реализации экспериментов — это тоже задача наших рериховских обществ.

Интересен эффект Кирлиан. Сейчас в целом ряде городов существует прибор, которым могут снимать ауру, диагностировать заболевания по аурическим отпечаткам пальцев. Есть медицинские центры, которые успешно работают в Москве, в Санкт-Петербурге, в Днепропетровске, т.е. наука активнейшим образом сейчас входит в эти проблемы и мы — рериховцы, должны этому способствовать, помогать, собирать совещания ученых. Всё это делается, но надо в этом направлении еще больше уходить от общих разговоров.

Когда люди собираются, проводят слайд-программы, круглые столы и одни и те же разговоры из года в год повторяются, это недопустимо. Рериховское движение не может стать религией, не может даже стать каким-то отдельным духовным направлением, оно должно пронизывать все сферы жизни. И наша задача не руководить, не давать ценные указания кому-то, а наоборот, способствовать реализации тех тонких энергий, тонких проблем нового осмысления мира, которое рождается изнутри жизни, в гуще народов. Вот это сейчас главная задача.

Сейчас очень важная, на мой взгляд, и политическая, и экономическая, и духовная проблема — это связь с Индией. Я недавно вернулся из этой страны, пробыв там месяц. Приходилось беседовать и с учеными, и с политиками, и с государственными деятелями, и с простыми людьми. И жажда сотрудничества с Россией там очень велика. Они с горечью констатируют ослабление культурных и экономических связей между нашими странами. И ключ здесь опять-таки открывают Рерихи — они завещали эту идею моста Алтай-Гималаи. Имя Рериха чрезвычайно почитаемо в Индии. И вот осуществление идеи сотрудничества с Индией, прежде всего, с духовной, но, конечно, с культурной и экономической — тоже должно стать нашей заботой. И это поможет нашему сотрудничеству в этом направлении. Мы должны помочь в реконструкции института "Урусвати", необходимы посылки наших культурных делегаций, и как нам ни трудно, нет денег, но на культуру во все времена должно хватать.

Я помню у нас в Новосибирске здание оперного театра строилось в те годы, когда немцы стояли у ворот Сталинграда. Все было для фронта, страна была нищая, а оперный театр строился. И в 1945 году 12 мая открылся оперой Глинки "Иван Сусанин". Это ли не пример нам сегодня? У нас сейчас положение лучше, ведь тогда для культуры находились средства, они должны найтись и сейчас. Выживет культура — выживет человек, не выживет культура...

В. Хотелось бы поставить вопрос о новых источниках, которые идут, говорят, с Высшего Мира, но кто-то считает, что это лжеисточники. Как Вы относитесь к тому материалу, который сейчас хлынул потоком, можно сказать, на нашу Землю?

Ю.М. Очень разборчиво. Сейчас Тонкий Мир сближается с плотным. Как никогда появилось много людей, которых называют совершенно справедливо словом "контактеры", потому что эти люди контактируют с низшими и средними слоями Тонкого Мира. Такие контакты не всегда полезны, потому что на этой почве у людей могут возникать психические расстройства. Но, вместе с тем, это процесс естественный (сближение плотного и Тонкого Миров), как бы мы от него не открещивались. Человек должен научиться в обычной плотной жизни выделять то истинное и ценное, что в ней есть, от того наносного, что подлежит унич-тожению.

Лжепосланий и практик духовных, которые рекомендуются, якобы свыше, очень сомнительного характера, сегодня стало много. Тут надо быть бдительным. Но с другой стороны, как говорила Блаватская, если в обращении много фальшивых ассигнаций, то где-то должны быть и настоящие. Потому что иначе теряется смысл существования фальшивых ассигнаций.

Настоящим трудом являются "Грани Агни Йоги", данные нам через Бориса Николаевича Абрамова и высокий источник которых был подтвержден Е.И. Рерих.

Но дело в том, что Елены Ивановны сейчас с нами нет, нет и последнего из семьи Рерихов — Святослава Николаевича, некому подтвердить. Но ведь и сказано было, что придет время, когда вы должны прислушиваться и ориентироваться и опираться на собственное распознавание, на собственное сердце, поэтому этот источник должен быть прежде всего включен и задействован. Другое дело, познакомившись в Индии пристально с образом жизни Елены Ивановны, а мы встречались там с людьми, которые имели контакты с семьей Рерихов, со слугами, и я лично убедился в тех словах, которые сказаны были в Гранях Агни Йоги, что таких людей, как Елена Ивановна, Николай Константинович уже не будет. Таких личностей, которые бы работали на таком высочайшем уровне, такого Певца гор, как Николай Константинович, не будет, он не повторится. Времени с опубликования книг Учения прошло достаточно, поэтому, как сказано в Гранях Агни Йоги, океан Учения будет литься непрерывно, поэтому нужно распознавание где истина, а где нет.

В. Юрий Михайлович, выскажите свои пожелания нашим украинским рериховским организациям.

Ю.М. Я на двести процентов за сотрудничество, за сближение. Пожелать я хочу того же, что и себе: чтобы связи между нашими народами, несмотря на разночтения в экономике, в политике и в других областях не прерывались, а наоборот, укреплялись и углублялись. Потому что мы один народ, одно древо.

В Индии, рядом с домом Рерихов растет большая сосна. У нее один ствол, а из него растут четыре ствола. Это дерево символизирует великолепную четверку Рерихов.

Я думаю, что все мы: украинцы, белорусы и россияне — выросли из одного ствола. И надо, чтобы эти три ствола не вздорили о том, кто главный, кто лучше, кто выше из них, а чтобы они всегда помнили о своем единстве, о своих корнях, о Киевской Руси и все вместе работали для блага народов.

"Единение есть легкокрылая мечта человечества. Когда же мечта приближается к намерениям, уже немного остается последователей. Претворение намерения в действие уводит большинство. Так утверждение единения есть стремление к высшему закону, который с трудом вмещается человечеством в его современном состоянии. Но каждый, кто хочет служить Братству, не боится даже самых не принятых большинством понятий. Пусть стремление к единению найдется лишь в исключительных сознаниях. Каждое здоровое место должно быть охранено. Так начнет нарождаться здоровая оболочка планеты". (Бр., 346).

АРКТУР №14-15

Рериховцы на рубеже XXI столетия


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron!