Рериховские чтения 09.10.20

И как щит Любовь призови, Красоту и Культуру!

Мы много раз говорили о Николае Константиновиче Рерихе, как о великом художнике и поэте, археологе и путешественнике, общественном деятеле, вдохновителе широкого общественного движения и борце за мировое культурное наследие.

А сегодня мы хотим поговорить о нем - как о публицисте, пророке сегодняшних дней, Великом Учителе современности и человеке, который всю свою жизнь, каждым своим словом пытался достучаться до сердец не только своих современников, но и будущих поколений, подымая животрепещущие вопросы о проблемах современности: проблемах не только планетарного, но и Вселенского масштаба…

Все материалы этой программы взяты из Учения Живой Этики и из произведений, писем и статей Н.К.Рериха.

Тот, кто внимательно наблюдает за современными мировыми событиями, не станет отрицать, что наша планета переживает нечто небывалое. Происходящее можно назвать Армагеддоном, кризисом, болезнью человечества, да и всей планеты в целом, или же – обновлением: глубоким и всеобъемлющим.

Об этих временах Николай Константинович пишет: «...сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты. Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно бы возмутились. Землетрясения, извержения, потопы, смещения климатов — всё вносит ещё больше смущения и в без того смятенный дух человеческий…».

Но эти слова не выражают и сотой доли того потрясения, что затрагивает все сущее, все основы бытия и все ценности. И вторит сказанному Агни Йога: «… могут быть времена хуже войны. Когда люди будут отворачиваться от происходящего и лишь думать о том, так продлить приятное телу существование. Но ведь не думая о будущем немыслимо обновление!

Люди утеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, приучатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате. И эпидемии будут среди наименьших бедствий. Как же тогда назвать такое время? Разве что назвать его гниением человечества?» Надземное, 286 Мир Огненный ч.2, 344.

Достигнув предела падения нравов, человечество подошло к новому рубежу: «Свет или тьма, строительство или разрушение…». Выбор, оказывается, в руках каждого из нас.

Из статьи Н.К.Рериха «Засуха». В дружеской беседе сидели три собеседника.

Один вспомнил недавний рассказ очевидца о мгновенной гибели Кветты. Как на веранде сидели вернувшиеся из театра, как вдруг послышался какой-то космический гул и рев и они выскочили на площадку, и тут же, на их глазах, в одно мгновение, Кветта была уничтожена. В этой мгновенности разрушения целого города, в пятидесяти почти тысячах жертв, в открытии нового вулкана проявилось еще одно космическое предупреждение (речь идет о разрушительном землетрясении в мае 1935 года возле города Кветта, превратившем его в руины.)

Другой собеседник вспомнил старинные знаки из Пуран, которыми предвещалось, как будут разрушаемы целые города, как иссохнет земля, как будут вымирать целые народы... Вспоминавший эти пророчества о конце Кали-Юги-темного века — собеседник сказал: “А разве сейчас мы не наблюдаем подобные знаки, еще недавно считавшиеся фантастикой? Разве не вымирают целые народы. Разве число смертей не начинает превышать число рождений… Разве не проявились именно сейчас такие небывалые засухи, сопряженные со всевозможными опустошениями. А разрушительные бури, песчаные заносы, смерчи, пожары, умирающие реки и ужасная картина мертвенной пустыни предстают повсеместно нашему взору. Вот и скажите после этой очевидности, что предусмотренное когда-то было неверно?”.

Третий собеседник напомнил и о библейских пророчествах: “Когда гремели устрашающие голоса Амоса и Иезекииля, Исаии и других провидцев, то невозможно представить, в каких гнусных и издевательских ругательствах их современники смеялись и поносили их. Конечно, безумцы и невежды и сейчас не обращают внимания на все, что выше их понимания, на все, что угрожает их торгашеской выгоде. Ведь Эдисон назывался шарлатаном, отвергалась возможность и польза работы пара, глумились над железными дорогами. И по истории можно проследить, насколько эти издевательства являлись не только непременно терновым венцом, но и как бы аттестатом истинного преуспеяния”.

Собеседники припомнили различные, очень точные определения пророчеств Амоса, еще и еще привели друг другу на память определительные выражения из Пуран и других исторических хроник…

В это время четвертый собеседник, сперва сидевший молча, вдруг воскликнул: “А вы все каркаете со своими истлевшими предсказаниями. Мое-то предсказание вернее. Говорил вчера, что сегодня биржа поднимается. Так оно и вышло. Когда еще и как исполнятся все ваши предвидения, а мое уже в кармане. Велика важность, какая-то Кветта разрушилась. Может быть, это послужит повышению моих цементных шер. А разве засуха, о которой вы так вопите, не может быть полезна? Чем больше пустынь, тем лучше. Человечество сбежится в города. Мы будем питать его патентованными средствами. Мои паи кинематографического предприятия подымутся. А то, скажите, какие благодетели нашлись! Чего доброго, еще вздумаете оживлять пустыни. Живитесь какой-то минеральной водой, а где же сода-виски, и курева-то и нет у вас! Вот несчастные люди, право, и сидеть с вами скучно. Такой простой вещи, что чем больше пустынь, тем выгоднее, — вы и не понимаете... Чем больше мы обезумим человечество в городах – вы что, этой пользы вы не понимаете? Да “после нас хоть потоп” – сказал на прощанье четвертый собеседник и, уходя, даже рассердился, видя, что трое собеседников не только не возмутились его словами, но даже сделали друг другу какие-то знаки, как бы доказывая, вот вам свидетельство живое. То есть живое не в смысле жизненности, а в смысле ходячей современности.

Да, велика засуха почвенная. Но еще более велика засуха духовная. Так писал Николай Константинович Рерих еще 1935 году.

Написанная в том же 1935 году, еще одна статья Николая Константиновича «Бичи» шокирует своей насущностью… Как будто о сегодняшних днях 85 лет назад пишет великий мыслитель Рерих. В ней читаем:

Рассказы об эпидемиях особенно будоражат сознание. Бестиями называли и называют в народе страшные болезни и пандемии, уносящие тысячи, сотни тысяч человеческих жизней. Бестия же – слово латинское, значит оно – зверь, животное. Много оно избродило по свету, так как животность и звероподобность – худшие из человеческих состояний, не раз поражали людское мышление.

Говорят, что в лишениях и страданиях очищается человеческое сознание. Спрашивается, какие же еще страдания нужны? Какие еще лишения должно претерпеть человечество, чтобы отрешиться от низшей животности. Плачевно подумать - но люди так легко привыкают даже к самым ужасным положениям вещей. И приходили они…

Чума… Из-за неожиданности появления, ее еще называют «крылатой». Точно истощив гнев свой, без всяких, казалось бы, очевидных поводов, вдруг вспыхивала эта черная смерть в неожиданном месте, в неожиданных условиях, обычно вовсе не там, где болезнь предполагали видеть. И само исчезновение ее хотя и было обусловлено принятыми мерами, но также как бы зависело еще от каких-то незримых условий.

Крылатость эпидемий и сейчас остается, как видим, довольно хорошим определителем.

За прошлый год в одних только Соединенных Штатах Америки погибло от рака сто тысяч человек. Прибавьте к этой страшной цифре еще все жертвы, унесенные раком в Европе и других странах, и получится цифра потерь целой войны. Раком ужасаются. Объявляют в газетах о средствах, вполне излечивающих рак, а цифры жертв не только не уменьшаются, но, пожалуй, угрожающе возрастают.

Надвигается и другой новый бич, носящий название испанской инфлюэнции, что каждый год протекает в разных странах. А сколько сейчас людей тяжко больных от странной формы воспаления легких?

Если же соберем все умножившиеся случаи сердечных, гортанных, легочных болезней, странного усиления давления крови, менингита, астмы, гриппа, рака и других нервно-сердечных форм, то опять можно видеть поднявшийся на человечество бич, который страшнее войн, незамечаем в кинема и дансингах, на скачках и в кулачных боях.

«…Если мировые события грозны, то может получиться целая эпидемия, ее наименования будут различны; будут приписывать сердечные, простудные или желудочные причины, но истинная причина не будет произнесена. Заметят увеличение нервных заболеваний, в конце концов, каждая болезнь затрагивает нервную систему…» - говорит Учение.

Но нельзя позволить смуте загнивать в язвах и нарывах. Точно должна произойти какая-то ускоренная прогрессия воздействий на человеческое мышление через болезни и пандемии, чтобы оно озадачилось и помыслило о путях ближайшего будущего.

Именно, чтобы озадачилось, помыслило, задумалось человечество!

Картина мира блекнет, изменяется

Стремительно сметая призрак власти.

Благополучия основы разрушаются

О, как обманчиво земное счастье!

 

И призрак денег,

Поклонение материи развеется

И зададим вопросы:

В чем радость?

В чем же наши ценности?

 

И обратится мысль в сердца,

А взгляд на звезды.

И мир внутри

Окатит гром раскаяния,

Омывши волнами

И совесть в нас и мысли.

Мы блудными детьми вернемся сызнова

К основам человечности и искренности.

Познаем ценность бескорыстной радости.

Мы ощутим Вселенную в

Единстве неисчислимых душ разнообразии.

И красоты высокая изысканность

Нас состраданьем к ближнему пронижет.

И не ради нагнетания и устрашения, а пытаясь помочь человечеству найти ответы на проявления Армагеддона через участившиеся пандемии, Николай Константинович дает действенные советы, как противостоять болезням и эпидемиям.

Почему не подумать об особой профилактике, хотя бы в тех пределах, которые легкодоступны каждому человеческому мышлению? – задается вопросом Рерих-публицист и ученый. В этой же статье читаем:

…Уже неоднократно сообщалось, что статистика повсеместно установила мясоедение как одну из причин раковых заболеваний.

Так же точно общее потрясение нервной системы в нездоровых современных городских условиях также является способствующим условием для любой  страшной болезни.

Между тем известно, что тибетские ламы излечивают некоторые виды рака растительными веществами. Также известны местности, где рак вообще неизвестен и высоты как бы являются началом, охраняющим от него. Значит, прежде всего, нужно начать исследования в этих местностях. Может быть, качество минеральных вод или почвы, близость ледников, изобилующих метеорной пылью, очищенный горный воздух и солнце – способствуют выздоровлению? Если же является хотя бы предположительная возможность обогатить способы исследования, то ведь ею нужно пользоваться, не упуская ни дня, ни часу.

Казалось бы, эти указанные обстоятельства должны явиться достаточной причиной для пробуждения сердец к такого рода исследованиям.

Главное, не следует наполнять сознание боязливостью и тем самым открыть доступ всяким заразам. Думать своевременно о профилактике – не есть признак страха - это бережливость жизни. Там, где можно предусмотреть уменьшение страданий, их и нужно предусмотреть всеми человечными мерами.

Нельзя возлагать всю заботу лишь на врачей. Все люди должны быть сотрудниками в деле широко понятого Красного Креста. Необходимо, чтобы каждая беседа собравшихся за пресловутой чашкой чая, поболтать и ложками, и языком - вносила нечто действенное. Из этих, хотя бы малых зерен сложится самое большое и самое неотложное.

Бич сам не подымается, его подымает рука. Нужно, чтобы бег и преуспеяние народов не нуждались в бичах, когда суждено так много прекрасного.

А сколько о профилактике болезней говорится в Учении Живой Этики. Напомним лишь некоторые из шлоков: «…Лечение должно быть как телесное, так и духовное. Нужно спокойное повторение Соломонова изречения: «И это пройдет». Полезные лекарства уже знаете: Nux-vomica (Чилибу?ха или Рво?тный оре?х), arsenicum (гомеопатический раствор), ferrum (железо), сода и конечно старый друг валериан. Часто говорю об этом укрепляющем и охраняющем средстве, но всякая профилактика должна быть систематичной; каждый вечер без пропусков, как солнца ежедневный путь! В случае упадка сил —  нужен мускус. Теплые ванны полезны всегда…». Надземное, 495, Мир Огненный ч.1, 386.

В статье Николая Константиновича Рериха «Здоровье», написанной 1931г читаем: «…Не только нужны жизнеохранители и жизнедатели, но нужно и осознание могущественной психической энергии, так тесно связанной с качеством нашей мысли.

Чтобы применить эту благодетельную, если правильно понятую, высокую энергию, нужно осознать и высокие пути овладения ею. Сказавший — в здоровом теле здоровая мысль — был прав. Но вопрос в том, что есть здоровое тело? и что есть здоровая мысль?

Пусть каждый разумный человек осознает - ИДЕИ управляют миром! И любая наша мысль реализуется в пространстве реальными событиями, которые впоследствии оказывают влияние и на нас и на планету в целом.

Спорт и движение на воздухе, которые в известной мере, конечно, полезны, не могут вполне заменить питание нервной системы человечества. Правда, человечество устало, но устало оно не от количества работы, ибо разумно распределенная работа утомить не может. Действительный отдых заключается не в безделии, а в мудром распределении и в смене вида работы.

Оздоровление тела, особенно теперь, когда в обиходе введено такое большое количество вновь открываемых энергий и лучей, требует иного, более заботливого отношения, нежели грубое урегулирование желудка или примитивный и часто однобокий спорт.

Если мы не можем уйти от этой искривленной социальной жизни, то, во всяком случае, мы можем вносить в нее признаки внутреннего ее оздоровления.

Повелительно вдруг вспомним мы древнюю истину, что звук и цвет (в сущности одно и то же) имеют на нас огромное влияние.

Помню, как в Лондоне д-р Юнг исследовал влияние цвета картин на различные заболевания. А изумительные опыты сэра Джагадис Боше и его разнообразные наблюдения о воздействии цвета и звука на животных и на растения.

В своей последней речи Альберт Эйнштейн призывает к усиленному изучению сокровенных сил природы.

Так, на разных континентах, по различным причинам, лучшие умы направляют человеческое мышление к расширению сознания, в котором только и заключена истинная профилактика здоровья. Они зовут к творческому синтезу, в котором чистый творческий дух является обитателем здорового организма. И в конечном синтезе, при неразделимости духа от материи, круг заключается и в обратном положении: чистый творческий дух оздоровит и тело. Так, вопрос о здоровье из врачебного департамента вырастает в сферу истинного народного просвещения и вдохновения – так писал Николай Константинович Рерих.

И как призыв к оздоровлению звучат слова Учения: «…человек должен трояко беречь здоровье. Первое — свое здоровье, затем здоровье планеты и, наконец, здоровье надземное. Последнее не есть гипербола, ибо земные жители должны дать себе отчет, что они не могут вторгаться в гармонию Надземного Мира. Также и здоровье планеты зависит от мудрого использования ее сил. Малые человеческие организмы представляют мощные батареи и, поистине, властвуют над ближайшими земными слоями. И свое здоровье человек должен беречь не только ради себя, но и для близких. Только успешное понимание трех здоровий может дать истинное преуспеяние.

Когда говорю о здоровье, конечно, имею в виду не только телесное, но и духовное. При этом, не нужно предлагать оставление жизни, ибо самое естественное здоровье духа куется в горниле жизни.

Можно на истории человечества назвать страны, где спорт стал культом и подавил значение духа. Но также можно убедиться, что эволюция совершалась блестяще, когда и телесное и духовное - были в гармонии: так в Элладе здоровье атлетов соединялось с мудростью философов - и государство преуспевало.

Человек может перейти опасный поток во спасение близкого, если он движим крыльями духа. Человек может стать стражем планеты, если он в равновесии духа и тела. Человек может послать чистые мысли в Надземные Миры, если он ведом здоровым духом.

Лишь возвышенное знание и искреннее служение общему благу составляют устои здоровья духа». Надземное, 525

 

В мире потеряно счастье,

Ибо потеряны души.

В мире царит безучастье.

Совесть материей глушат.

 

Трудно купить равновесие.

Деньги – эпитет насилия.

Радость всегда бестелесная,

Светит, струится в эфире.

 

В мире потеряно счастье.

В сумках его не ищите.

Духа полет обретите,

К свету сердца обратите.

 

Счастье рождается тихо

Из мимолетной улыбки,

Из красоты восхитительной,

Из сострадания силы.

 

Счастье обнимет нас бережно

Тихим восторгом прекрасного

Или блеснет озарением

Для бескорыстного разума.

 

Мир обретем и гармонию.

Землю больную излечим.

Жизнь будет светлой и новой

Станем когда человечнее.

 

Кончается время мертвой схоластики – пишет Николай Константинович. Вымирают темные предрассудки. Существо человеческое тянется ввысь. И вот мы опять, без всяких предвзятостей, приходим к той же необходимости проведения принципов высокой культуры во все проявления жизни.

Что же есть КУЛЬТУРА? Год назад мы уже обращались к этой теме. Но она так животрепещуща и сегодня! – что стоит вспомнить…

«Во всей истории человечества ни продовольствие, ни промышленность, ни интеллект, неосенённый светом духа - не строили истинной культуры. Корень слова “Культура” есть высшее служение совершенствованию. Культура, – говорит Рерих, – так тесно связанна с духовностью. Если мы дерзаем произносить слово “Культура”, значит, прежде всего, мы ответственны за качество. Качество нашей жизни, наших поступков, действий, слов, мыслей.

Качество, истинно, может выявиться не в механизации, но в подвиге каждодневного труда. Культурный труд всегда является творческим, некультурный – разрушающим. Свободный, радостный, самоотверженный труд, это проявление Высшей Культуры и Красоты, ибо через труд мы также прикасаемся к Высшему. Называют труд молитвой, радостью, восхождением.

В одном из буддийских монастырей ученики, желая оградить своего старого Учителя от тяжелого физического труда, спрятали инструменты, с которыми он работал в саду. В этот день Учитель отказался от пищи, сказав: «Нет работы, нет и еды».

Раньше в православных монастырях даже Святые писания читали только по праздникам, считая главной молитвой - труд на Общее Благо. В дзен-буддизме труд и сегодня рассматривается, как практическое применение Учения в жизни. И до сих пор существует выражение: «Как в монастыре», что означает: чистоту, порядок, красоту – одним словом: Культуру.

Долг каждого из нас – вносить культуру везде и во все. Культура должна облагораживать все сущее, стать ежедневной необходимостью и преобразить нашу жизнь в сияние подвига, в произведение искусства. «Даже полы могут быть вымыты прекрасно» – говорил Николай Константинович. Постоянно повторяя, как заклинание, – прекрасное, прекрасное, прекрасное, вы становитесь уже творящим в существе своем.

Особенно духовная эволюция каждого из нас должна зиждиться на культуре. Не вырастая в духовной культуре, человеческая жизнь теряет свое основание и свой смысл. Ибо что же другое дает оправдание нашей жизни, дает право на существование, как не накопление в нашей жизни сокровищ культуры?

Высшим проявлением Культуры – есть МИР!

В статье «Боль планеты» Н.К. Рерих пишет: «"Мир" не случайно означает и вселенную, и мирность. Не случайно эти два великих понятия объединены в одном звучании. Вспомнишь о вселенной, представишь и труд мирный. Приступая к труду, осознаешь и вселенную.

О мире особенно говорят, когда боятся войны.

«Мир означает неутомимое созидание. Культура же является вечным улучшением жизни основами эволюции.

Основы Мира и Культуры поистине делают человека непобедимым, и, осознавая все духовные условия, человек становится и терпимым и всевмещающим.

Что значит: посвятить себя Миру и Культуре? И Николай Константинович дает полный ответ на этот вопрос: «Изучая Основы Учения, человек не будет совершать ничего такого, что будет противоречить истинному Знанию. Помогая своему ближнему, он тем самым помогает и общему благосостоянию. Стремясь к Миру, он делается устоем развивающегося государства. Находя радость в каждодневной работе, мы покажем, что понятие Беспредельности нам не чуждо. Не клевеща на ближнего, не ссорясь, не вредя другим, мы не будем вредить самим себе и ещё раз поймём, что в вечном даянии мы получаем».

«Конфуций заповедовал: "Когда человек делается культурным - порядок царит в его семье; порядок царит и в его стране; когда же порядок будет царить в каждой стране, тогда и мир воцарится во всём мире".

Как бы простой путь. От обычного проявления и до мира всего мира. В таком пути, сказывается очень высокий и далеко не всеми осознанный мировой закон. (...) Каждый человек, каждый член семьи человеческой несёт на себе ответственность за мир всего мира. Никто не имеет права сложить с себя высокую и прекрасную обязанность добротворчества».

 «Панацеей и целителем во всех бедствиях человеческих есть – Культура. Там, где рука и мозг обессиливают, там непобедимо сердце, а сердце есть Держава Света, есть средоточие Культуры» - писал Н. К. Рерих.

Культура для Рериха – жизнедающее и оздоровляющее начало, созидающий и гармонизирующий принцип.

И каждым мгновением своей жизни Николай Константинович приносит клятву вечной верности Культуре: «Мы устали от войн, эпидемий и кризисов, от разрушений и взаимного непонимания. И лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание. Это наблюдение опыта сорокадвухлетней деятельности на поприще Культуры, Искусства, Науки…».

Только пламенное сердце может победить, только огненный дух, прокладывающий дорогу к абсолютному служению поверх человеческих предрассудков и препятствий, чинимых тьмою, может указать путь. И не случайно многие выдающиеся мировые деятели считают Рериха одним из величайших духовных вождей нашей эпохи. Ибо Рерих - воистину объединяет в себе все принципы водительства: горение духа и самопожертвование.

Потому слова Рериха возьмите за девиз своей жизни и смело идите вперед: “Если ты устал – начни еще. Если ты изнемог – начни еще и еще. И как щит Любовь призови, Красоту и Культуру!”

Надо многое понять,

Чтобы жить легко и просто,

Не судить и не пенять,

А суметь помочь и дать.

 

Надо много пережить,

Чтоб суметь увидеть звезды,

В людях Бога разглядеть,

В каждом сердце, в каждом слове.

 

Можно многое простить,

Если знаешь очень точно, -

Испытания поток

Может душу возродить.

 

Можно много света дать,

Много радости познанья,

Если сердцем обнимать

Краски, чудо мирозданья.

 

Можно тихо и светло

Путь пройти по нити сердца.

Сам гори и сам свети,

Чтоб сердцам другим согреться.

Составители:

Е.Корнейчук, Н.Мягкова

 

Список литературы

  1. Рерих Н.К. Адамант // О Вечном... М., 1994.
  2. Рерих Н.К. Щит // Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара, 1996.
  3. Рерих Н.К. Критерий Красоты // Гималаи — Обитель Света...
  4. Рерих Н.К. Культура // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992.
  5. Рерих Н.К. Красота-победительница // Рига, 1992.
  6. Рерих Н.К. Засуха. Бичи. // Адамант. Самара, 1996.
  7. Рерих Н.К. Боль планеты. // Адамант. Самара, 1996.
  8. Рерих Н.К. Здоровье. // Адамант. Самара, 1996.
  9. Рерих Н.К. Постоянная забота // Врата в Будущее. Рига, 1991.
  10. Рерих H. К. Алтай Гималаи. М: 1974.
  11. Рерих Н.К. Зажигайте сердца М: 1978.
  12. Рерих H. К. Избранное. М: Правда, 1990.
  13. Рерих H. К. Пути благословения. Минск: 1991.
  14. Учение Живой Этики., М.: МЦР, 1994-1995г..

назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2020, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес Изменение сайта: 12.06.2021