Рериховские чтения 17.03.18

Община - путь в будущее

«… Нужно уметь приурочить малое к большому. Пусть попробует одинокая пчела просуществовать без роя. Разве не поучительно наблюдать, как малые шарики ртути притягиваются к друг другу и образуют одно целое? Также и распыленный песок под воздействием ритма ложится в определенные узоры. Природа дает образцы притяжения и в этих накоплениях сказывается борьба против хаоса. Также нужно смотреть и на мировые события, иначе можно не заметить великие периоды истории…» (Надземное, 606)

Через всю историю человечества прослеживается стремление людей к совместному проживанию и труду, это было необходимым условием самого выживания и эволюции человеческой цивилизации. Но любая форма общественного устройства не является застывшей. На протяжении веков она меняется, уступая место новым видам. Наука объясняет нам такие формы как первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феода­лизм, капитализм, социализм. Она описывает их с точки зрения прав на материальную собственность. И это понятно, т.к. для большинства в совре­менном обществе вопрос материальной собственности является ключевым. Но с высшей эво­люционной точки зрения такие вопросы вторичны. С позиции высших нетленных за­конов космоса главным фактором в эволюции человечества является его духовное развитие. А распределение материальных благ и право собственности стоит на другом берегу реки жизни. 

Весь Космос работает на обобщение, на сотрудничество, только человечество всё ещё идёт вразрез с назначением. Человек должен существовать реальностью не одного воплощения, но жизни вечной, непрерывной. И тогда, забота о материальном благополучии отойдет на второй план. Агни Йога говорит: «…Только из общины мы можем мыслить о будущем. Перенесем сознание на улучшение всей жизни, и борьба за существование сменится завоеванием возможностей. Так мыслите об общине…». (Община,200).  
А разве большинство сейчас думает об этом? Но, чтобы выжить, человечеству просто необходимо встать в поток эволюции, в единение со Вселенной на улучшение и утверждение Общего Блага.

В этом важном вопросе на помощь людям приходят Великие духи и приносят знания, которые открывают понимание ис­тинной картины человеческой эволюции. Например, главы Тайной Доктрины об эволю­ции монад Е. П. Блаватской или записи Учения Живой Этики Е. И. Рерих. Люди наступающей эпохи на основе этих знаний могут расширять своё миропонимание. Изменяя мышление, люди изменят окружающий мир, приведут его в гармонию с космиче­скими законами. Только таким пу­тём возникнет новая форма общественного устройства, которая заповедана человечеству, имя которой будет «Мировая община». Учение говорит: «Смысл общины в едином помысле о развитии мира...». (Агни Йога,  29) и дает в руки людям все рычаги построения сужденного.

Когда человек начинает читать Учение Живой Этики, внутри него возгораются мощные энергии, которые выражаются в стремлении сотрудничать, делиться с кем-то своими переживаниями, стремиться улучшить самого себя и окружающий мир. Чувство одиночества в своих исканиях приводит к усилиям создать сообщество, группу единомышленников, устремление которых направлено на единение. Это и будет попыткой построения новой общины: «... ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (От Матфея 18, 20). 

В Надземном сказано: «…Пусть, где возможно, образуются малые группы, устремленные к Надземному познаванию. Такие содружества могут оказать великую помощь друг другу. Они укрепят друг друга при насмешках толп, они помогут удвоить внимание к происходящим явлениям Надземного Мира. Пусть немногочисленны такие группы, ибо вибрации отдельных участников не должны мешать гармонии. Никто не может насильно приказывать устремления к сути Бытия, но общение вибраций создаст мощное восхождение…». (Надземное 760). Эти группы будут первыми попытками создания большой мировой Общины, которая соберет тех, кто принимает сердцем ведущую Руку.

Такие попытки предпринимались уже не раз. Все объединения людей, построенные по принципу истинной общины, на протяжении многих веков создавались Великими Учителями и их ближайшими последователями. Они оставили для нас драгоценный опыт проведения в жизнь идей Общего Блага и сознание того, что построение мировой общины как эволюционно суждённой формы объединения человечества — возможно. Все эти Созидатели были звеньями Единой Цепи и Единого Плана Космической Эволюции, которая утверждается на нашей планете. Согласно древнему преданию, о котором упоминает Н.К. Рерих, «каждое столетие Архаты делают попытку просветить мир общиною. Но до сих пор ни одна из этих попыток не удалась. Неудача следовала за неудачей» (Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 360). «...Культ себеслужения разъединял человека с человеком, страну со страной; и последствиями были войны, и убийства, и притеснения» — писала Н.Д. Спирина (Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т.2 с.5–6.). Возникает закономерный вопрос: «Своевременно ли говорить о Мировой Общине в условиях надвигающейся катастрофы и падения нравов?»

Да, ибо сейчас для человечества настал решающий момент - дойдя до предела разъединения, оно стоит на краю гибели. Череда Учителей уже была явлена для спасения человечества. Но каждый раз простые основы, принятые первоначально, извращались и затемнялись теми, кому они были даны. Свет знания постепенно гас и путь терялся. И сейчас вновь приходит новый духовный Учитель, берущий на себя подвиг спасения планеты путём обновления сознания землян, и даёт новый импульс к возрождению -  Учение Живой Этики, содержащее синтез всех предшествующих религий в их чистом виде. Под Мировой Общиной в Учении Живой Этики подразумевается такое сообщество, в котором общее благо первично, а личное — вторично. И опять повторяется Великими Учителями, что остановить гибель человечества может только принятие основ общины.

Исследователи общины часто направляют свои изыскания на виды объединения, которые ведут к облегчению и улучшению жизни, к возможности сделать её более надежной и приятной.

Но, для истинных общинников важнее всего найти, опробовать и применить высшие ценности, которые повышают качество жизни и приводят человека к единению с Божественным миром. И это касается всех уровней человеческой жизни и физического и духовного. Община не является каким-то местом или собранием людей. Это состояние сознания, которое, базируясь на стремлении создать новое, обладает способностью ускорить эволюцию. Учение Жизни говорит: «…Община Духа есть высшее преображение жизни.

Община Духа не зависит от внешней формы. Она творится там, где понятие расширения сознания живет (Аум, 167).

Ни один даже малейший опыт в великом деле не может быть забыт. Николай Константинович Рерих утверждал:«Все созидатели общины должны быть узна­ны». (Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига: Виеда, 1992. с. 46.). Многие великие духовные Учителя и Реформаторы проводили в жизнь принципы общинности.

Вспомним тех, кто был отмечен в истории на протяжении многих веков. Тех, чья непоколебимая верность основам помогла создать общины, которые до сих пор служат примером.

Как пишет Е.И. Рерих, основание общины положил великий Будда (623 – 544 гг. до н.э.). «…Конечно, до Готамы был целый ряд подвижников общего блага, но учение их распылилось сотнями веков и многие основы построения общины не были твердо введены в жизнь. Потому учение Готамы должно быть принято  как  первое учение знания законов великой материи и эволюции мира…» (Е.И.Рерих «Основы буддизма»).

Для тех, кто твердо решил работать над расширением своего сознания и достижением высшего совершенства, Будда создавал условия, способствующие этому. Жизнь в общине среди людей, объединённых одним устремлением, всегда дает возможность развиваться в желаемом направлении. Будда знал, что ничто не существует вне сотрудничества, и терпеливо закладывал зёрна общинного начала. Он предвидел, что в далёком будущем на Земле будет процветать великая Мировая Община. Зная законы эволюции, основой Учения Будда заложил самодисциплину. В Агни Йоге находим: «…Люди не уясняют себе основу учения Благословенного. Основа - дисциплина. Духовно и телесно монах Общины стремился удержаться на пути…» (Озарение, 2-XII-1).

«…Припомним, как Владыка Будда учил своих учеников, как Он требовал, чтобы ученики, прежде всего, научились сдерживать свои чувства, и только когда узда духа лежала на всех чувствах ученика, только тогда Благословенный приоткрывал завесу сокровенного Учения...» (ПЕИР 11.02.29). Общины Будды не были монастырями, и вступление в них происходило без посвящений и обетов, приходящий приносил лишь готовность служить благу людей, ставя во главу всего «три драгоценности буддизма»: «прибегаю к Будде; прибегаю к учению; прибегаю к общине», — говорил входящий в неё. Выход из общины был так же прост, как и вступление, и совершался по доброй воле человека.

«…Община должна быть добровольной... Условие добровольного согласия должно лечь в основание преуспеяния…»(Община, 9).  Эти драгоценности в Учении Благословенного полностью соответствуют основам жизни ученика, о которых писала Е. П. Блаватская: «…Узри пред собою истину: добродетельная жизнь; непредубежденный и пытливый ум; чистое сердце; ясное духовное восприятие; братская любовь к своему соученику; готовность давать и получать совет и наставление; верность чувству долга пред Учителем; добровольное повиновение заветам Истины …».(Е.П.Блаватская «Инструкции для учеников внутренней группы»).

Об уединяющихся Будда говорил: «Одинокая жизнь в лесу полезна для того, кто следует ей, но она мало способствует благу людей». Елена Ивановна Рерих уточняла, что и для собственного развития уединение менее полезно, чем жизнь среди людей. Она писала: «…Лишь общение с людьми зажигает наши внутренние огни, лишь при соприкасании с ними можем мы испытать себя и заострить и закалить клинок духа нашего». (П.Е.И.Р 24.09.35)

Именно поэтому Благословенный не поощрял и аскетизм, считая, что «гораздо труднее найти терпеливого человека, нежели питающегося воздухом и кореньями». Кроме этого, наиважнейшей заповедью для общинников был отказ от собственности. «…Однажды ученики спросили Благословенного: «Как понять исполнение заповеди отказа от собственности?». Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окружении вещей, но не заслужил упрека. Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Так община должна быть принята сознанием. Можно иметь вещи и не быть собственником...» (Община, 85).
             Учитель не устанавливал многочисленных правил, он стремился сохранить полную самостоятельность учеников. Все правила общины были подсказаны жизненной необходимостью. Нелюбовь Будды к многочисленным правилам и запрещениям и желание сохранить жизненность общины выразились в его наставлении: «Поручаю общине видоизменять правила малые и малейшие в соответствии с обстоятельствами…». Особой ценностью среди общинников считалась инициатива и индивидуальные проявления, ибо человек сам является своим «творцом и освободителем», и для достижения этой цели необходимы личные усилия.

