Рериховские чтения 17.02.18

Жизнь – Служение
(о Елене Ивановне Рерих)

Да будет каждый день наш самоотверженным
служением великому сдвигу.

Е.И.Рерих

 

В переломные моменты истории человечества, в периоды смены эпох разыгрывается древняя космическая драма — умирающие формы и догмы старого мира сражаются с зарождающимися идеями нового времени. История учит, что все точки поворота в ней имеют схожие черты: когда на смену старому мировоззрению, старым культурным, религиозным и политическим формам, приходят новые, возникает пестрая картина хаоса, парадоксов и контрастов. То, что казалось прочным и долговечным, рушится в одно мгновение, и кажется, что нет никаких точек опоры...

 Такую ситуацию мы сейчас и наблюдаем в современном мире.

Техногенные и природные катастрофы, неизлечимые болезни, голод, войны, религиозный и научный догматизм, изъяны в области воспитания, образования, медицины… И мы больше и больше осознаем что всё, происходящее на земле и с планетой Земля напрямую связано с нравственным потенциалом человечества. В АЙ сказано: «...Можем ли мы обманывать себя, что сегодня не живём среди самой страшной и губительной войны всех видов - войны духовной, которая гораздо ожесточённее всех войн в их обычном понимании.  Думают, что как-то по милосердию Свыше разъяснится погода и обогатится народ, но самое простое явление вычисления разгрома планеты и духовного оздоровления не входит в их расчет».

Но среди круговерти умирающих форм, ветер Истории приносит свежий воздух нового времени, семена новой жизни. Они находят пристанище в умах и сердцах тех, кто среди всеобщего кризиса не потерял способности работать, верить и неустанно идти вперед.

В Бхагавад-Гите Кришна говорит: «Когда праведность приходит в упадок, а неправедность воцаряется, тогда являюсь Я сам для защиты добрых, для поражения творящих зло, для восстановления Дхармы. Я рождаюсь из века в век».

В самом глубоком хаосе рождаются подвижники и святые, мученики, деятели и герои, телом живущие в старой эпохе, но умом и сердцем принадлежащие будущему, новым, еще не наступившим временам. Пифагор и Платон, Бёмэ, св. Антоний и Сократ, Миларепа и Парацельс, Томас Воган и Франциск Ассизский, Жанна д’Арк и Джордано Бруно, Блаватская и Рерихи, Циолковский и Кирлиан, Тесла. Эти люди несли свои светильники среди хаоса жизни под градом непонимания и поношения. Каждый мог приблизиться к ним, но лишь немногие умели под ликом земным усмотреть надземное их сияние, что проявится лишь в веках.

Отличаясь друг от друга языком, местом и временем воплощения – есть у них одно общее - все они беззаветное служение человечеству.

В АЙ сказано: «Их сердца знают самоотверженность во имя общего блага, самоотречение и Великое Служение. Их путь идет тернистыми тропами и не усеян венцами человеческой благодарности. Потому нужно всегда почитать тропу самоотверженности и служения, ибо каждое продвижение по лицу Земли, утверждающее героизм духа, есть явленный залог нового начала».(Мир Огненный 3, 43).

Становясь носителями новых идей, удивительных открытий, создателями прекрасных творений, они тем самым совершают поворот не только в сознании людей, но также и во вращении колеса Истории: наступает новая эпоха, а вместе с ней коренным образом меняется судьба мира.

 

Кто отдаст себя на подвиг,

Чашу яда испивая?

Кто в смирении состраданья

Жертвенно свой труд положит?

 

Кто очистит сердцем язвы,

Мира чёрные нарывы,

Примет в сердце стрелы злости

И любовью мир наполнит?

 

Только огненное сердце,

Что веками в воплощениях

Знает свет духовной жертвы,

Знает радость предстояния!

 

Перед Высшим Миром свечкой

Дух горит, горит, не тает.

Светом огненной твердыни

Озарён тот дух навеки.

 

В теле тленном человека

Свет горит любовью Высшей.

Та любовь – огонь Вселенной,

Подвига в веках твердыня!

 

Духа крылья не сломимы

В битве ярой тьмы и света.

Свет души – непобедимый.

В духе радостная жертва!

Признательность проистекает из признанья. Эти слова — есть выражение истинной признательности той, чей подвиг служения Высшему и человечеству — это тот образец, тот идеал, в котором мы так нуждаются. Можно погасить свечу, но Свет Утренней Звезды потушить невозможно. Она - предвестница Восхода, она — предтеча наступления нового Дня! Она – Урусвати, Елена Ивановна Рерих.