Еще одно важное условие построения эволюционной общины неуклонно выполнялось учениками Благословенного. В общинах Будды не забывались основы просвещения. В книге «Основы буддизма» читаем: «Традиции буддизма иметь при своих общинах обширные школы с философскими, медицинскими, математическими, астрономическими и прочими курсами являются прямым следствием заветов Учителя, указавшего, что "невежество есть пятно, более других пятнающее человека». Агни Йога утверждает, что «…знание есть панцирь общины, и защита знания ложится на всех членов...»(Община, 94).

Правильным был путь общины Будды, ибо найдем в АЙ подтверждение всех его наставлений: «Укажу качества, взыскующих общего блага. Первое - постоянство устремления. Второе - способность вмещения, ибо плох коммунист отрицающий, но ищущий правды достоин общего блага. Третье - уменье трудиться, ибо большинство не знает ценности времени. Четвертое - желание помочь без предрассудков и присвоения. Пятое - отказ от собственности и принятие на хранение плодов творчества других. Шестое - изгнание страха. Седьмое - бодрствование явить среди тьмы…». (Озарение, 3-IV-6).

Будда ушел с земного плана, но его идеи продолжают жить среди последователей. Но со временем люди без ведущего погружаются в обыденность и все меньше вспоминают заветы. Затем, когда сознание общины затемняется, в мир приходит новый Учитель. «Истинный вождь есть воплощение Указа Высшего. В таком вожде, как в фокусе, сходятся Веления Света и чаяния народа. Такой вождь идёт, осенённый знанием высшим, и милосердие и строительство – доспехи его. Таким вождём был Преподобный Сергий Радонежский, вдохнув героический дух в народ. Он устремил его в будущее» - читаем в сборнике Е.И. Рерих «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».       

Преподобный приступил к строительству общины в тяжкое время раздоров и войн, чтобы объединить народ и поднять его дух на новую высоту. Духовное учение общины Сергия – это учение сердца. Три основополагающих правила приобщения человека к учению сердца дал Учитель: 1) жизнь для пользы или общего блага; 2) самоотверженный личный труд в постоянной сердечной молитве, исполненной радости духа; 3) нестяжательство.

Основным постулатом для достижения единения и духовного развития Преподобный избрал труд. Он был великим общинником, строил общину не только духовно, но и материально, буквально своими руками. Он делал это просто, начав с того, что срубил церквушку и келию для жилья. А затем к нему стали приходить люди и селиться около подвижника, привлечённые его мощным духовным магнитом. Они учились у него общинножитию. Это было трудно и непривычно. И хотя Сергий непрестанно подавал им наглядный пример, изменить свое сознание получалось не у всех. Именно поэтому Преподобный главным требованием в общине избрал труд на Общее Благо, в котором человек забывает о себе. Он трудился наравне со всею братией, ничем внешне не отличаясь от остальных монахов. Вразумлял и наставлял их, не задевая достоинства, не вызывая обиды, вселял веру в помощь Высшую в самые критические моменты жизни обители, и помощь неизменно приходила. В Агни Йоге находим: «…Труд — венец Света …и фактор мироздания. Последствием труда будет твердость сознания…» (Община, 117).

Вторым заветом Преподобного стал отказ от собственности, как первейший критерий искренности общинников. Все имущество и пропитание были объединены, а главное, равными для всех. «… Самый экономный принцип — равенство, оно уничтожает преимущество и своекорыстие»(Община, 165) сказано в Учении. Эта удивительная община стала как бы прообразом будущего лучшего устройства мира, где равных людей объединяет труд и где духовные культурные ценности занимают одно из важнейших мест. В этом отношении великий общинник намного опередил своё время.

И третий постулат. Что бы ни делал Сергий, даже самую простую работу, он всегда трудился во имя Светлой Иерархии. В его учении это было важнейшим условием и средством духовного самоусовершенствования. Елена Ивановна Рерих писала: «...Подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером ввела в жизнь народа высокое нравственное учение и отметила Новую Эру… Благодаря широкому установлению… школ суровой подвижнической жизни сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг таких монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою пример высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему». (Е. И. Рерих "Знамя Преподобного Сергия Радонежского").