В 1879 году февраль подарил нам ее рождение. И сегодня, этой программой мы попробуем раскрыть великое понятие служения на примере жизни и ЕИ и тех великих подвижников-титанов духа, чьи имена вписаны в историю человечества. Свет приносимых ими энергий не только нес оздоровление пространству, но и менял сознание людей на многие века. Они питали своими токами и далекое  и близкое. И как раньше корабли водили по звёздам, та к и сегодня нам так нужны эти Звезды, думая и говоря о которых, мы приобщаемся к их сиянию. Нам так нужен их пример, так нужен образец, на который мы можем равняться.

Нам так нужна ведущая Звезда,

Далекая порой не видимая глазу,

Но сердце видит и спешит туда,

где Истин Свет - нам озаряет разум,

 

Где дух трепещет и поет душа,

Откликнувшись на вечный зов Вселенной

И выбирает путь, нести в наш тленный мир,

Огонь любви предвечный и нетленный.

 

Так нужен нам огонь прошедших впереди,

Служеньем, осветивших путь нам.

Великих жертв Махатм, достойны будьте,

Честь обретя, служением своим!

Прекрасно сказано об осознании служения  в книге Зов Учения Агни-Йоги:

«… когда дух осознает служение:
Новые крылья растут и кругом воздух поет ночью.
Путь света является пораженному взору,
И решение ума возводит ступени храма Единой Правды».
(Зов, Сентябрь 26, 1922 г).

Что же есть служение, и почему во всех Учениях предается такое большое значение этому понятию?

Эта история раскрывает смысл служения с точки зрения Корана. Согласно хадису, однажды, во время одной из поездок Мухаммада, подошел к нему бедуин и, ухватив за повод его верблюдицу, спросил: «Скажи, о Пророк, как мне избежать ада и достичь рая?» Мухаммад ответил словами Великого Учения:

 «О, Люди! Служите Господу вашему, который создал вас» (Коран 2:21) и никому иному, молись, подавай милостыню, крепи родственные узы. И через преданное служение, молитву, добрые дела и мир с близкими - спасен будешь. И еще - отпусти мою верблюдицу».

В Бхагавад Гите в 12 главе находим. Арджуна спросил Кришну: Кто более преуспел в йоге ­- тот, кто всегда преданно служит Тебе, или тот, кто поклоняется безличному Брахману или Богу-Абсолюту, непроявленному и неуничтожимому?

Кришна ответил:…

О Арджуна, если даже ты не можешь держать свой ум постоянно сосредоточенным на Мне, просто трудись для Меня, ибо, служа Моему делу, ты тоже достигнешь совершенства. Тот, кто заботится о всеобщем благе и, полностью обуздав чувства, одинаково относится ко всем живым существам, в конце концов, достигают Меня. Те, кто, обладая непоколебимой верой, идут вечным путем преданного служения, сделав Меня своей высшей целью, очень и очень дороги Мне.

ВХристианских учениях  сказано: «Как истинные последователи Иисуса, мы должны служить другим».

Апостол Павел говорил, что никто не обделён в способности делать что-то полезное. «И так, по данной вам благодати, имеем различные дарования: имеешь ли служение - пребывай в служении; учитель ли — в учении; увещатель ли - увещай; раздаватель ли - раздавай в простоте; благотворитель ли - благотвори с радушием» (Рим.12:6–8).

Ведь истинное служение по примеру Христа произрастает из искренней любви к Спасителю, а также из любви к людям, которым Он дает нам возможность и повеление помогать. 

В словаре Даля находим: «Служение – есть польза, деятельность, жизнь для других, полезное дело. А так же, труд (работа) во имя чего-то, на благо кого- либо чего-либо».

Смысл понятия «Служение» весьма широк: от простейшего на уровне взаимоотношения людей, до Высшего Служения Общему Благу и Эволюции.

К сожалению, современные люди в большинстве своем, служат лишь своим прихотям и желаниям, материальному миру и своему «хочу». В понятии служения, (работы) они скорее видят фактор насилия, чем его истинный смысл.

В АЙ сказано:  «люди не любят вообще понятия служения. Они мечтают о времени вне служения. Если им сказать, что вся жизнь будет непрерывным служением, то они разбегутся, как от самого страшного призрака.

 Утеря понятия служения обратила земное бытие в рабство и безумие.

Но сроки приближаются, когда невольно люди начнут искать смысла жизни. Не будучи мудрецами, они вынуждены будут признать жизнь, как нечто важное и ответственное.

В научном толковании люди начнут твердить об эволюции. Но затем познают, что их отношение к жизни должно быть служением. Ведь служения - есть решение задачи жизни». (Надземное, 305)

При этом сама жизнь человека – через труд, любовь и самоотверженное служение Общему Благу должна стать претворением добра, красоты и гармонии. Только этим путем человек поднимется до осознания своего назначения сотрудника и сотворца Космической Эволюции. В АЙ сказано: «…жизнь есть служение эволюции. Может быть, кто-то найдет, что проще сказать — жизнь есть эволюция. Но Мы намеренно утверждаем слово служение. Конечно, все находится в процессе эволюции, но это еще не будет полнотою жизни. Она получится лишь от осознания служения во всей его добровольности. Утверждаю добровольность служения, как непременный признак правильности пути». (Надземное, 305)

Антон Павлович Чехов сказал: "Желание служить Общему Благу должно быть потребностью души, условием личного счастья".

Ведь «…прикоснувшиеся к Служению», - сказано в АЙ, - «уже не могут представить себе существования без него. Сама жизнь, как отцветший цветок, потеряет смысл без Служения и пустота ужасная покажется без приложения сил на Общее Благо… (Мир Огненный ч.2, 247)

Поэтому, вопрос служения должен рассматриваться применительно к каждой минуте жизни.

Великое - прекрасно в простоте,

Где каждый день дает возможность взлета.

Путь сердца – в каждодневной доброте,

А мысль благая - крылья для полета.

 

Великое - доступно в каждом дне

И каждым делом, каждым чувством нашим

Мы можем делать эту Землю краше

И радостнее близких нам людей.

 

Нам все дано, чтобы постичь любовь:

Работы радость, мысль о Благе Общем.

Мы можем свет дарить свой всем, всегда, везде,

Как нам с небес бескрайних светит Солнце!

 

Трудом и мыслью пролагаем нить.

Служенье людям есть служенье Богу!

В трудах земных мы учимся любить

И пролагаем к Высшему дорогу.

Давайте попробуем разобраться, из чего же слагается служение?

Жить ради других, помогать другим, это, по сути, один из важнейших  Заветов Учения, то из чего слагается служение: «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. Лишь так поймем, что каждый час, отнятый у себя - отнесен будет в будущее. Сердце, пылающее помощью — Наше сердце.» (Иерархия, 434)

Это принцип новых взаимоотношений, это путь воспитания нового поколения и построения нового общества. Чтобы построить новое,  нужно заложить его основы. Учась жить жизнью другого, ради другого, мы способствуем воспитанию  людей нового сознания, закладываем основы Будущего.

Махатма Ганди. Его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых.

Ганди - настолько грандиозная фигура, что при жизни его воспринимали в точном соответствии с притчей о слоне и слепцах: один объяснял, что слон - это толстая кожистая колонна, другой - что это длинный хвост с кисточкой, и так далее. Представить слона целиком слепцы не могли.

Философ мирового масштаба, еще при жизни вызывавший равное восхищение и в Англии, и в родной Индии - это Ганди.

Революционер и первый из лидеров освободительного антиколониального движения Индии - это тоже Ганди.

Классический индийский гуру, духовный лидер - это тоже он. Тот, кто всю свою жизнь посвятил борьбе за человеческие идеалы и против раздирающих его страну религиозных распрей.  

А началось все с ущемленной гордости, когда по незнанию блестяще образованный в Лондоне адвокат, защищавший права индийцев в британской Южной Африке  Мохандас Карамчанда Ганди купил билет в вагон первого класса, оказывается - предназначавшийся только для белых. Его просто выбросили из поезда... Ошеломлению Ганди не было предела. Потребовалась вся  его жизнь, чтобы доказать и англичанам и всем прочим, что нет высшей и низших рас, нет каст, высшей и низших цивилизаций – что все мы равны.

Много лет спустя, Ганди писал: «Я не учил ничему новому... Слова «правда» и «ненасилие» столь же древние, как горы. Все, что я сделал – я постарался воплотить в жизнь оба понятия эти столь широко, как это было в моих силах».

Вся моя жизнь – это и есть мои заветы людям. ( М.К. Ганди ).

ЖЕРТВА 

Служение без Жертвы невозможно! О законе Жертвы, как ступени на пути служения, многократно говорит Учении Живой Этики:

Какою силою утвердитесь,

Как достигнете исполнения Нашего дела?

Властью, Нами данною.

Мне ли говорить о власти?

Когда глупое и все тщеславное к власти устремляется.

Но Я говорю и утверждаю:

Наша власть иная, Наша Власть – Жертва! (Зов, Сентябрь 23, 1922 г.)

 Человек становится сильным, то есть обладает властью тогда, когда он жертвует!  «…после посвящения себя на Великое Служение сам дух решает судьбу свою. Сам, без уговоров, дух определяет жертву свою. Размер жертвы, принятой добровольно решается в сердце».  (МО-2, 247).

«…стремление к Истине – есть единственное занятие, достойное героя» (Д.Бруно). Эти слова, сказанные много веков назад  и сегодня актуальны как никогда.

Великое видится на расстоянии. В истории человечества немало примеров того, как преследовались Светочи, несшие истину. В их числе был и великий учёный и мыслитель Джордано Бруно, словно о себе написавший за многие годы до своей трагической смерти: «И смерть в одном столетии дарует им жизнь во всех последующих веках».

Я отдаю лишь потому,

Что я люблю и сострадаю

И не возможно не помочь

Тому, кто падает у края.

 

Ведь сердце есть, оно стучит

И каждый миг напоминает,

Что люди мы, что мир един,

Мы братья на Земле бескрайней.

 

А жертва – это дар любви,

Дар Бога, осветивший душу

И помогая в трудный миг,

Подобны Богу станем в духе.

 

А жертва – это свет любви,

И в сердце тот огонь пребудет.

Добро творить стремись, спеши.

Мы отдаем, а значит любим!

XVI век, Италия. В ученом мире начинают изменяться взгляды на место и роль Земли в окружающем Космосе. Отрицать шарообразность Земли было уже невозможно – уже были открыты – Колумбом – Америка и  Васко де Гамой – морской путь в Индию. Польский астроном Коперник описал, что Земля не находится в центре Вселенной, она – всего лишь одна из планет, вращающихся вокруг Солнца. Но сопротивление церкви новым научным идеям было яростным и суровым.

Именно в этот период появилась личность, ставшая светочем в темные времена инквизиции - это Джордано Бруно.

В своей концепции Вселенной он написал: «Да, да, земля со своими обитателями вращается и движется в пространстве, миры бесчисленны, Вселенная безгранична. Жизнь воплощается всюду, всюду живые существа. Эта всемирная, вездесущая, бесконечная жизнь есть Вселенское Существо, которое люди называют Богом.

Тело человеческое ценно постольку, поскольку оно является орудием для божественной жизни, для жизни благородной, любящей, героической, достойной стать частью всемирной, Божественной Жизни. Истинные же бедствия на земле – это страх, ложь и низость. Бесчестие хуже смерти, ибо оно позорит жизнь, тогда как смерть всего лишь разрушает форму».

Церковь того времени не могла смириться с такими высокими и прогрессивными идеями, что уводили умы людей от нее. Восемь лет томился Бруно в тюрьмах инквизиции и пытки, примененные к нему, не дали результатов. Его дух и его служение прогрессивным идеям не были сломлены. Он писал: «кого увлекает величие его дела, тот не чувствует ужаса смерти».

Ничто не пугало этого стойкого героя и мужественно, не отрекшись от Истины, принял он приговор о страшной казни через сожжение на костре. С невозмутимым спокойствием и достоинством он лишь сказал судьям: «Быть может вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю».

 «Долог список мучеников знания и света, но такие светлые имена, как Джордано Бруно, Галилей, Иоанн Гус и Жанна д'Арк навсегда останутся в памяти человечества как огненные свидетели царства Дьявола в века Инквизиции!»  - писала Е.И. Рерих. Их самоотверженные пылающие сердца, их преданное служение человечеству - особая отрада для Высшего Мира. 

Устремление к избранной цели (целеустремленность)

Пусть не думают люди, что нужно уходить в отшельничество ради служения. Можно и среди земного быта, когда и в удаче, и в неудаче, находить прекрасное устремление, и такой подвиг служения в миру будет даже чудеснее.

Но для этого нужно избрать цель и неуклонно стремится к ней, ибо вне ее нет продвижения. Из таких убеждений складывается подвиг. Пусть он будет малый, но он должен быть зовущим. Велико служение внесения Истины в жизнь каждого дня.

Так жил и творил Константин Эдуардович Циолковский. Философ и астрономом, математик, биолог, химик, изобретатель, отец космонавтики, человек-легенда.