Мы вспомнили великих наставников общинножития из далекого прошлого. А что мы можем увидеть в современном мире? Нельзя сказать, что дальнейший период истории не был отмечен поисками и пробами новых объединений. За последнее время можно проследить образование и существование многих общин, коммун и сообществ. От других коллективов их отличало стремление создать такой тип взаимоотношений, которого нет в окружающем социальном устройстве. Эти люди выделяются тем, что самообъединяются в группы, ведут или стремятся вести образ жизни, согласный с принципами принятого ими учения. Они организовывают свою жизнь, учатся выстраивать отношения на дружественной, доверительной основе, без давления и агрессии. В совместном труде и творчестве, духовном становлении и единении друг с другом они пытаются создавать новые принципы взаимодействия между членами сообщества.

Такие объединения привлекают внимание. В мире даже существует международное  «Движение за идейные общины», которое координирует их действия и проводит статистические исследования. В 1995 году вышел очередной выпуск «Communities Directory» («Каталог сообществ») с интересными данными о том, какое месторасположение выбирают современные общины. Он сообщил, что 54 % идейных общин заявили себя как сельские, 28 % — как городские, 10 % имели сразу и городское, и сельское месторасположение, а 8 % совсем не указали своего местоположения. Многие из них существуют довольно длительное время, а некоторые распадаются через очень короткий срок.

Давайте попытаемся разобраться, почему же при таких благих намерениях людей - создать коллективы с гармоничными взаимоотношениями, далеко немногие из них оказываются достаточно жизнеспособными, чтобы просуществовать длительный период времени. Мы рассмотрим несколько таких причин, которые на наш взгляд можно считать наиболее важными. Основная причина – это отсутствие объединяющей идеи и принципов, на основе которых люди взаимодействуют. То есть, по большому счету, такое объединение не имеет основного вектора развития, в нем не разработаны принципы и характер взаимодействия членов. У людей нет общей основы, на которой они могли бы строить свои идейные, творческие, трудовые или бытовые взаимоотношения. Одним из показательных примеров таких неудачных объединений можно назвать коммуны хиппи, которые спонтанно начали образовываться в 60-х годах прошлого века в Америке и др. странах. Они создавались как противовес пуританской морали под влиянием зарождающейся поп-культуры. Основной их лозунг был ненасилие (ахимса) и внутренняя свобода, которую хиппи приравнивали к красоте. Оба лозунга можно смело назвать эволюционными.

Великий Мыслитель древности указывал, что «…свобода, и красота живут под одной кровлей» (Надземное, 485). Членами духовной общины становились те, кто разделял и реализовывал эти принципы в жизни. Хиппи правильно полагали, что духовная община – это идеальная форма общежития. Они не придерживались какой-либо определенной веры, так как это противоречило бы их основной идее. Из писем Е.И.Рерих «…для успешного и созвучного сотрудничества абсолютно необходимо, чтобы в сердцах был начертан канон «Господом твоим», искренняя терпимость и внимание к мнению другого человека, если он культурно полезное лицо и уже борется со своими недостатками…»(Письма с Гор т.2, 18.07.1939).Среди хиппи было много сторонников восточных религий - буддизма, даосизма, индуизма, в основном они были вегетарианцами и практиковали медитацию.

Почему же при всем этом такие общины не нашли свое продолжение, хотя остатки некоторых продолжают существовать и сейчас. Основной причиной, которая не позволила им развиваться, это то, что не был сформирован единый вектор развития, иначе говоря, отсутствовало практическое применение наиважнейшего фактора развития общины – высшего закона Иерархии, о котором говорит А.Й: «…нужно великий закон Иерархии охранять, как ведущее Начало» (Иерархия, 414).Только «…Учитель умеет различить освободивших сознание…» (Община, 85).

А второй, не менее важный момент, это то, что для достижения своего понимания духовности они использовали наркотики. В среде хиппи считалось естественным употребление психоделиков для достижения транссовых состояний. Но беда состоит в том, что наркотики не только вызывают у человека зависимость, то есть по большому счету лишают его свободы - главного принципа, к реализации которого стремились хиппи, но и приводят к деградации и распаду личности – что является основным противоречием не только общинного существования, но и существования человека как такового. «Алкоголизм и опий являются уродливыми попытками приблизиться к Миру Огненному. Если Самадхи естественное проявление Огня Высшего, то пламя алкоголя будет разрушителем Огня. Правда, наркотики вызывают иллюзии огненного приближения, но они же встанут надолго препятствием к овладению истинной энергией Агни. Ничто не доставляет такого несчастья в Тонком Мире, как эти противоестественные попытки вызвать Огонь без соответственного очищения…» (Мир Огненный ч.1, 120)объясняет Агни Йога.

Но когда при построении общины закладываются и выполняются основные эволюционные принципы, то и результат получается совершенно иным. Примером такого построения можно смело назвать «Трудовое Братство» Николая Николаевича Неплюева, сформированное в конце XIX века в Черниговской губернии. Потомок древнего просвещенного рода с реформаторскими традициями Николай Николаевич получил блестящее образование и в возрасте 24 лет уже служил советником при русском посольстве в Мюнхене. Однажды во сне он увидел себя в родном имении в окружении крестьянских детей и почувствовал, что его призвание в том, чтобы дать детям достойное воспитание, фундаментальные нравственные ценности, сделать их жизнь счастливой. Он считал, что только незамутненное детское сознание способно воспринять новые передовые идеи о более совершенных взаимоотношениях между людьми, о более совершенном мире. Через это поколение в дальнейшем будет возможно внести изменения во всю жизнь общества.