Но главное — он был мечтателем! И казалось, что мечты его неиссякаемы: «…только с момента применения реактивных приборов начнется новая, великая эра в астрономии — эпоха более пристального изучения Неба. И тогда стать ногой на почву астероидов, поднять рукой камень с Луны, наблюдать Марс на расстоянии нескольких десятков верст, спуститься на его спутники или даже самую его поверхность — не будет сумасбродной идеей!» - писал он.

Мысль о завоевании человеком космического пространства не покидала Циолковского всю жизнь. Еще с раннего детства, "до книг" он мечтал об "освобождении от цепей тяготения и о стремлению туда, к Солнцу…".

В АЙ сказано: «…Мечта зарождается в дни детства. Помогите зачаткам мышления, начните мечтать, ярко переживая созданные образы. Только мечты способны развить воображение. Куда же пойдем без него?» (Надземное 207)

Всю жизнь, трудясь бескорыстно, Константин Эдуардович стремился сделать что-нибудь полезное для людей. Он искренне верил, что его работы "быть может скоро дадут обществу горы хлеба и бездну могущества". В АЙсказано: «Нужно считать каждый час, когда удалось прожить на пользу дела. Служение не в обычном благополучии, но в принесении благ на пользу человечества».  (Братство, 102)

Да, над ним смеялись, глядя, как на крыше в ветреную погоду он продувает свои модели, очищая их от пыли; или рассматривает звезды в подзорную трубу. Он не замечал насмешек. «Мы, наученные историей, должны быть мужественней и не прекращать своей деятельности от неудач, - писал он - Надо искать их причины и устранять их». Эти простые слова не были пустой декларацией. Он так жил.

Его жизнь была трудной, иногда попросту голодной, и немало горя было в ней и слез - из семи детей лишь две дочери пережили отца. Но счастья ведь без страдания не бывает - так считал мудрец Циолковский. И поднимая голову к звездам, в необъятных просторах Вселенной он всегда искал Бога.

Впервые он доверил слова своей молитвы перу и бумаге, когда ему было 30 лет: «Отец, живущий на небе! Да узнают про существование твое все живущие на Земле... Пусть узнают про Всесильного... Пусть узнают Праведного! Пусть узнают заботящегося о несчастном человечестве! Пусть узнают и почитают! Пусть склонят свои головы несчастные для достижения счастья!..»

Проник ли он тогда уже сам за грани неведомого? Неизвестно. Но просил он не для себя, а для нас, людей — «пусть узнают»...

«Поистине,- сказано в АЙ, устремление к Высшему поможет воображению. Так зарождается образ общего счастья — оно живет в мечтах». (Надземное, 207)

 

Бег обыденный остановите.

Посмотрите!

Бездонное небо над нами!

Над крышами, над головами,

Над суетой каждодневной,

ЗВЁЗДЫ раскинулись,

Сияньем бескрайним!

 

Это не сказка, не бред,

Это – будущее человечества,

В далеких орбитах

Прекрасных планет!

 

Посмотрите дальше!

Выше!

Устремимся духом

К престолу Всевышнего!

 

ТАМ - Рождается новая песня,

Сияние счастья

И сердца надежда.

ТАМ - В лучах прекрасного Космоса

Пройдет Ваш путь,

Нового человечества,

Духа свободного!

Как глухой с детства человек, по существу самоучка, скромный школьный учитель вдруг преподал человечеству столько уроков гениального научного и духовного предвидения?

Быть может этот секрет в его любви к людям; в его преданности идее, в его жизненном принципе: «Мне всегда стыдно, как мало я еще сделал для человечества…»

И подтверждает Агни Йога: «Великое Служение может быть уделом каждого. …Каждый сам отмерит свой явленный вход, сам прикажет себе не малое, но великое Служение, и сам позовет себя к Миру Высшему неотменно. Так великое Служение есть и долг, и честь». (АУМ, 81)

Любовь и преданность

Служение есть великая забота. А первым шагом к  Служению следует понимать беспредельность любви и преданности. Ведь каждый, отдавший себя на Служение, есть насыщающий все своим огнем – сказано в АЙ.

Святой Франциск Ассизкий.

Он родился в 1182 г. в Ассизи, в семье зажиточного торговца. Проведя детство и юность в беззаботном веселье, в 25 лет он становится  на путь служения Господу. Как и Христос,  Франциск считает, что не аскеза и не бегство из мира должно составлять новую задачу христианства, а наоборот, - возвращение в мир для служения страдающему человечеству.

Он жил принципом: «Все отдать нищим и самого себя им отдать – вот жертва, угодная Богу и достойная любви к Нему.

Он не только проповедовал любовь, но и сам был преисполнен этого высокого чувства ко всем живущим. И измученные, исстрадавшиеся по высокому идеалу люди чувствовали в нем БРАТА, ДРУГА, ЗАЩИТНИКА.

Огромные толпы стекались увидеть его и услышать его страстные проповеди. Случалось, что разбойники бросали свое опасное ремесло и вступали в общину Франциска.

Однажды, когда святой Франциск, выходил из леса после молитвы, брат Массео, бывший высокого о себе мнения, неожиданно спросил его: «Почему все идут за тобой вослед, и всякий хотел бы видеть тебя, слышать тебя, и повиноваться тебе? Ты не красив, и не великой учености, в чем же твоя сила?».

Святой Франциск, встав на колени и воздав хвалу Богу, ответил, улыбнувшись: «В чем? Просто очи Бога Всевышнего,  для свершения тех чудесных деяний, которые Он замыслил совершить, не увидели среди грешников более низкого, более недостойного, более грешного, чем я... Дабы смутилась знатность, величие, сила, красота и мудрость мира, и дабы знали

Святой усматривал во всём, что содержит Мироздание, отражение ее Создателя и элемент святости.  Франциск с любовью относился ко всему живому на Земле, вплоть до того, что читал проповеди не только людям, но и зверям, и птицам – и сокол будил его каждое утро. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз; зимой кормил пчёл медом и вином; защищал от вырубки деревья; лечил больных животных и птиц.

Он ощущал себя сопричастным всякой без исключения твари и всякого творения Божьего.

И его молитва - есть смысл всей его жизни, его духовного устремления, его великой любви к Господу, к людям и всему живому на земле.

О, ГОСПОДИ!
Сделай меня орудием Твоего мира; ибо
Там, где ненависть, дай мне сеять любовь;
Там, где обида – прощение;
Там, где сомнение – веру;
Там, где отчаяние – надежду;
Там, где тьма – свет.

О Божественный Владыка!
Дай мне силы утешать, а не быть утешаемым, 
Понимать, а не быть понятым, 
Любить, а не быть любимым... 
Ибо, когда отдаем, получаем мы. 
И, прощая - обретаем себе прощение.

Аминь!

 

В одной притче сказано:

Аббат Лот пришёл к Аббату Иосифу и сказал:

- Отец, я стараюсь жить по совести, соблюдаю посты, молюсь, провожу время в медитациях и молчаливых размышлениях. Я очищаю своё сердце от греховных мыслей настолько, насколько могу. Скажи мне, что ещё я должен делать?

Старик привстал в ответ. Он вытянул свою руку в небо, и его пальцы стали похожи на десять факелов. Он произнёс:

- Вот что нужно: нужно полностью стать огнём – во всем и для всех, соединив Высшее с земным... 

Да, не было ещё такого сложного и грозного времени, как смена рас, во время которого нам пришлось жить. Ее задачи грандиозны и ответственны.

И никогда ещё не давались человечеству такие подробные, неискажённые языковыми барьерами Истинные знания о том как жить и во имя чего….

В книге «Беспредельность» сказано: «Владыки нуждались в восприимчивых сотрудниках и свидетелях… Так, только так можно творить Истину».

Как узнали бы мы о Светочах Мира, о духовных Учителях человечества, несущих свет прозрения во все века, если бы не они, сотрудники Великих Учителей.

В 20 веке такая миссия была положена на Е.И. Рерих.

Дух захватывает, когда читаешь книгу «Надземное», где 955 шлоков рассказывают о том, сколько Елена Ивановна знает, слышала, видела, чему была свидетельницей и что постигла. Именно ей было доверено право стать посредницей между нами и Великими Учителями, давшими через неё новый свет Знания и показать, на какую духовную высоту в сотрудничестве с Иерархией может подняться каждый.

Весь жизненный путь Елены Ивановны был пройден единственно приемлемым принципом на Земле: «Рукою и ногою человеческой». Всё, о чём бы она ни говорила и писала, - она знала и осуществила. И сегодня, как никогда, нам стоит обратиться к живым примерам Её удивительной жизни.

В АЙ сказано, к сожалению, многие «принимают Служение, как явление, не соответствующее действительности. Принимают Служение, как обряд, как ритм, случайно вошедший в жизнь, но  нужно осознать, что Служение есть цепь, которая сближает Высшее с низшим. Только так вся цепь Служения входит в Иерархию Блага, Высшего Блага!». (Иерархия, 393).

 Елена Ивановна Рерих - девочка, тайком несущая к себе тяжёлый том Библии; девушка, мечтающая об Общем Благе.