В этом он проявил полное созвучие с основами Живой Этики: «…нужна… вера в детей, как символ движения человечества…», (Община, 200) сказано в Учении. Главным качеством для преобразований он считал любовь в самом высоком смысле этого понятия – любовь к человеку, любовь к природе, любовь к Творцу. Неплюев говорил: «Для согласия, мира, единения и гармонии умов, сердец и жизни необходимо не понимать только, а желать и так крепко желать, чтобы желание это пересилило даже личное и семейное себялюбие... Это самоотверженное желание не может дать ни разум, ни наука, его может породить только любовь, двигающая горами, способная сделать для любящих то, что неестественно для нелюбящих, как бы умны и учены они ни были... должно... высвободить любовь из цепей себялюбия, гордости, лени, корысти и рабского страха, сделать любовь устойчивой, логичной, торжествующей над всеми препятствиями, дисциплинировать свою любовь». (из публичных лекций Н.Н. Неплюева).

Основными идеями, которые Николай Николаевич положил в фундамент создания общины, были нравственные ценности, базирующиеся на христианстве, но с глубочайшим уважением к другим конфессиям. Неплюев считал, что нравственные постулаты всех религий универсальны и исходят из одного Источника. Второй базовой основой должны стать качественное образование, высококультурная организация жизни и труда с изучением науки, искусства и умением осознавать прекрасное. Блестящая карьера дипломата была забыта, и Неплюев получает дополнительное сельскохозяйственное и экономическое образование, чтобы воплотить свои идеи в жизнь.

В «Трудовое братство» были приглашены выдающиеся педагоги, создана прекрасная библиотека. Члены братства обстоятельно изучали научные достижения в области сельского хозяйства, организации труда с привлечением передовых технологий того времени. Постоянно проводились выставки, театральные представления, поэтические встречи, чтобы прикосновение к прекрасному входило в ритм и помогало возвышению сознания. Члены сообщества не только приобщались к искусству, но и занимались самостоятельным творчеством. Кроме этого в общине было введено равенство в распределении благ и оплаты труда.

Первоначально был создан приют (пансионат) для одаренных крестьянских детей-сирот, а на его основе в дальнейшем было создано Крестовоздвиженское Трудовое Братство. Оно имело свой Устав, который защищал юридическую и экономическую самостоятельность общины и препятствовал любым попыткам ликвидировать или исказить её принципы. Неплюев добился, чтобы Устав был утвержден в 1893 году самим императором Александром III. По этому Уставу братья делились на полноправных – из числа воспитанников братских школ и приемных. Вторая категория имела равные права в распределении доходов братства, но не принимала участия в выборах и решении стратегических вопросов. Как сказано в Учении: «…нужно иметь другую организацию — друзей общины… Там, не покидая обычного уклада жизни, пришедшие могут углубить осознание общины. Такая двухстепенная организация позволяет сохранить более искренности в работе…» (Община, 133). Преподавателями в школах братства назначались воспитанники этих школ, что помогало сохранять преемственность основных идей.

В Братстве существовали семьи-гильдии по профессиональным склонностям – учителей, хлебопашцев, молочников, было провозглашено равенство полов. Община имела электростанцию, телефонную сеть, тракторную мастерскую. В земледелии использовался принцип севооборота по Докучаеву, что обеспечивало урожайность в 2,5 раза выше, чем в среднем по Черниговской губернии. Общинниками использовались новейшие достижения экономики – грамотное управление, анализ рынка, тщательно планировался и анализировался бюджет. Принципиальным моментом были свобода и добровольность.Каждый добровольно по собственному призванию вступал в Братство и так же свободно мог выйти из него. Качества, воспитанные за период жизни в общине, позволяли бывшим членам адаптироваться даже в самых сложных условиях общества того времени.

Братство Неплюева продемонстрировало более сорока лет успешного существования, а перестало существовать под разрастающимся давлением государства и его стремлением уничтожать и подавлять творческих, осознанных, социально ответственных, высокодуховных и самое главное самоорганизованых людей. Но «особая популяция» творческих людей, сформированная за годы существования общины, продолжила свою деятельность. Среди них: Семен Федорович Черненко и его дочь Екатерина Семеновна Черненко – ученые селекционеры, Павел Иванович Синица – выдающийся украинский композитор, Павел Константинович Федоренко – историк, Василий Яковлевич Басок - украинский поэт, лауреат Государственной премии СССР – селекционер П.И.Терлецкий, профессор П.П. Дорофеев, авиаконструктор – М.В.Бондаренко, вулканолог Софья Набока; художник и музыкант – Н.А.Фурсей и многие другие. Все основные идеи построения общины были реализованы в братстве Неплюева, но главным принципом было наличие ведущего фокуса, который взял ответственность за проведение этих идей в жизнь.