Она - верная спутница, самоотверженная и обладающая сердечной мудростью жена, Лада, сотрудница, вдохновлявшая творца и вестника культуры Николая Константиновича Рериха своей нежной чуткостью, мудростью, чувствознанием сердца и героизмом.

Она - любимая и любящая мама двух великих сыновей, каждый из которых оставил негасимый свет своего жизненного пути.

Она же автор книг о Будде, о Сергии Радонежском; собравшая и издавшая Криптограммы Востока; переводчица сложнейших философских текстов Е.П.Блаватской и писем Махатм.

А также вдохновительница и пламенная подвижница духа для многих учеников по всему миру, жаждущих истины. Кто-то скажет: что сложного в том, чтобы подать совет? Ответим письмом Н.К. Рерих: «…обдумывались и писались письма в самых разных странах и условиях: то среди просторов Средней Азии, то в шуме Парижа, то на высотах Гималаев. Но сердечная мысль, сказанная в них, не знала холода и сердце ЕИ всегда пылало желанием помочь и подать наилучший совет». Иногда, после очередного письма помощи, Елена Ивановна восклицала: «Чую, что накопила полный карман кармы...».

Ничто не могло сокрушить мощь Её духа. В этих устремлениях Елена Ивановна была непоколебима.

Стремление протянуть руку помощи ближнему, постоянное добротворчество вели Елену Ивановну по жизни. Русский художник В.А. Серов «уверял, что основою её сущности является движение. Вернее сказать — устремление. Она всегда готова... принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея себя. Часто остаётся лишь изумляться, откуда берутся силы? И чем больше опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее она».

Одно из главных достижений Елены Ивановны состояло в том, что ее путь к озарению был пройден ею не в аскезе, не за монастырскими стенами, а в жизни. Нужно было, живя обычной жизнью земной женщины, установить контакт с иными Мирами, стать магнитом, притягивающим на Землю необходимые для нее Высшие энергии. «Я дал огненный Камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню», - былислова Владыки.

Соединение тока ее сердца с лучом Учителя установило обмен энергий, который позволил насытить планету необходимыми для ее дальнейшей эволюции Высшими энергиями. Именно она, Елена Ивановна Рерих, осуществила эволюционный эксперимент – названный огненным опытом, и не только осмыслила каждую его деталь, но и впервые в истории человечества научно описала его. В результате трансмутации центров, ее преображенные оболочки получили способность пропускать и ассимилировать высшие энергии, так необходимые Земле. Она стала Провозвестницей наступления Новой Эпохи.

Путь овладения огнем был связан с колоссальным напряжением всех центров и прохождением так называемого «огненного мученичества». Современной науке еще предстоит разобраться в природе этих болей, которые называются «священными».

Учитель говорил: «Быть Матерью Агни Йоги не легко. Огненная работа полна опасностей: не только в земном теле, но и в тонком невозможно противостоять долго такому напряжению. Опыт Матери Агни Йоги отличается не яркостью, но измерением космическим».

 

Сколько приходили к нам пророки,

Приносили свет нам неземной,

О земное разбивая ноги,

В муках доносившие любовь.

 

Был земной тот подвиг яркий, зримый,

В сострадании зажигал сердца,

В вечности горят неугасимо

Подвиг Кришны, Будды и Христа!

 

Неземные знанья трудно принять

И вместить в сознание огонь,

Потому в земных терзаньях гибли,

Вестники, принесшие любовь.

 

Только главный подвиг не увидеть,

Подвиг сердца, льющего огонь.

Муки тела – дань земле, дань миру,

Подвиг духа – знак детей Богов.

 

Подвиг сердца, принявшего раны,

Скорби исстрадавшейся земли;

Сердца, льющего на землю радость,

А взамен, – берущего грехи.

 

Новый век спускается на землю,

Возвестить, что в подвиге – любовь!

Подвиг сердца будет нам мерилом,

Каждый стук его – ответ на Зов.

 

Трудно видеть, не глазами, сердцем,

Трудно сущность воспринять душой,

И творить пространственною мыслью,

И сражаться в мире неземном.

 

Каждый день и час нести все бремя,

В жизни быть, и в Дальние Миры

Унестись душой сквозь пыль и время,

Крыльями касаяся земли.

 

Трудно неземно, но в сердце – радость,

И тоска, и подвига огонь!

Миссия тебе великая досталась:

Низвести в материю – огонь!