И даже имея такие удивительные примеры, многие считают, что община – это прошлое, история, что в современном мире, где властвуют законы рынка и конкуренции, растет давление государственной системы, такое стремление людей к объединению не актуально или его невозможно реализовать. Приведем еще один успешный пример более современного поселения.

Маринелада - это посёлок в Андалусии, Испания. Количество жителей 2600 человек. Возникла коммуна в 80-е годы 20 века. Управляет ею избранный мэр Хуан Мануэль Санчес Гордильо. После падения диктатуры Франко жители решили взять управления городом на себя. Они сформировали рабочую партию и требовали социальной справедливости. Когда рабочие перешли от слов к делу, они стали захватывать прилегающие земли — пустующие или принадлежащие богатым людям. Лозунги будущих коммунаров знакомы каждому трудящемуся - «Земля должна принадлежать тем, кто её обрабатывает». Полиция выселяла и арестовывала поселян, а они начинали всё сначала, устраивали голодовки, перекрывали дороги.

После 12 лет непрекращающейся борьбы региональные власти Андалусии сдались и выделили 1250 гектаров сельскохозяйственных земель общине города, которая оформилась в кооператив. Основной доход приносит общине занятие сельским хозяйством. Выручка от реализации продукции поступает в общий бюджет коммуны, который затем распределяется на социальные нужды. Бессменный мэр управляет городом с 1975 года и до нынешнего времени. Город подчиняется выборным законам страны, вступает в торговые отношения и признаёт частную собственность за пределами поселения.

Мы еще хотим обратить внимание на то, что Учение Живой Этики говорит о нескольких видах общины. К первому относятся несознательные объединения рабочих или земледельцев, стремящихся выработать приемлемый вид общежития. Ко второму следует определить ученые сообщества и некоторые оккультные организации, иначе говоря, тех, кто знает о плане земной эволюции. Такой коллектив единомышленников может решать не только экономические, воспитательные, ... но и научные задачи и не предполагает совместного проживания.

В 80-е годы 19 века в Петербургском университете существовало такое научно-литературное общество. Одним из его членов был Владимир Иванович Вернадский. Вокруг Вернадского сплотился круг единомышленников, с одинаковыми воззрениями на то, «как служить науке, народу, человечеству». Основные их принципы, которые они воплощали в жизнь, звучали так:

  1. Работай как можно больше.

  2. Потребляй (на себя) как можно меньше.

  3. На чужие беды смотри как на свои.

  4. Просящему у тебя дай, и не стыдись сам просить у всякого.

Ядро братства составили ученые В.И. Вернадский, Д.И. Шаховский, братья Ф.Ф и С.Ф. Ольденбурги, И.М. Гревс, А.А. Корнилов. Не только наука была их приоритетом, их волновало развитие культуры народа, поэтому все преимущества и средства, доставшиеся им по рождению, они стремились использовать для народного просвещения.

Вернадский писал: «Чувствуешь себя какой-то нераздельной частью чего-то живого большого, отдельные части которого где-то работают и бьются,  но все они соединены неразрывно крепкой цепью. …Всюду, всюду непрерывная цепь, всюду живешь в разных эпохах, в разных обстоятельствах, в разных странах, и такая тесная, такая глубокая является связь со всем человечеством, со всем земным шаром, а, следовательно, и дальше, со всей Вселенной...» (Вернадский В.И. Письма к Н.Е. Вернадской. Письмо от 3.07 1886 г.). Сила коллективной мысли не только возвысила каждого из них в выбранной области знания, но и явилась реальным вкладом в ту Ноосферу, о которой они мечтали.

Ноосфера, сфера разума получила от братства мощный живительный импульс, последствия которого будут проявляться и через столетия в жизни человечества. В этом и была большая помощь Учителям «…подвинуть человечество к научному осознанию миров…». (Озарение, 3-V-1).

Елена Ивановна Рерих писала: «…Учение «Живой Этики» рассматривает весь мир как единую Мировую Общину. Нам указано развивать в себе чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание. Обмен труда и взаимопомощь не должны накладывать условных ограничений. Всякое чрезмерное прикрепление к одному месту осуждено, ибо оно есть ограничение…». (ПЕИР 14.08.36).

Уникальным примером построения такой современной общины следует назвать нашу организацию «МАДРа», основанную в 1992 году. Девиз Академии выражен прекрасными словами «Осознание Красоты спасет Мир». А задачей общества, учредители поставили утверждение жизненности Учения «Живая Этика», наследия Рерихов и Е. П. Блаватской путем научных исследований в области медицины, науки (в частности изучение и применение эффекта Кирлиан). Основа реализации всех начинаний - добровольное духовное развитие каждого члена МАДРы. В общине соединились два важнейших эволюционных действия, направленные на Общее Благо – совместный труд и научные изыскания. Елена Ивановна Рерих писала: «…Прекрасны Общины, посвящённые научным трудам, облегчающие работы учёным, занятым общею проблемою…» (ПЕИР 14. 8. 36). В 2001 году «МАДРа» стала членом IUMAB – Международного Союза Медицинской и Прикладной Биоэлектрографии. С тех пор коллектив Академии проводит исследования в области ГРВ (газоразрядной визуализации). Участвует в научных Конгрессах, издает результаты своих исследований ?на сайте "МАДРА"?, ?ведет ?просветительскую и благотворительную работу, как заповедано в Учении.