 

Годы давали себя знать.  «Мне уже 70 лет, и я прошла Огненную Йогу... – писала она, - Как неземно трудно принимать в физическом теле, среди обычных условий, огненные энергии. Огненная трансмутация утончила мой организм. Я остро чувствую всю дисгармонию и все пространственные токи, мне трудно среди людей. Сердце дает часто "мертвые точки", и приходится прибегать к строфанту. Кроме того, и времени у меня мало, ибо много часов уходит на сообщения и переписывание их. Зрение мое тоже ослабло, а мои записи требуют приведения их в порядок, и мне уже так трудно писать их...».

Но в записях ЕИ находим слова Учителя, обращенные к ней:

 «...Моя Урусвати. В твоей завершающей жизни лежит, как камень основания, подвиг Матери Мира. Ты должна остаться, это столетие нуждается в подвиге твоем. Никто не сможет заменить тебя! – это Величайшее космическое знамение в творчестве около явленных сфер!»

 «Ты должна остаться» – ...слова Учителя звучали как приказ... И она осталась. Никто не мог заменить ее на Земле.

Нечеловеческая усталость сменялась чувством счастья. «… мне очень трудно сейчас, – писала Елена Ивановна. - Объяснить мое внутреннее состояние и участие в таком сотрудничестве никому не могу, да и ни к чему. Знаю, что порой лишь одна десятая моего существа участвует на земном выявлении.

И слабость, и боль являются свидетелями тяжких ассимиляций новых Лучей. Но и это входит и в Служение. Ведь Новые Лучи дают возможность пользоваться ими и постепенно прививать их нашим землянам с большей пользой для них. И радостно сознавать, что можно оказать помощь нашей Земле».

Но и земные дела не оставляли ее ни на минуту. Её деятельность широка и всеобъемлюща: она беспокоится о картинах Николая Константиновича, торопит сотрудников в Америке с переводом и публикацией книг Живой Этики, занимается комитетами Пакта Рериха, способствует развитию женского движения.

 «Урусвати знает, что человек иногда не может распознать границу личного и Общего Блага». Но, «люди когда-то придут к заключению, что благо едино, и что не может быть деления на личное и общее. ...Каждая мысль добра есть уже и личная, и общая». (Надземное, 472)

Она прошла путь беззаветного служения и преданности Высшему и избранной задаче; она оставила богатейшее наследие, насытив пространство новыми эволюционными идеями; она проложила пути в Надземное… 

В рамках одной программы мы не можем охватить все аспекты Великого Служения Великого Светоча - Елены Ивановны Рерих. Но закончить программу хочется призывом к тому, что нам сейчас особенно необходимо, зовом к Радости. К этому призывает нас и Иерархия Света и ЕИ в своих письмах.

 «Урусвати умеет принести радость», и то, что сказано в Учении, учит нас этому спасительному чувству. «Не может быть такого состояния, которое не может обратиться в радость. Её можно найти во всём, лишь бы не закрыть на неё глаза, не впасть в уныние.

Скажут с удивлением: можно ли говорить о радости сейчас, когда столько горя, ужаса и крови кругом и такая царит во всем мире напряженность? Да, не только можно, но и должно. Ведь радость есть крылья для перелёта через пропасти». (Надземное, 55)

Благодаря ЕИ и Великим Служителям Света мы имеем великую радость приобщиться к неисчерпаемому Источнику Мудрости и Знания, преображающему нашу жизнь.

Так «Пусть же Огонь Тары будет особенно близок» каждому из нас.

 

Мы позваны Учителем служить.

Мы позваны расширить своды мысли

И там где тучи чёрные нависли

Мир Огненный для ищущих открыть.

 

Мы в будущее позваны идти,

В неведомое для других идущих

И силой свыше, данной нам в сердца

Вновь озарить потерянные души.

 

Мы позваны для главного – любить.

Сердца свои восторгом наполняя

И отдавая свет и теплоту

Мы высшее с земным соединяем.

 

Мы позваны в простом и сером дне

Найти крупицы теплоты и света.

А сердце, не способное гореть

Напрасно ждёт от Господа ответа.

 

Великое начнётся с мелочей,

С простого слова, нежности и ласки

И не поможет лицемерья маска

Там, где мерилом служит духа свет.

 

Мы позваны Учителем служить.

Служение это трудная дорога…

Простая и сердечная любовь

Соединит нас неразрывно с Богом.

 

Составители: Олейник В., Мягкова Н., Корнейчук Е., (В программе участвовали Корнейчук Е., Мягкова Н.)

Стихи  в программе: Корнейчук Е.

 

Список литературы:


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2018, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес Изменение сайта: 18.04.2018