Чтобы иметь возможность практически применять полученные знания и опыт, сотрудники общими усилиями создали загородный центр физического и духовного развития. Они построили его в энергетически чистом месте, где и воплощают в жизнь основы общинножития. Если взять пример общин из далекого прошлого, то мы можем видеть только результат, а здесь есть возможность почувствовать и поделиться своими ощущениями при совместной работе на Общее Благо, увидеть горящие глаза сотрудников, которые вместе пытаются перенести опыт предшествующих общин в настоящие условия, руководствуясь советами Живой Этики. Вместе легко научиться желать Миру добра и почувствовать от этого огромную радость.

Агни Йога говорит: «…Нужно понять, что хотим пояснить радость, как нечто творческое и вдохновенное. Радость будет надежным магнитом. Мы хотим, чтобы люди поняли, где их панацея. Они могут вести лучшее, высокое Собеседование в радости. Они найдут твердых сотрудников в радости. Они захотят, чтобы Миру было хорошо в радости…»(Надземное, 55). Что дает нашей общине возможность успешно реализовывать свои планы? Еще раз обратимся к письмам Елены Ивановны Рерих: «…Прежде чем строить общины, нужны общинники с подготовленным сознанием, иначе ничего кроме ужасной тяготы и безобразной карикатуры на общину не получится… Вот почему так полезны ячейки, собирающиеся вокруг Учения Жизни, из них могут выйти носители нового сознания…» (ПЕИР 14. 8. 36 г).

Когда мы осознаем, какие качества требуются для общины, и какие препятствуют её развитию, — мы можем сформировать в своём представлении желаемый облик, а затем начинаем реализовывать его в жизни с самих себя, ибо ничто так не убеждает и не воздействует, как личный пример. Изучение Агни Йоги помогает ищущим осознать основные качества общинников.

?Наиважнейшим является умение трудиться на Общее Благо. Постепенно человек приучается отдавать часть своего труда на благо общее, не ожидая за это ни наград, ни похвалы. В таком труде рождается совершенно новый вид энергии, дающий ощущение радости и облегчения. «…все должны принять участие в таком труде. Не забудем, что каждый человек есть носитель психической энергии и может наблюдать хотя бы некоторые ее проявления. Так человек приблизится к новому счастью, и поймет, что есть Общее Благо…» (Надземное, 725). Он научится думать о других, сначала  близких, затем о дальних и незнакомых, а затем и обо всем мире. «… научится давать на общее пользование то лучшее, что он носит в себе…» (ПИЕР 29.05.36) и станет преданным сотрудником общины.

Следующим необходимым качеством будет добровольность действий. В Агни Йоге сказано: «…непременное условие должно быть выполнено. Труд должен быть добровольным. Сотрудничество должно быть добровольным. Община должна быть добровольной. Никакое насилие не должно порабощать труд…»(Община, 9).

Добровольный труд на Общее Благо приводит к пониманию существования законов Космоса, и человек начинает различать эволюционные или инволюционные явления, стремится к соблюдению законов. Ведь, «Сотрудничество должно полагаться на крепкий устав. Такое положение приучает к порядку, то есть, помогает войти в ритм. Так даже в повседневной работе выражаются великие законы Вселенной…». (Община, 8).

Самым важным законом, без которого ни построение, ни развитие общины невозможно, является закон Иерархии. «… мощь Иерархии самая жизненная, и строить можно только этим мостом. Так в основании каждого великого начинания заложена энергия, которая насыщена законом Иерархии. Только на законе ближайшей слитности можно созидать…» (Агни Йога, 662). Ни одна община не может процветать без приложения в жизнь закона Иерархии. «…Каждый строитель знает закон Иерархии». (Иерархия, 73).

Приняв сердцем ведущую руку, общинники учатся сотрудничеству. Без умения и желания сотрудничать не состоится ни одно полезное объединение. «…Каждое сотрудничество … нуждается в совершенствовании...» (Община, 1). Оно «…является основою всего мироздания, и человек, будучи частью и отражением Космоса, не может выделить себя из этого закона без саморазрушения…» (ПЕИР 24.06.30 г). Этому качеству нужно учиться, потому что сотрудничество требует напряжения многих сил. «…Около этого понятия особенно много недоумений и непонимания. Неопытные исследователи полагают, что такое расширение происходит извне и счастливый получатель лишь с признательностью принимает высший дар. Такие испытатели забывают закон свободной воли.Невозможно предположить, что Высшие Силы будут насиловать свободную волю. Наоборот, красота в том, что человек оказывается зачинателем своего восхождения, но сотрудничество проявится в зависимости от силы и чистоты мышления…»(Надземное, 860).

«Сотрудничество может быть украшением сознательного духа. Не принуждение, меньше всего соревнование, но усиление энергий посылает понятие сотрудничества» (Сердце, 86)

Что может общинникам помочь в развитии понимания сотрудничества? Конечно, работа над расширением сознания, для того чтобы оно могло вместить понятие общины. Только узость сознания препятствует вмещению. «…Идея Общины и Общего Блага является первым признаком расширения сознания... которое …утвердит знание духа - это знание приведет к Нашей Общине...» (Озарение, 3-VI-21). Об этом нам говорит Агни Йога, чей «великий опыт … даст человечеству расширение сознания...» (Беспредельность ч.2, 696). Его «…нельзя рассматривать как личное обогащение, в каждом таком очищении будет заключаться и общее благо. Мир приветствует каждый проблеск расширения сознания — это настоящий праздник…» (Надземное, 33). Учение советует подходить к расширению сознания комплексно, не ограничиваясь одним направлением. Существует много факторов, которые способствуют достижению цели.

Одним из них будет стремление к знанию и прежде всего знанию законов космоса. «Знание, знание, знание, если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы доли того страдания. Все человеческое горе происходит от невежества. Потому всякое расширение сознания есть сотрудничество с эволюцией. Всякое явление, преграждающее расширение сознания, против эволюции…» (Беспредельность ч.2, 828) и общины.

Очень важными качествами для общинников являются дружелюбие и доверие. «…Чтобы отдать свое мастерство на дело общее, нужно дружелюбие...» (Община, 3). « …в… дружелюбии находится ключ преуспеяния» (Братство, 205). «…люди начинают Общины, Сотрудничества, различные Артели и Товарищества, но в основе их не будет даже простого доверия. Значит, эти начинания очень далеки от Братства, которое будет крепким союзом доверия...» (Братство, 5).«…Без доверия нет и сотрудничества…» (Братство, 246) .

Нужно сказать, что для общинника очень важны самоотверженность и самоотречение, искренность и чуткость, мужество и бесстрашие, спокойствие и равновесие, признательность и благодарность, терпение и терпимость. Когда эти качества наработаны, они проявляются и к рядом находящимся сотрудникам, и ко всему миру. Невозможно найти земного человека, обладающего всеми качествами одновременно, но чтобы начать их воспитывать, требуется ввести в свою жизнь труд на Общее Благо, как самый важный фактор.

В нынешней эпохе существует тот идеал общины, к которому следует стремиться. Это Великое Братство Учителей. Это высшая форма единения,  в котором все члены как одно целое. Мечта о братстве существовала всегда, поверх всех верований, всех наций и всех эпох. Это - мощный сердечный магнит, который живет в недрах человеческого духа и устремляет его поверх всего на соединение с Творящим началом космоса. Наступает эпоха Мирового братства, которая является высшей формой сотрудничества.

«….Сотрудничество может начинаться и кончаться, но Братство, однажды установленное, нерушимо...» (Братство, 267). Законы и принципы объединения в нем основаны на более глубоком уровне. Братство духовно близких сотрудников представляет собой более тесный и прочный союз, нежели Община. Братские отношения строятся на понятии качества объединенной психической энергии и объединении сознаний. «…Великое Белое Братство является центром эволюции на нашей планете. Именно Твердыня Братства с помощью Космического Магнита творит равновесие, постоянно нарушаемое человеческим хаотическим мышлением…» (12.07.1939 Е. И. Рерих Е. Я. Драудзинь).

Путь к Братству можно найти, только построением общины и претворяя Учение в жизнь. «Утверждающий Общину способствует ускорению эволюции планеты. …Обратите внимание на историю прошлого; вы увидите ясные толчки преуспеяний, вы наглядно увидите, что эти толчки совпадают с проявлением идеи Общины-сотрудничества. Разрушались деспотии, проникали достижения науки, возникали новые способы труда, сияли благие дерзновения, когда развертывалось знамя сотрудничества…» (Община, 212). Если бы человечество чаще мыслило о сотрудничестве, оно давно уже вступило бы в мировое понимание Общего Блага. Только этот путь предначертан человечеству, и пройти его поможет осознание и построение Общины на Земле. «…Сама природа человечества прислушивается к каждой вести об Общине. Попытаются сказать о невозможности общины, но никто не дерзнет утверждать о вреде ее. …грубое «Я» уже сменилось творящим «Мы»…(Община, 211). И «…врата Общины ведут к дальним мирам..(Община, 98) -   следующей ступени сотрудничества. «…Как царство прекрасное пусть дальние миры живут в сознании людей…» (Беспредельность ч.1, 44), ибо суждено людям достичь осознания сотрудничества с дальними мирами и стать сотворцами Космической эволюции.

Пусть миру будет хорошо!

Составители:

Потоцкая Е., Качур О., Мягкова Н., Олейник В.


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2018, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес Изменение сайта: 18.04.2018